Регулирование международной банковской деятельности
Можно выделить три уровня регулирования международной банковской деятельности: международный, национальный и микроуровень (саморегулирование). Национальный уровень является, несомненно, определяющим, поскольку, как и в регулировании любого другого международного бизнеса, межгосударственные соглашения — многосторонние, двусторонние, по линии министерств финансов, центральных банков и т.д. — направлены лишь на унификацию или гармонизацию, т.е. сближение норм и правил национального регулирования, либерализацию деятельности таких банков и регламентацию требований к ним в разных странах. Саморегулирование базируется на внутренних правилах и процедурах конкретного банка, нацелено на реализацию международной стратегии банка.
Из наиболее важных международных соглашений, относящихся к рассматриваемой проблематике, следует назвать Приложение по финансовым услугам к ГАТС в рамках Всемирной торговой организации; соглашения, подготовленные Базельским комитетом по банковскому надзору (Швейцария); а также ряд директив и инструкций, направленных на объединение банковских систем в рамках Европейского Союза.
В 1995 г. странами — членами ВТО было разработано первое и основное Приложение к ГАТС по финансовым услугам. Как и другие соглашения ВТО, в основе договоренностей в этой сфере лежат несколько основополагающих принципов: дальнейшая либерализация торговли финансовыми услугами, обеспечение режима наибольшего благоприятствования, урегулирование споров путем переговоров, возможность отступления от договоренностей, если они угрожают целостности и стабильности финансовой системы страны и нарушают права инвесторов, вкладчиков и других лиц. Поставленная цель либерализации международной финансовой деятельности и, в частности, деятельности банков достигается путем последовательных сокращений и отмены правительствами стран — членов ВТО ограничений по доступу на национальные рынки услуг. Наиболее же распространенными видами ограничений (они же основные административные инструменты регулирования) в данной области являются:
по типам юридических лиц, например, уже упомянутый выше запрет на деятельность филиалов иностранных банков;
на участие иностранного капитала, когда устанавливается в процентном отношении максимально возможная доля иностранного капитала в совокупном банковском капитале страны. Подобное ограничение, в частности, в 1993 г. было установлено Банком России для российской банковской системы в размере 12%. Позднее эта квота была отменена самим же Банком России и, строго говоря, она была бесполезна, поскольку иностранные банки до сих пор не выбирали и 9% от совокупного банковского капитала России;
по количеству иностранных поставщиков услуг;
особые требования в лицензировании, например, по составу учредителей;
квоты на обшую стоимость операций или активов иностранных банков и др.
Кроме того, страны — члены ВТО стремятся, как это и записано в Соглашении, к устранению монополизации рынков финансовых услуг.
В области регулирования международной торговли услуг в целом прослеживается та же тенденция, что и в регулировании международной торговли товарами: страны постепенно переносят центр тяжести такого регулирования с открытых и прямых форм, законодательных мер к косвенным, техническим барьерам, административным процедурам и т.п. Точно так же, как и в международной торговле товарами, развитые страны гораздо больше заинтересованы в либерализации рынков финансовых услуг других стран, чем своих.
Политика такого рода двойных стандартов четко прослеживается в их поведении на переговорах. Формально внутренние рынки развитых стран более открыты для деятельности иностранных банков, чем в развивающихся странах и странах переходной экономики. Однако при детальном рассмотрении национальных законодательств и подзаконных актов этих стран, особенно на региональном и местном уровнях, открытость национальных банковских систем не так убедительна. Скажем, в США банковское законодательство далеко от идеала и в отдельных штатах предусматривает запрет на деятельность филиалов иностранных банков, иногда иностранным банковским учреждениям запрещается принимать сбережения американцев.
Законодательство MHonix развитых стран, прежде всего ЕС, уже в 1995 г. соответствовало требованиям ГАТС и его Приложения по финансовым услугам. Однако вплоть до середины 1997 г. продолжались переговоры и уточнялись обязательства стран. Отдельные развивающиеся страны согласились на более либеральный вариант национального регулирования. Так, в Протоколе к ГАТС по финансовым услугам 1997 г., вступившем в силу в 1999 г., Индонезия, Республика Корея, Малайзия, Мексика, Филиппины согласились увеличить лимиты иностранных инвестиций в банковском секторе, Индия — увеличить лимиты на выдачу лицензий иностранным банкам, Республика Корея отменила проверки на так называемую экономическую целесообразность присутствия иностранных банков на национальном рынке и т.д.
Базельские соглашения. В 1975 г. в Швейцарии, в г. Базель на основании пресс-коммюнике руководителей центральных банков группы 10 ведущих развитых стран — учредителей Банка международных расчетов был создан Базельский комитет по банковскому надзору. Его создание явилось ответной мерой международного сообщества на банкротство крупного международного банка того времени — западногерманского банка «Банкхаус Херштатт» (крах в 1974 г.) и отсутствие у органов национального регулирования и надзора действенных инструментов и механизмов контроля за деятельностью транснациональных банковских сетей.
Проблема такого контроля заключается в том, что пришедший в национальную экономику филиал транснационального банка может развернуть масштабную банковскую деятельность и долгое время выглядеть вполне финансово здоровым, вовлекая в сферу своей активности все большее количество резидентов принимающей страны. Однако филиал ТНБ — это «верхушка айсберга», его жизнеспособность зависит не столько от выполнения нормативов национального банковского законодательства в данной стране, сколько от жизнеспособности всей транснациональной банковской структуры, большая часть которой находится за пределами страны.
Полномочия же национальных органов регулирования и контроля банковской деятельности в стране, разместившей филиал ТНБ, ограничены национальными границами. По этой причине возникла необходимость сформулировать, во-первых, единообразные требования к международной банковской деятельности в разных странах и, во-вторых, договориться о принципах действенного надзора за деятельностью всей сети ТНБ и устранить фрагментарность странового контроля за его международными операциями.
В 1975 г. Базельский комитет (БК) подготовил Доклад по надзору за иностранными банковскими учреждениями, получивший впоследствии название Конкордат 1975 г. Несмотря на рекомендательный характер этого и последующих документов БК, их положения уже перенесены в национальные банковские законодательства.
Конкордат 1975 г. содержал следующие положения:
надзор за деятельностью иностранного банковского учреждения находится в совместной компетенции органов государства происхождения и государства пребывания;
ни одно банковское учреждение не должно избежать надзора;
надзор за ликвидностью находится в компетенции органов государства пребывания;
надзор за платежеспособностью находится в компетенции органов государства происхождения, когда в стране функционирует филиал иностранного банка, и в компетенции органов государства пребывания, если создан дочерний банк;
ведется постоянный обмен соответствующей информацией между органами государства происхождения и государства пребывания и инспекции.
Конкордат 1975 г. был расширен в 1983 г. еще на один пункт — консолидированный надзор за деятельностью банковских холдингов. В 1992 г. в БК появились новые «Минимальные стандарты по надзору за международными банковскими группами и их трансграничными учреждениями», в которых предусмотрено обоюдное согласие органов государства пребывания и происхождения на создание трансграничного банковского учреждения и ряд других их прав и обязанностей.
В международном регулировании деятельности ТНБ немаловажную роль играют универсальные нормативы деятельности, разработанные БК, но инкорпорированные в национальное банковское право. Основным таким нормативом является норматив достаточности капитала банка. Он рассчитывается как отношение собственного капитала банка первого уровня к активам, взвешенным по уровню риска. БК рекомендован 8%-ный норматив достаточности капитала. Во многих странах этот норматив выше, в частности, в России он составляет 10 и 11% в зависимости от размера собственного капитала.
Помимо административных норм регулирования международной банковской деятельности на национальном уровне можно назвать и экономические инструменты. Таковыми являются: ставка рефинансирования центрального банка, налогообложение, валютный курс. Как известно, ставка рефинансирования используется центральным банком любой страны в регулировании прежде всего денежной массы и ценовой ситуации в стране. Однако уровень процентной ставки напрямую влияет на приток или отток международного ссудного капитала в страну (из страны). Не случайно международные финансовые компании — банки и инвесторы внимательно следят за «гонкой» процентных ставок в ведущих развитых странах. Их различие и динамика — например, снижение процентной ставки ФЕД до 1%, повышение учетной ставки Банка Англии до 4%, «замораживание» Европейским центральным банком на уровне 2% и т.д. — один из факторов принятия решения в международном банковском кредитовании.
Такое же воздействие оказывают динамика валютных курсов и национальные различия в налогообложении банковской деятельности: налоги на прибыль, процентный доход и пр.
Офшорный банковский бизнес
Офшорный банковский бизнес следует рассматривать как разновидность офшорного предпринимательства вообще. Наряду с офшорной страховой, инвестиционной, трастовой, общеторговой видами деятельности, офшорным судоходством развивается банковский бизнес. Последний получил необычайно широкое распространение, поэтому его нередко полностью отождествляют с офшорным предпринимательством, хотя это не так, по видам оно гораздо шире.
Офшорный банковский бизнес для участвующих в нем компаний имеет очевидные преимущества:
низкое налогообложение;
облегченная и ускоренная регистрация компании;
отсутствие валютного регулирования и прямого контроля со стороны офшорного государства;
конфиденциальность всех проводимых операций.
Основным принципом офшорного предпринимательства (не путать
с вышеназванными условиями) в банковском, как и в других видах деятельности, является нерезидентский характер бизнеса, или, по-другому, отсутствие права заключения хозяйственных сделок с резидентами офшорной страны (зоны). Офшорным банкам, как правило, запрещены кредитные и депозитные операции с резидентами офшора, другие сделки в местных валютах.
География основных офшорных зон такова. В Карибском бассейне находятся Багамские, Виргинские, Каймановы острова, Барбадос, Гренада. В Средиземноморье: Андорра, Гибралтар, Монако, Сан-Марино и др. В Африканском регионе: Сейшелы, Либерия, в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Аомынь, Сянган, Сингапур, Малайзия и др.
Офшорный банковский бизнес появился в 1965 г., когда Банк Англии разработал специальное законодательство для Багамских островов, находящихся под юрисдикцией Британской короны. Зарегистрированные здесь офшорные банки получили право обслуживать нерезидентов в иностранных валютах. Этот опыт позднее переняли другие страны Западной Европы, США для своих островных территорий или отдельных регионов страны (например, в США штат Делавер).
Сегодня в мире функционирует около 80 офшорных территорий и более 1000 офшорных банков. Через них проходит не меньше половины международного потока капитала. Из года в год растут офшорные активы международных банков (рис. 25.3).
Несмотря на небольшую долю в суммарных активах международных банков (около 1%), по абсолютной величине офшорный банковский капитал достигает суммы в 1 трлн дол.
Позиция отдельных офшорных стран меняется: в одних зонах сокращается численность зарегистрированных компаний, в других наблюдается бурный рост. Изменяется и специализация офшоров по показателям наиболее распространенных видов деятельности. Основные факторы, воздействующие сегодня на развитие офшорного бизнеса: проблема отмывания «грязных» денег и повышение открытости офшоров под «давлением» развитых стран; интеграционные процессы, сокращающие число офшоров; ситуация в мировом хозяйстве в целом и пр.
Жесткую политику развитых стран в отношении офшоров можно понять: ежегодно в виде недополученных налогов в бюджет эти страны теряют не менее 80 млрд дол., а если учесть криминальный капитал, выводимый из-под надзора государственных органов, то негативные экономические последствия еще более ощутимы. Вместе с тем не следует считать офшоры «абсолютным злом» в мировом хозяйстве. Как уже было показано, своим появлением они обязаны развитым странам, и до сих пор целый ряд офшорных островных государств находится в юрисдикции, а значит, полностью зависит от развитых стран. Так, Нормандские острова Гернси, Джерси, Сарк и остров Мэн являются административными единицами Соединенного королевства. Остров Кергелен и Французская Полинезия подчиняются Французской Республике, Макао (Аомынь) и остров Мадейра — территории Португалии.
Существование офшоров стимулирует международную экономическую активность национальных компаний развитых стран. Снижая налогооблагаемую базу, такие компании увеличивают объемы производства в этих странах, занятость и другие показатели. Не будем забывать, что огромные по своей величине международные активы офшорных компаний только зарегистрированы здесь и зафиксированы по счетам международных банков. Их реальное местонахождение — экономика развитых стран и отчасти развивающихся.
Крупнейшим офшорным банковским центром по числу зарегистрированных банков и объему их международных активов и пассивов являются Каймановы острова. По данным Банка Англии, в 2001 г. здесь было зарегистрировано 450 офшорных банков, располагающих 782 млрд дол. в активах. 364 банка были зарегистрированы на островах Гернси, Джерси и Мэн, 13 банков — на Виргинских островах и т.п.
В офшорных зонах наибольшее распространение получили три вида банковских лицензий: «А», «В» и «С». Лицензия типа «А» выдается на срок от 1 года до 5 лет, и ее действие автоматически пролонгируется, если банк не нарушает условия деятельности. Лицензия дает право осуществлять операции с резидентами и нерезидентами страны в любых иностранных валютах. Такая лицензия доступна небольшому числу наиболее авторитетных и крупных международных банков.
По лицензии типа «В» работает большинство офшорных банков, она офшорная в классическом понимании этого термина, т.е. запрещает внутриэкономические операции, но разрешает нерезидентскую деятельность почти в любых иностранных валютах и с любыми нерезидентами.
Лицензия типа «С» устанавливает ряд ограничений по видам иностранных валют и типам нерезидентов, с которыми можно проводить операции. Вместе с тем получить такую лицензию офшорному банку проще всего. Нередко по такой лицензии работают офшорные банки, создаваемые богатыми частными лицами для управления своими финансами.
Основные термины и определения
Филиал иностранного банка и дочерний банк — полноценные банковские учреждения, оказывающие весь спектр банковских услуг в соответствии с лицензией, выданной центральным банком.
Евровалюты — национальные денежные единицы, лежащие на депозитах в банках за рубежом или выдаваемые в виде кредитов и обращающиеся на рынках других стран.
Офшор — центры бизнеса (режима), связанные с уменьшением или полным исключением налогообложения доходов иностранных компаний, зарегистрированных в стране расположения центров, характеризующихся ограниченными ресурсами для собственного развития.
Вопросы для самоконтроля
Что такое транснациональный банк, в чем его сходство и различия с транснациональной корпорацией?
Каковы причины универсализации банковской деятельности в мире?
Какие услуги оказывают международные банки?
Назовите институты и принципы регулирования международной банковской деятельности.
Какие интересы преследуют иностранные банки в России и российские за рубежом?
Расскажите об особенностях современного офшорного бизнеса и его роли в международном бизнесе.
Литература
Бюллетень банковской статистики Банка России, 2004.
Логинов Б.Б. Зарубежная сеть российских банков в странах СНГ и дальнего зарубежья: внешнеэкономические аспекты развития// Мировая экономика: проблемы и тенденции. Научная книга, 2000.
Логинов Б.Б. Новая технология мирового банковского бизнеса — бизнес в Интернет//Мировая экономика: проблемы и тенденции. Научная книга, 1999.
Энг М.В., Лис Ф.А., МауэрЛ.Дж. Мировые финансы/Пер. с англ. М.:ДеКА, 1998.
РАЗДЕЛ V
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ —
ВАЖНЕЙШАЯ СФЕРА
МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ
Глава 26
Согласно международно принятым определениям, в частности в ООН, ВТО, ОЭСР, международная торговля — это трансграничный обмен товарами и услугами, совокупность внешней торговли всех стран мира. На этой терминологической базе построена и международная статистика.
Основу международной торговли составляет международное разделение труда, которое проявляется в специализации отдельных стран, национальных отраслей экономики и предприятий в производстве товаров и услуг для внешнего рынка. Существует ряд показателей, характеризующих участие страны в международном разделении труда, важнейшим из которых является «экспортная квота», т.е. отношение стоимости экспорта страны к стоимости ВВП этой страны.
Механизм возникновения материальных выгод международного разделения труда впервые был раскрыт еще в последней четверти XVIII — начале XIX в. классиками политической экономии А. Смитом и Д. Рикар-до и получил название теории сравнительных издержек производства. К трудовым издержкам последующие исследователи добавили такие факторы производства, как земля, капитал, технология, информация, предпринимательские способности и т.д.
Согласно более поздней неоклассической концепции шведских ученых Э. Хекшера и Б. Олина экспорт товаров (как результат избытка тех или иных факторов в стране) может быть заменен трансграничным перемещением факторов производства (кроме земли), а вознаграждение, полученное владельцем фактора за его использование, является ценой фактора. Сторонники этой теории негативно относились к ограничениям, затрудняющим межстрановое перемещение как товаров, так и факторов производства, выступали за свободу внешней торговли.
Классическая теория международной торговли позднее была развита и дополнена. Так, теория технологического разрыва (С. Линдер и др.) предполагает, что развитие торговли между странами одинаковой наде-ленности факторами производства вызвано в первую очередь техническими и технологическими новшествами, позволяющими производить товар с меньшими издержками.
По теории жизненного цикла продукта (Р. Верной и др.) страны могут специализироваться на производстве товаров, но на разных стадиях их «зрелости». Эта теория позже была дополнена понятием «инновации», внедрение которых в производство не только повышало конкурентоспособность товара, но и вело к экономии использования ресурсов.
Теория международной конкурентоспособности наций, или конкурентных преимуществ, М. Портера, появившаяся на рубеже XX и XXI вв., легла в основу современной внешнеторговой политики практически во всех странах. Она соединила элементы неоклассической теории и теории внешнеторговой деятельности предприятия. Конкурентоспособность страны, по Портеру, создают конкурентные преимущества предприятия, успех которого на мировом рынке зависит от правильно выбранной стратегии.
Следует отметить, что все эти теории, начиная с теории А. Смита, обслуживали интересы экономически развитых стран, предполагая максимальное развитие свободы торговли и ее либерализацию.
Современный неолиберализм, с основополагающим принципом «равных возможностей» и опорой на свободу рыночных сил при минимальном участии государства, до последнего времени является основой теории глобализации и международной торговли. Вместе с тем ведущие страны, особенно США, декларируя святость и универсальность этого принципа, не раз нарушали его, прибегая к протекционизму, если прямо или косвенно затрагивались интересы тех или иных отраслей национальной экономики. Развитие конкурентоспособности приоритетных отраслей промышленности и продвижение их продукции на мировой рынок в этих странах всегда происходило при самой активной поддержке государства, использующего для этого весь арсенал средств экономической и торговой политики.
События последних лет, особенно в связи с глобальным финансовым кризисом 1997—1999 гг., заставили многие страны, в первую очередь развивающиеся, серьезно пересмотреть свои позиции. По мнению Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), концепция «равных возможностей», применимая к промышленно развитым странам, не подходит для создания равных возможностей участия в международной торговле развивающихся стран. Необходимы «справедливые условия». На конференции ВТО в Канкуне (2003 г.) развивающиеся страны впервые консолидированно выступили в рамках группы «G-22», т.е. самых крупных и успешных развивающихся стран, как противовес политике ведущих развитых держав.
Сегодня теория и практика либерализации международной торговли, в том числе в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), нуждается в серьезной корректировке, в дифференцированном подходе с большим вниманием к интересам развивающихся стран и стран с переходной экономикой.