Ассоциация государств юго-восточной азии

Начиная с 80-х годов XX в. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) привлекает к себе большое внимание международного бизнеса как зона динамичного экономического роста. Существенным фактором развития экономической интеграции в регионе становятся усиливающиеся настрое­ния в пользу азиатской солидарности, поиска общеазиатских ценностей. В АТР сложился «азиатский четырехугольник»: Япония — Китай —- новые индустриальные страны (НИС) — Ассоциация государств Юго-Восточ­ной Азии (АСЕАН).

АСЕАН — международное интеграционное объединение, образован­ное 8 августа 1967 г. в Бангкоке. В него вошли Индонезия, Малайзия, Син­гапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.), Вьет­нам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. АСЕАН — одно из крупнейших в мире интеграционных объединений, совокупная числен­ность населения которого насчитывает около 500 млн человек, а совокуп­ный ВВП стран АСЕАН достигает почти 1 трлн дол.

В качестве уставных целей Бангкокской декларацией об учреждении АСЕАН были определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабиль­ности в АТР. Задача превращения АСЕАН в один из мировых политиче­ских и экономических центров миогополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных экономических задач: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций, введение единой валюты и создание развернутой экономи­ческой инфраструктуры, формирование специальной структуры управле­ния внешнеэкономической деятельностью.

Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и прави­тельств, руководящим и координирующим органом служат ежегодные совещания министров иностранных дел. Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны — устроительницы очередного совещания. В Джакарте (Индонезия) функционирует постоянный Секретариат во главе с генеральным секретарем. В АСЕАН имеется 11 специализированных коми­тетов. Всего в рамках Ассоциации ежегодно проводится свыше 300 различных совещаний и мероприятий. Юридической базой отношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г. К настоящему времени разработан механизм возможного присоединения к Договору об АСЕАН других внерегиональ.

В экономической сфере страны Ассоциации проводят линию на эконо­мическую интеграцию и либерализацию в регионе на базе Соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН, Рамочного соглашения о зоне инвестиций в АСЕАН и Базового соглашения о схеме промышленного сотрудничества. В соответствии с долгосрочной программой развития АСЕАН, разработанной экспертной группой, состоящей из ведущих поли­тиков и ученых, военачальников и бизнесменов, предусматривается дости­жение уровня интеграции в АСЕАН более высокой, чем в Европейском Союзе, т.е. полное объединение государственной банковской сферы, воору­женных сил и полиции, внешнеполитических и научно-технологических ведомств и других органов управления.

За время своего существования АСЕАН зарекомендовала себя как зрелая политическая организация, однако в экономическом плане, несмотря на заявленные приоритеты, результаты интеграционного процесса весьма скромные. Распространение торговых преференций на торговлю внутри АСЕАН, о чем договаривались ранее, в общем явилось лишь декларацией о намерениях и почти не отразилось на торговых потоках между странами. Доля АСЕАН во всем объеме внешней торговли стран-членов не претерпе­вает существенного изменения. Значительная часть внешней торговли приходится на страны, расположенные вне АСЕАН,— США, Японию и др. Парадокс заключается в том, что, несмотря на существование Ассоциа­ции, ряда деклараций за развитие сотрудничества, страны — члены АСЕАН развивались в основном самостоятельно и взаимодополняемости их эко­номик не наблюдалось.

Страны с недостаточно развитой экономикой, но обладающие необхо­димыми сырьевыми и трудовыми ресурсами при иностранной поддержке финансовыми, техническими, научными средствами, способны достичь высоких темпов своего экономического развития. Когда экстенсивный рост за счет притока иностранных инвестиций был исчерпан, страны Юго-Вос­точной Азии приступили к поиску внутренних интенсивных факторов эко­номического развития, например, за счет региональной интеграции в рам­ках АСЕАН, которая пока не принесла им желаемого эффекта, но создала широкое единое экономическое пространство для плодотворного между­народного бизнеса.

Наши рекомендации