Подбор и изучение литературы
Избрав тему выпускной квалификационной работы, студент приступает к подбору литературы по ней. При этом он самостоятельно работает с каталогами библиотеки. Список источников согласовывается с научным руководителем.
Выпускная квалификационная работа выполняется на основе анализа действующего законодательства, подзаконных и иных нормативных актов, научной, практической и методической литературы.
Знание нормативных правовых актов Российской Федерации и умение ими пользоваться в современный период необходимы каждому студенту.
Важно, чтобы студент не только знал методологическую базу по теме исследования, но и имел представление о фактических правовых последствиях применения того или иного закона.
Для выполнения выпускной квалификационной работы студенту рекомендуется использовать следующие нормативно-правовые акты:
· Конституцию Российской Федерации;
· федеральные законы;
· указы Президента Российской Федерации и постановления правительства Российской Федерации;
· нормативные акты органов исполнительной власти Российской Федерации;
· законы и другие нормативные правовые акты Республики Коми;
· акты органов местного самоуправления;
· положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД), методические указания Минфина Российской Федерации, инструктивные письма;
· Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и т. д.
Выполняя работу, студент должен как можно шире привлекать новейшую информацию, относящуюся к теме исследования.
Подбор литературы целесообразно начинать с изучения тех книг и периодических изданий, которые рекомендованы к изучаемым специальным дисциплинам. Студенту следует проанализировать, с какими уже изученными или планируемыми к изучению темами наиболее близка выбранная тема выпускной квалификационной работы. По предложенному списку рекомендованной литературы по дисциплинам кафедры можно подобрать основные источники.
Знакомиться с литературой целесообразно в следующей последовательности: нормативные документы (вначале законы, затем подзаконные нормативные акты), научные издания (первоначально монографии, затем периодические издания), статистические данные.
Знакомиться с источниками следует в порядке обратном хронологическому, то есть вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем – прошлогодние, потом двухгодичной давности и т. д.
При подборе нормативно-правовых актов целесообразно использовать информацию с официальных сайтов государственных органов, регулирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации а также возможности тематического поиска документов в информационно-справочной системе «Консультант плюс», «Гарант» и др.
Данные справочно-информационные системы облегчают тематический поиск документов, а также позволяют быстро найти документ при наличии информации об органе, принявшем документ, дате принятия, номере документа. Кроме того, документы в данных электронных системах содержат комментарии и отсылки к другим нормативным актам.
Подбор монографий (книг) и статей следует производить с использованием систематических указаний литературы в библиотеках. При изучении периодических изданий лучше использовать последние в году номера журналов и газет, где помещается указатель статей, опубликованных за год.
Статистический материал, связанный с протекающими в экономике процессами, можно получить при анализе данных, опубликованных в ежегодных статистических сборниках. Данные бухгалтерских отчетов организаций можно получить в органах государственной статистики по месту нахождения организаций или на сайтах организаций.
Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы библиографические списки, содержащиеся в уже проведенных исследованиях, опубликованных в печати.
Практика показывает, что большинство студентов, имея хорошие начальные навыки работы с научными источниками, все же не умеет в краткий срок извлечь требуемую информацию из большого объема. Можно рекомендовать следующую последовательность действий, помогающую почерпнуть главное в любом издании, не читая его целиком.
В издании изучаются: заглавие; фамилия автора; наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу); время издания; количество изданий (первое, второе и т. д.); аннотация; оглавление; введение или предисловие; библиографический список, указатели; иллюстративный материал и первые предложения абзацев в представляющих интерес главах.
При изучении заглавия следует сопоставить его с темой выпускной квалификационной работы. Если заглавие совпадает с темой или уже ее, то для студента будет представлять интерес весь материал публикации. Если заглавие шире темы, то будет интересна только часть издания.
Важна известность автора. Если автор широко известен, то источник будет содержать устоявшиеся положения. Если автор малоизвестен, то к материалу следует подходить с критических позиций и обращать внимание на доказательство приводимых положений. Работы малоизвестных авторов не менее важны, чем публикации маститых ученых. Как правило, малоизвестные авторы – это начинающие исследователи. Именно они выдвигают и доказывают новые положения. Эти новые положения могут использоваться студентами в качестве направлений собственных исследований или подвергаться критике.
Наименование издательства может содержать информацию о количестве опубликованного материала. Современные книжные издательства специализируются на определенной тематике и предъявляют разные требования к качеству работы. Например, среди издательств, специализирующихся по экономической литературе, широко известны такие как «Финансы и статистика», «Бухгалтерский учет», «Инфра-М», «Дело и Сервис», «ЮНИТИ», штат которых укомплектован высококвалифицированными сотрудниками, обеспечивающими качественную подготовку к изданию наиболее интересных и актуальных работ.
Если книга выпущена учреждением, то она, как правило, отражает взгляды какой-то школы экономистов. Анализ такой книги должен быть направлен на поиск новых положений, которые следует оценивать критически.
Количество изданий говорит о востребованности книги читателями и качестве отработки материала. Чем больше количество раз переиздавалась книга, тем логичнее и доступнее изложен материал.
Аннотация помещается в начале книги и содержит, как правило, цель подготовки издания и характеристику потенциального круга читателей. На основе этих данных можно оценить, насколько близка книга к теме бакалаврского исследования.
Оглавление раскрывает структуру издания, позволяет получить информацию о поставленных проблемах. На основе изучения оглавления можно определить, какая часть издания будет полезна для бакалаврского исследования.
Во введении или предисловии наиболее часто раскрываются причины анализа исследуемых проблем, более подробно раскрывается цель книги.
Справочно-библиографические издания позволяют судить об обоснованности выдвигаемых автором положений в трудах других экономистов. Следует просмотреть библиографические списки, приводимые в конце изданий, а также библиографические ссылки в тексте. Изучение списка литературы позволит получить информацию о проведенных исследованиях в изучаемой области.
Иллюстративный материал в представляющих интерес разделах позволяет в кратчайший срок уяснить основные положения по исследуемым проблемам. Наличие рисунков, графиков, схем свидетельствует о высоком качестве проработки автором изучаемых проблем.
При подборе литературы ни в коем случае не следует поддаваться соблазну «набрать побольше». Чем больше студент наберет научных источников, тем большую долю среди них будут составлять не очень нужные для выпускной квалификационной работы публикации. Нужно подбирать информацию, относящуюся непосредственно к теме исследования.
При подборе литературы необходимо сразу составить библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленном для библиографического описания произведений печати. Записать правильно источник информации – дело минутное, но эта работа позволит сберечь в дальнейшем время.
Выдержки из нормативных правовых актов, авторские высказывания и др. цитируются дословно или излагаются своими словами.
После каждого цитирования обязательна ссылка на автора и источник – название, место год издания, номер страницы.
На основании произведенных записей составляется библиографический список, который согласовывается с научным руководителем.
Первоначальное ознакомление с подобранной литературой даст возможность студенту разобраться в важнейших вопросах темы и приступить к планированию своей деятельности по написанию выпускной квалификационной работы.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА БАКАЛАВРСКОЙ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
План выпускной квалификационной работы представляет собой составленный в определенном порядке, наряду с введением и заключением, перечень глав и развернутый список вопросов (параграфов в каждой главе).
Правильно составленный план служит основой в подготовке выпускной квалификационной работы студентом; помогает ему систематизировать научно-методический, научно-практический материал, обеспечить последовательность его изложения.
Предварительный план выпускной квалификационной работы студент составляет самостоятельно, а затем согласовывает и утверждает его с научным руководителем.
Одновременно предусматривается фактический материал, необходимый для сбора в период производственной практики.
Вместе с научным руководителем студент составляет календарный график работы, в котором предусматриваются сроки представления отдельных разделов и подразделов научному руководителю. График написания и оформления выпускной квалификационной работы помогает рационально распределить время на разработку составных частей, своевременно подготовить, оформить и представить работу к защите.
График написания и формирования выпускной квалификационной работы составляется в зависимости от выбранного студентом и согласованного с научным руководителем метода написания работы: последовательного, выборочного или целостного.
Последовательное изложение материала при хорошей подготовке студента позволяет практически сразу создать логически стройный текст, но требует сравнительно много времени, так как пока студент не закончил очередной составной части, он не может переходить к следующей. Но для написания одной составной части требуется иногда разработать несколько вариантов, пока не найдется лучший вариант.
В это время материал, почти не требующий обработки, ожидает очереди и лежит без движения.
Выборочное изложение предполагает обработку материала в любой удобной для автора последовательности, что позволяет экономить время, но может привести к потере логики изложения.
Целостное изложение материала предполагает написание всех составных частей работы с раскрытием сути рассматриваемых проблем (иногда и отдельных деталей). Написав таким образом работу и ознакомив с ней научного руководителя, возвращаются к уточнению каждой составной части работы и всей работы в целом. Целостный прием требует меньше времени на подготовку окончательного варианта, чем при последовательном методе, и, в конечном итоге, позволяет выстроить работу логически стройной.
В зависимости от индивидуальных способностей студента по согласованию с научным руководителем может быть выбран любой метод написания работы.
В развернутом плане выпускной квалификационной работы должны быть указаны:
- точное название темы;
- перечень разделов работы с выделением подразделов и пунктов;
- таблицы с полученными данными либо макеты таблиц, материалы для которых еще не собраны;
- список изученной литературы и источники, которые еще предстоит проработать.
План выпускной квалификационной работы является обязательным документом и должен состоять из введения, основной части, заключения, приложений (при наличии) и библиографического списка.
В зависимости от характера темы и наличия фактического материала в плане могут преобладать теоретические или практические проблемы. Однако в любой работе должна быть изложена теория исследуемой проблемы, проанализирована действующая практика на материалах конкретного предприятия, обоснованы конкретные предложения по совершенствованию бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, либо повышению эффективности деятельности объекта исследования.
Количество глав в выпускной квалификационной работе строго не регламентируется. Однако учитывая, что должны быть рассмотрены: теоретические, практические аспекты исследуемой темы и определены направления повышения экономической эффективности деятельности организации, работа, как правило, состоит из трех глав.
Количество параграфов в главах не регламентируется и обычно колеблется от двух до четырех.
В творческой работе план носит динамичный характер. Изменения, внесенные в план выпускной квалификационной работы, в обязательном порядке согласуются с научным руководителем.
По мере выполнения выпускной квалификационной работы ее план может уточняться.
В течение всей работы студент регулярно консультируется с научным руководителем, представляет ему выполненные части работы (желательно по подразделам), получает необходимую помощь и советы.
Примерный план бакалаврской выпускной квалификационной работы приведен в приложении 4.
План выступает основой для составления «Содержания» выпускной квалификационной работы.
Студент-выпускник может по рекомендации кафедры представить содержание и дополнительное краткое содержание работы на иностранном языке, которые оглашаются на защите и могут сопровождаться вопросами к студенту на этом же иностранном языке.
СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Структура выпускной квалификационной работы (рисунок 2 стр.16) должна соответствовать утвержденному научным руководителем плану, состоять из следующих частей:
1) титульного листа;
2) аннотации;
3) содержания;
4) перечня условных обозначений и сокращений;
Рисунок 2 - Примерная структура бакалаврской выпускной квалификационной работы
5) введения;
6) основной части;
7) заключения;
8) библиографического списка.
9) приложений.
Оформление выпускной квалификационной работы начинается с титульного листа. Титульный лист работы содержит сведения, приведенные в приложении 5.
После чего может быть приведена аннотация (как на русском, так и на иностранном языке).
Содержание включает перечисление частей работы, начиная с введения и заканчивая приложениями с указанием страниц. Элементами содержания являются названия структурных частей, разделов, подразделов (пунктов, подпунктов), представленных в выпускной квалификационной работе.
Перечень условных обозначений и сокращений составляется в том случае, если в выпускной квалификационной работе принята специфическая терминология, а также употребляются малораспространенные сокращения, новые символы и т. п. Перечень должен быть представлен в виде отдельного списка.
Во введении дается краткое обоснование выбора темы выпускной квалификационной работы, обосновывается актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы исследования. Кроме того, нужно четко определить теоретическую базу исследования, т. е. перечислить всех наиболее значимых авторов, проводивших научные или научно-практические исследования по данной проблеме; сформулировать и обосновать отношение студента к их научным позициям. Далее следует показать научную новизну и практическую значимость работы. В конце введения необходимо привести краткое содержание последующих глав выпускной квалификационной работы.
Актуальность
Актуальность темы исследования может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность.
Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к выпускной квалификационной работе.
Студент должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния экономики, управления и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы. Необходимо также обосновать недостаточность ее разработанности в научных исследованиях, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических условиях и т. д.
Выбор темы выпускной квалификационной работы и обоснование ее актуальности представляет собой одну из важнейших и сложнейших задач
работы. Умение сформулировать тему исследования и впоследствии доказать ее актуальность является первым шагом к успешной защите выпускной работы.