Менеджмент как система обеспечения конкурентоспособности
Современный менеджмент становится системой обеспечения устойчивой конкурентоспособности управляемых объектов. В повышении конкурентоспособности в международном бизнесе должны пре усматриваться следующие важные взаимосвязи: развития системы лидирования с позитивным влиянием на затраты человеческих и ресурсов, на формирование корпоративной стратегии и политики (как источников кон курентных возможностей); перестройки процессов (инновационных и производственных) в интересах более полного конкурентоспособности может мето дично повышаться путем перестройки, корректировки, модернизации про цессов по следующим контурам организапионно-управлснческого обеспечения лидирования системы:
статистического контроля процессов преобразования исходного сырья (информации, материалов, полуфабрикатов и др.) в конечные товары
конкурентные продукты и услуги (I контур);
развития прямых и обратных связей с потребителями (II контур);
регулярной переоценки уровней конкурентоспособности с учетом достижений лидеров мировой экономики, сдвигов и тенденций ее изменения (III контур).
Необходимая здесь система всеобщего обеспечения качества (продукции, управления, труда) исходит из целесообразности соединения изменений потребностей мирового рынка с развитием компании (наиболее распространенного в Японии) через цепь «внутренних потребителей» (работников компании в цепи создания потребительской ценности, обеспечивающих качество на всех этапах жизненного цикла товара), конечным звеном которой выступает покупатель. В такой системе международная маркетинговая информация проникает во все подразделения организации и к каждому сотруднику, а методичные изменения трудовых процессов увязаны с интересами конечных потребителей и собственных работников.
Международный опыт показал, что некачественное, неэтическое, социально и экологически безответственное управление и поведение приводят к потере долей мирового рынка, к неспособности устойчивого конкурирования. Следовательно, достижение мировой конкурентоспособности связано и с «экологической эффективностью»1 (по меньшей мере до уровня восстановительной способности экосистемы) по следующим направлениям:
применение всех ресурсов с максимальной эффективностью и минимальными потерями;
минимизация использования невозобновляемых ресурсов;
максимальное использование возобновляемых ресурсов;
непрсвышение скорости регенерирования ресурсов.
Вопреки традиционному представлению о «затратности» экологических мер основное преимущество нового подхода в том, что оно требует меньших капиталовложений. Зарубежный опыт перестройки производственных процессов (ряда отраслей, включая фармацевтическую, химическую, пищевую, биотехнологий), характеризующихся высокой сложностью и непредсказуемостью, свидетельствует, что значительная их рационализация позволяет сокращать на 30—50% потребление энергии и других ресурсов, предотвращать экономические и экологические потери и без значительной модернизации или закупки нового оборудования.
Разработанной и разделяемой 120 участниками Мирового бизнес-совета для выпуска конкурентно оцениваемых продуктов или услуг, повышающих качество жизни и снижающих ресурсную напряженность но жизненному циклу товаров.
ливасмые, расширяемые, углубляемые, развиваемые множественные прямые и братные связи с потребителями (в первую очередь с наиболее ценными, 20% которых обеспечивает 80% дохода организации), которые также подключаются к процессам проектирования новой продукции и услуг. Относительно невысокие расходы на формирование потребительского капитала (развитие баз данных, межличностных отношений и др.) обеспечивают компании многократно большие социально-экономические выгоды (благодаря созданию конкурентных товаров, расширению ценных советов и лояльности потребителей и др.). Такое структурирование и систематизация интеллектуального капитала облегчает визуализацию не только динамики его составляющих, но и взаимосвязей с финансовыми потоками.
Следовательно, перспективной основой ускорения конкурентного развития компании в международном бизнесе являются системно и комплексно структурированные финансовые и интеллектуальные инвестиции в человеческий капитал и информационную вооруженность, не получившие адекватного отражения в традиционном экономическом учете. Обогащение ресурсов знаний происходит в международном бизнесе по следующим направлениям: кадровому (с расширением интеллектуальных и функциональных рамок, повышением компетенции); сетевому (с реструктуризацией и развитием информационной сети, баз данных, обновлением и расширением применения технологий и др.); потребительскому/внешнеэкономическому (с улучшением конфигурации сбыта, экспортной экспансии и др.).
Подлинный конкурентный потенциал уточняется тщательным мониторингом требуемых человеческих характеристик, анализом эффективности развития интеллектуального капитала. С переходом к развитому партнерству товаропроизводители наращивают свою прибыль, участие в делах покупателей, стабильность хозяйствования, т.е. потребительский капитал.
Поэтому прогресс конкурентоспособности компании в международном бизнесе следует формировать, развивать, отслеживать и в сфере интеллектуального капитала и эффективности превращения его в финансовый капитал. В комплексном структурировании инвестиций для расширения конкурентных возможностей следует учитывать реальные ограничения финансового капитала и резервы наращивания интеллектуального капитала. Например, удвоение инвестиций в повышение эффективности материальных затрат (финансового и основного капитала) может не вызывать адекватного повышения эффективности предприятия (что доказывается и графически на примерах западноевропейских производителей промышленного оборудования), а методичные вложения в интеллектуальный капитал обеспечивают большую отдачу и подъем конкурентоспособности. Теоретически отдачу от инвестиций в интеллектуальный капитал можно выразить соотношением потоков: от интеллектуального капитала к финансовому и наоборот.