Понятие хозяйственного партнерства государства и международного бизнеса

Последние годы во многих странах мира с рыночной, а по мере отказа от командно-административных методов управления и с переходной экономикой складывается новая институциональная структура хозяйства, осуществляются значительные изменения в системе экономических отно­шений государства и частного сектора в рамках либерально-консерватив­ных доктрин. Суть происходящих изменений сводится к двум основным направлениям: изменениям пропорций распределения национального дохода в пользу предпринимательской прибыли и снижению барьеров и препятствий на пути международного бизнеса, от которого в значитель­ной части зависят экономический рост и успех экономических преобразо­ваний.

Такие трансформации охватывают все сферы деятельности и уровни хозяйствующих субъектов государства, затрагивают всевозможные сто­роны их отношений с частным сектором (функциональные, организаци­онные, финансовые и др.), проявляются не только в национальном, но также и в международном и глобальном масштабах. Они совершаются на фоне других фундаментальных процессов формирования новой экономики современного общества, глобализации производства, интернационализации капитала. Главное в отношениях партнерства государства и международ­ного бизнеса — это существенное расширение пространства для свобод­ного движения капитала, его проникновение в те сферы, которые ранее были для него недоступны.

В современном понимании хозяйственное партнерство государства и международного бизнеса представляет собой институциональный и орга­низационный альянс между государством и частными зарубежными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и дру­гими институтами в целях реализации общественно значимых проектов. Каждый такой альянс является временным, поскольку создается, как пра­вило, на определенный срок в целях выполнения конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.

Система партнерских отношений между государством и международ­ным бизнесом является одним из основополагающих элементов теории смешанной экономики, партнерства государства и частного сектора вообще (ПГЧС, Public-Privatc-Partnership — РРР), поскольку сложные формы орга­низации и хозяйствования в современных условиях невозможны без учас­тия государства в той или иной степени. Но в то же время институцио­нальная среда, в какой партнерства существуют сейчас, представляет собой относительно новую ступень в развитии партнерских отношений, проявив­шуюся в период либерализации и призванную сыграть важную роль в совер­шенствовании рыночных структур и экономики в целом.

Хозяйственное партнерство государства и международного бизнеса позволяет привлечь в государственный сектор дополнительный иностран­ный капитал, ослабить остроту бюджетных проблем, переложить на зару­бежный предпринимательский сектор основную часть рисков и одно­временно сохранить объекты в государственной собственности. В такой системе происходит объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйству­ющих субъектов — государства в форме его собственности и международ­ного бизнеса в виде частнопредпринимательских принципов хозяйствова­ния, инвестиций, менеджмента, инноваций. По существу, переход к партнерским отношениям в сфере государственной собственности озна­чает частичную приватизацию некоторых определенных законодатель­ством и договором (контрактом) функций государства.

Наиболее активно в настоящее время партнерство государства и международного бизнеса осуществляется в реальном секторе экономики — в отраслях производственной инфраструктуры (в энергетике, железно­дорожном транспорте, автодорожном хозяйстве, портах, аэропортах, магистральной транспортировке газа, коммунальном хозяйстве и т.п.). Эти отрасли составляют основу систем жизнеобеспечения экономики и общества.

Национальные правительства уже не считают сферой своей полной ответственности многие виды хозяйственной деятельности, традиционно находившиеся в ведении государства, например отрасли производствен­ной и социальной инфраструктуры. Они передают в частную собствен­ность или, что наблюдается чаще, во временное долго- и среднесрочное владение и пользование отечественному и иностранному капиталу объекты газового и энергетического хозяйства, водоснабжения и канализации, транспортных и коммуникационных систем, оставляя за собой право регу­лировать и контролировать их деятельность.

Однако этот процесс усиления партнерских отношений государства и международного бизнеса сложен и порождает множество проблем. Так, эйфория первых лет реформирования в России (конец 80-х — 90-е годы) и надежды на создание в обозримом будущем мобильного и менее обреме­ненного текущими хозяйственными проблемами государства, оперативно реагирующего на возникающие потребности общества, постепенно сме­нились трезвыми оценками трудностей. Смягчение одних проблем (напри­мер, бюджетных) поставило перед властью и обществом новые, не менее сложные задачи, которые не представлялись такими серьезными, какими они оказались в действительности.

Все более актуальной становится проблема коррупции, причем не только на национальном, но и межгосударственном уровне, о чем свиде­тельствуют многочисленные конвенции по борьбе с коррупцией, принима­емые ООН, ОЭСР, Советом Европы, Европейским Союзом, ОБСЕ, другими международными организациями. Важнейшей проблемой в международ­ных отношениях стала борьба с терроризмом.

Пока реформы в производственной инфраструктуре во всем мире нахо­дятся лишь на начальных стадиях. Они идут методом проб и ошибок. Наблюдаются не только позитивные результаты, но и просчеты, заблуж­дения, возврат к прежним позициям. Но важно, что по мере накопления опыта происходит постоянный процесс корректировки концепций и мето­дов партнерства государства и международного бизнеса, модификация подходов и инструментария.

Развитие процесса партнерских отношений государства и между­народного бизнеса определяется несколькими основными факторами.

Первый фактор -— приватизация государственных активов в той или иной форме является одним из важнейших элементов концепции либерали­зации экономики, курс на которую был взят в конце 80 — начале 90-х годов.

Второй фактор — национальные правительства не имеют финансо­вых ресурсов в объемах, достаточных для модернизации, обслуживания и расширения находящейся у государства собственности.

Третий фактор — частный национальный и международный бизнес в значительно большей степени, чем государство, обладает мобильностью, способностью к нововведениям, инновациям, использованию технических и технологических изменений. Правительство же, в свою очередь, может облегчать условия реализации проекта посредством предоставления земли под возводимые объекты, лицензий и также за счет финансово-экономи­ческих рычагов: субсидий, гарантий, других видов поддержки.

Характерными особенностями партнерства государства и между­народного бизнеса является то, что они:

ограничены во времени. Как правило, партнерство создастся под кон­кретный объект, который необходимо построить в течение определенного периода времени, а затем осуществлять его эксплуатацию;

ограничены в пространстве,, поскольку они конституируются только для конкретных объектов. Это может быть порт, аэропорт, автомобильная дорога или ее участок;

создают конкурентную основу рыночной экономики — за каждый контракт или концессию происходит достаточно серьезная конкурентная борьба, причем как в развитых, так и в развивающихся странах.

Особенность современных партнерств государства и международного бизнеса заключается также в существенном расширении географических границ. Раньше они использовались только в развитых странах, причем в ограниченных размерах. За годы либеральных реформ партнерства государства и международного бизнеса стали важным элементом хозяй­ствования более чем в 100 странах мира.

Наиболее ярко новые формы взаимодействия государства и между­народного бизнеса проявились в административно-финансовых реформах в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, на постсоветском и постсоциалистическом пространстве. В соответствии с неолиберальными концепциями развития в этих странах существенно сократился государ­ственный сектор, а функции государственного управления важнейшими объектами жизнеобеспечения стали постепенно передаваться частному бизнесу, в том числе и международному.

Партнерства могут иметь три разных уровня.

Первый уровень -— партнерство в сфере муниципальной собственности. Второй уровень — партнерство на государственном уровне, когда одним из субъектов выступает орган федеральной или региональной госу­дарственной власти.

Третий уровень — межгосударственное партнерство. Типичными примерами являются, например, строительство Евротуннеля или программа создания трансевропейских сетей, которая активно реализуется Европей­ским Союзом и странами Восточной Европы с 1999 г.

В мировой практике сложились две институциональные схемы фор­мирования партнерства.

Первая схема — формирование партнерства с нуля, наблюдается в странах Восточной Европы, развивающихся странах, в бывших совет­ских республиках.

Вторая схема представляет собой эволюционное врастание новых видов хозяйственного партнерства в сложившуюся структуру рыночной экономики. Эта схема характерна для развитых стран, в которых веками создавалась рыночная институциональная среда при государственной соб­ственности на производственную и социальную инфраструктуру.

На практике партнерство проявляется в нескольких формах: государ­ственные контракты, аренда государственного имущества, соглашения о разделе продукции, совместные государственно-частные предприятия, концессии.

Понятие хозяйственного партнерства государства и международного бизнеса - student2.ru

Наши рекомендации