Особенности экономической оценки отдельных
Видов природных ресурсов
Оценка природных объектов и в составе их природных ресурсов должна осуществляться с учетом всех выполняемых ими функций и возможных областей использования.
Природные ресурсы с учетом специфики их оценки можно классифицировать на следующие виды:
– минерально-сырьевые (материальные) ресурсы;
– водные ресурсы;
– земельные ресурсы;
– лесные ресурсы;
– ресурсы особо охраняемых природных территорий и объектов;
– лечебно-оздоровительные и рекреационные ресурсы;
– пространственные ресурсы;
– ресурсы, образующиеся под воздействием солнечной энергии и гравитационных сил.
К минерально-сырьевым ресурсам относятся месторождения полезных ископаемых, ресурсы растительного и животного мира. К водным ресурсам относятся поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы.
К природным ресурсам особо охраняемых территорий относятся ресурсы природоохранного назначения и природно-заповедного фонда. К ресурсам природоохранного назначения относятся земли заказчиков (за исключением охотничьих), запретных и нерестоохранных полос; земли, занятые лесами, выполняющими защитные функции; другие земли в системе охраняемых территорий; земли памятников природы. В состав ресурсов природно-заповедного фонда включаются земельные участки с природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, эстетическое, культурное и рекреационное значение. К ним относятся заповедники, памятники природы, национальные и дендрологические парки, ботанические сады.
К ресурсам оздоровительного назначения относятся земельные участки, обладающие природными факторами (минеральными источниками, залежами лечебных грязей, климатическими и другими условиями), благоприятными для организации профилактики и лечения. Ресурсами рекреационного назначения признаются выделенные в установленном порядке земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха населения и туризма. К ним относятся земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно-стационарных и палаточных туристско-оздоровительных лагерей, домов рыболовов и охотников, детских туристических станций, парков, лесопарков, учебно-туристических зон, маркировочных трасс, пионерских и спортивных лагерей, расположенных вне земель оздоровительного назначения.
В качестве пространственного ресурса могут использоваться земля и подземные пустоты (горные выработки и пещеры). Земля как пространственный ресурс используется для расселения населения, урбанизации, размещения всех видов строительства, развития индустриальной, предпринимательской и других видов деятельности.
К ресурсам, образующимся под воздействием солнечной энергии и гравитационных сил, помимо солнечной энергии относятся: гидроэнергия, энергия волн, океанских течений и ветра.
Материальные ресурсы.Наибольший удельный вес в структуре природных ресурсов занимают материальные ресурсы. Экономическая оценка их производится в следующей очередности:
– определяются фактические и предельные (критические) нагрузки антропогенного воздействия на природные системы;
– производится оценка ассимиляционного потенциала территории;
– устанавливаются квоты (лимиты) на изъятие (добычу) природных ресурсов;
– производится оценка воздействия использования природных ресурсов на ОС;
– устанавливаются условия, при которых возможно использование природных ресурсов;
– рассчитывается интегральный эффект от использования природных ресурсов при заданных экологических ограничениях и лимитах природопользования.
Если фактические интегральные нагрузки на природные системы превышают предельные и в перспективе не представляется возможным их снизить до нормального уровня, то использование природных ресурсов, оказывающих воздействие на ОС, не допускается.
Экономическая оценка вовлекаемых в эксплуатацию материальных ресурсов производится только в пределах выделенных квот. Прежде чем осуществить хозяйственную или иную деятельность, связанную с использованием природных ресурсов, требуется проведение оценки воздействия этой деятельности на ОС (ОВОС). Только после определения условий, при которых возможно использование природных ресурсов, производится их экономическая оценка. Экономическая оценка природных ресурсов, используемых для производства материальных благ, определяется как разница между результатами и затратами с учетом фактора времени и экологических требований при заданных технических и социально-эко-номических условиях производства.
На современном этапе развития социально-экономических отношений в обществе экономическую оценку природных ресурсов следует подразделить на два вида оценки: коммерческую и народнохозяйственную. По мере совершенствования указанных отношений коммерческая оценка должна приближаться к народнохозяйственной оценке природных ресурсов. Под коммерческой оценкой природных ресурсов понимается определение максимальной величины чистого дисконтированного дохода от использования природных ресурсов, остающегося в распоряжении предприятия за расчетный период оценки. Такая оценка производится для выбора оптимальных решений с точки зрения интересов предприятия и базируется на разности между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности.
Основным методом экономической оценки природных ресурсов является метод рентной оценки.
Экономическая оценка природных ресурсов по данному методу (ЭЭ) определяется по следующим формулам:
а) эксплуатируемые природные ресурсы
ЭЭ = Д r, | (2.1) |
где Д – годовой рентный доход, определяемый по следующей формуле:
Д = Q [ Ц – З (1 + КЭ)], | (2.2) |
где Q – среднегодовой объем производства продукции;
Ц – цена единицы продукции;
З – затраты на получение единицы продукции;
КЭ – нормативный коэффициент эффективности затрат при условии,
что они осуществляются в производстве, не связанном с исполь-
зованием природных ресурсов;
r – коэффициент перевода годового дохода в суммарный дисконти-
рованный доход за расчетный период оценки.
б) неэксплуатируемые природные ресурсы
ЭЭ = Д (r – rс) – Кпр, | (2.3) |
где rс – понижающий коэффициент ценности природного ресурса, учи-
тывающий сроки строительства предприятия, доли единицы;
Кпр – приведенные капвложения по фактору времени к началу расчет-
ного периода оценки природного ресурса.
Водные ресурсы.К водным ресурсам относятся запасы поверхностных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы. Особенность оценки водных ресурсов заключается в учете многообразия их роли и областей использования (в коммунальном хозяйстве, промышленности, сельском хозяйстве, гидроэнергетике, судоходстве, сплаве древесины, рекреации и т. д.), связанные как с изъятием, так и без изъятия воды из водного объекта.
Экономическая оценка водных ресурсов как национального богатства производится в составе каждого водного объекта по всей совокупности направлений их использования.
В качестве водных объектов, по которым производится их оценка на макроуровне, принимаются: реки, болота, озера, ледники, наледи и снежники, месторождения подземных вод. При этом при оценке водных ресурсов по указанным водным объектам учитывается: для болот и ледников – их способность содержать и аккумулировать вековые запасы воды, выравнивать сток рек, продлевать их полноводный период; для подземных вод – их ценность как стратегического ресурса; для основных крупных озер России – высокое качество их вод и запасы пресной воды.
Общая стоимость водных ресурсов водного объекта определяется как сумма оценок водных ресурсов по всем направлениям их использования:
, | (2.4) |
где Эв – экономическая оценка водных ресурсов водного объекта;
i – рассматриваемое направление использования водных ресурсов;
n – количество направлений использования водных ресурсов
(i = 1,2,3,…., n);
Эi – экономическая оценка водных ресурсов при использовании их
по i-му направлению.
Экономическая оценка водных ресурсов осуществляется таким образом. Первоначально производится потенциальная экономическая оценка водных ресурсов, как основы всех форм жизни на планете и, прежде всего, существования человека и общества, флоры и фауны, включая ландшафтно-эстетическое воздействие на человека (Эжв) по формуле:
Эжв = Qв Цв r, | (2.5) |
где Qв – экологически допустимый объем использования водных ресур-
сов без ущерба для здоровья человека и окружающей среды, м3;
Цв – стоимость 1 м3 воды, как основы жизни и существования чело-
века, флоры и фауны, включая ландшафтно-эстетическое воз-
действие на человека.
Затем производится оценка водных ресурсов по отдельным направлениям их использования.
Экономическая оценка водных ресурсов при изъятии воды для хозяйственно-питьевых, производственных нужд и других целей (Эви) определяется по формуле
Эв и = Qв и Цв и r, | (2.6) |
где Qв и – среднегодовой объем изъятия воды из данного водного объекта, м3;
Цв и – стоимость 1 м3 изымаемой воды, определяемая на основе водной
ренты или замыкающих затрат.
Замыкающие затраты на воду представляют собой затраты на прирост располагаемых водных ресурсов, в связи с изменением объемов их потребления в рассматриваемом районе, для данного периода времени и отражают территориально-дифференцированную ограниченность запасов водных ресурсов. В качестве замыкающих водохозяйственных мероприятий и объектов могут выступать водохранилища и гидроузлы для регулирования речного стока с целью целевых и комплексных пропусков, объекты территориального перераспределения речного стока, мероприятия по экономии водных ресурсов и т. д.
Используемая в расчете водная рента отражает получение дополнительного дохода водопользователями, не зависящего от значительных финансовых и трудовых затрат в водоемких отраслях экономики.
Экономическая оценка водных ресурсов, используемых для хозяйственных и иных целей без изъятия воды (Эвб), определяется на основе водной ренты по формуле
, | (2.7) |
где n – количество направлений использования воды без ее изъятия
(i = 1, 2, 3, …, n);
– годовой рентный доход при использовании водного ресурса
по i – му направлению без ее изъятия.
Лесные ресурсы.Лесные ресурсы играют многофункциональную роль в национальном хозяйстве. Они служат не только для производства материальных благ, но и выполняют ряд полезных природных функций, таких, как средозащитные, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные, обеспечивающие охрану здоровья человека. Укрупненную экономическую оценку средозащитных функций лесных ресурсов России можно произвести по формуле
, | (2.8) |
где n – годовое количество поглощенных (или разлагаемых) вредных
веществ (1, 2, 3, …, n);
Qi – среднегодовой объем поглощаемого (или разлагаемого) i-го
вредного вещества;
Уi – удельные затраты на подавление i-го загрязняющего вещества в
промышленности.
Экономическая оценка лесных ресурсов, используемых для производства материальных благ, определяется на основании суммарного рентного дохода, получаемого в результате использования лесных ресурсов на участке земель лесного фонда для заготовки древесины, побочного лесопользования, нужд охотничьего хозяйства и других целей. К побочному лесопользованию относятся: заготовка древесных соков, живицы, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, сена, а также размещение пасек, пастбищ и др.
Экономическая оценка лесных ресурсов производится по следующим формулам:
а) оценка ресурсов как древесного сырья в рамках расчетной лесосеки:
Э = Q Dy r, | (2.9) |
где Q – среднегодовой объем расчетной лесосеки за расчетный период, м3;
Dy – удельный годовой рентный доход, р./м3.
Годовой рентный доход может определяться на основе сравнительного анализа продаж на аукционных торгах на право пользования данного вида природного ресурса. Потенциальная расчетная лесосека определяется исходя из годового прироста древесины на корню в экономически доступных регионах;
б) оценка побочного лесопользования, включая заготовку древесного сырья вне рамок расчетной лесосеки и другие виды деятельности:
(2.10) |
где S – площадь лесного фонда, га;
– годовой рентный доход, получаемый с 1 га лесного фонда от по-
бочного лесопользования и заготовки древесного сырья вне ра-
мок расчетной лесосеки и других видов деятельности.
Земельные ресурсы:
1. Земли сельскохозяйственного назначения. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предназначенные для нужд сельского хозяйства. Экономическая оценка этих земель, как элемента национального богатства, производится на уровне субъекта РФ по следующей формуле:
Э = S (Цо – Зо) · (1 + Кэ) r, | (2.11) |
где S – площадь сельскохозяйственных угодий субъекта РФ, га;
Цо – средняя оценочная продуктивность одного гектара сельскохозяй-
ственных угодий, р./га;
Зо – средние оценочные затраты на использование одного гектара
сельскохозяйственных угодий субъекта РФ, р./га.
Площадь земель сельскохозяйственного назначения принимается по данным земельного кадастра страны на 1 января расчетного года. Оценочная продуктивность одного гектара сельскохозяйственных угодий определяется как средневзвешенная величина оценочной продуктивности одного гектара пашни, сенокосов, пастбищ на их долю в площади сельскохозяйственных угодий. Продуктивность одного гектара и указанная выше доля сельскохозяйственных культур и сенокосов принимаются в ценах на расчетный год оценки, сложившихся в соответствующем природно-экономическом районе, и в переводе в кормовые единицы. Продукция кормовых культур в стоимостном выражении оценивается по цене одного центнера кормовых единиц фуражного зерна. Цена фуражного зерна принимается на уровне 75% от средней реализационной цены всего объема товарного зерна.
Оценочные затраты можно определять по аналогии с оценочной продуктивностью, если предварительно пересчитать их для социально-экономических условий (цены) расчетного года. Кроме того, они корректируются на разницу в урожайности основных сельскохозяйственных культур и сенокосов за пять лет. При этом корректируется только часть затрат, функционально связанных с уровнем их урожайности. Оценочные затраты на один гектар пастбищ условно принимаются на уровне 20% от оценочных затрат на один гектар сенокосов.
2. Земли поселений. Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные чертой от земель других категорий. Мировая практика выработала различные подходы к оценке урбанизированных территорий. Наиболее достоверным подходом к оценке земель поселений как элемента национального богатства страны является многофакторная оценка инженерно-экономических и социально-экономических факторов ценности земли. Принципиальные основы данной методики сводятся к следующему. Городские земли – пространственная база для развития урбанизации и размещения всех видов строительства, на которой сосредоточена основная часть национального богатства, созданного трудом человека.
Ценность городских территорий неодинакова. Она зависит от величины города, его народнохозяйственного профиля, уровня развития инженерной, природоохранной и социальной инфраструктуры, природных, экологических и других региональных факторов, а также от условий размещения конкретных участков в плане города. Величина оценки территорий поселений динамична: меняется во времени и, главным образом, растет.
Критериями комплексной экономической оценки территорий поселений являются:
– инженерно-строительное качество территорий, характеризующее их пригодность к застройке;
– оснащенность инженерными сооружениями и магистральными коммуникациями;
– природные условия, в том числе рекреационная ценность территорий;
– состояние ОС;
– уровень развития социальной инфраструктуры;
– расположение участков территорий относительно сложившихся транспортных связей с городским центром, с местами приложения труда и др.;
– другие аспекты привлекательности территорий, в том числе престижность, социально-экономические условия проживания населения, административный статус, культурное значение и др.
Оценка территорий производится по оценочным экономико-планировочным зонам, которые характеризуются относительной однородностью внутри структурных единиц и отличием друг от друга в соответствии с критериями ценности территорий, по качеству среды с точки зрения условий проживания населения, функционирования объектов различного назначения, возможностей размещения нового строительства.
Комплексная социально-экономическая оценка территорий поселений включает примерно сорок компонентов, которые можно объединить в три категории показателей.
Первая категория показателей отражает общественно-необходимые затраты на освоение территорий под строительство. Сюда включаются:
– балансовая стоимость существующих систем инженерно-транспорт-ного благоустройства, сохраняющая практическую ценность на проектный период;
– затраты на расширенное воспроизводство и развитие систем инженерной инфраструктуры районного и общегородского значения, включая и затраты на природоохранные мероприятия;
– стоимость социальной инфраструктуры районного и общегородского значения.
Затраты на инженерно-транспортное благоустройство территорий включают стоимость головных сооружений, прокладки магистральных коммуникаций, сетей местного и районного значения с сооружениями на них. Также должны быть оценены системы водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения, слаботочных устройств, газоснабжения, ливневой канализации, санитарной очистки, зеленых насаждений, улично-дорожной сети, путепроводов и других транспортных сооружений.
Оценке и учету подлежат и затраты, обеспечивающие природоохранные мероприятия и улучшение санитарно-гигиенического состояния окружающей среды.
Вторая категория показателей отражает экономические последствия от изменения характера использования территорий, в том числе:
– при реконструкции сложившихся районов застройки оцениваются затраты по компенсации убыли с неамортизированных основных фондов, сноса, переноса объектов и т. д.;
– при освоении новых территорий – затраты и потери, связанные с отводом под строительство природно-ценных земель, в том числе сельскохозяйственных угодий.
Третья категория показателей отражает факторы ценности земель, вытекающие из удобств местоположения участков и других социальных аспектов.
Здесь в стоимостном выражении оцениваются:
– функциональные удобства территорий для проживания населения и размещения различных объектов строительства;
– природно-климатические особенности и рекреационная ценность территорий;
– привлекательность (престижность) территорий;
– социально-культурный потенциал, развитость систем обслуживания и другие факторы качества и потребительской стоимости участков городских территорий.
Все три категории показателей комплексной экономической оценки территорий в совокупности формируют на рентной основе социально-экономическую ценность земель поселений.
Следует учитывать, что ценность земель поселений имеет устойчивую тенденцию к возрастанию.
Это обусловлено рядом факторов:
– ограниченностью площади земель поселений как ресурса;
– невоспроизводимостью указанного ресурса; ростом дефицитности на свободные земельные участки;
– увеличением капитала, присоединенного к земле за счет развития строительства и инженерной инфраструктуры;
– уникальной способностью земель поселений возрастать в цене и без вложений нового капитала;
– жесткой географической привязкой земель поселений;
– невозможностью их регионального перераспределения.
Оценка земли поселений как элемента национального богатства страны определяется по следующей формуле:
Эп = Sп Зо Еп Кф Км r, | (2.12) |
где Sп – площадь оцениваемого земельного участка поселений, м2;
Зо – затраты на освоение и обустройство территории, р./м2;
Еп – норма прибыли на капитал, доля единицы;
Кф – коэффициент, характеризующий функциональное использова-
ние земельного участка;
Км – коэффициент, характеризующий местоположение земельного
участка в общегосударственной, региональной и местной сис-
темах расселения.
Затраты на обустройство территории поселений включают восстановительную стоимость инженерной подготовки территории, головных сооружений и магистральных сетей водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, канализации, слаботочных устройств, газоснабжения, дождевой канализации, стоимость санитарной очистки, земельных насаждений общего пользования, улично-дорожной сети, местного транспорта по состоянию на начало года проведения оценки. Указанные затраты определяются по каждому конкретному населенному пункту по данным государственной статистической отчетности соответствующих городских служб.
Общая оценка земель конкретного населенного пункта устанавливается путем суммирования оценок экономико-планировочных зон данного поселения, которые выделяются с учетом следующих факторов:
– неоднородности функционально-планировочных качеств территории, доступности центра населенного пункта, мест концентрации трудовой деятельности, центров общественного обслуживания, мест массового отдыха;
– уровня инженерного обеспечения и благоустройства территории, экологического качества территории, уровня развития сферы обслуживания населения;
– привлекательности среды, разнообразия мест приложения труда, наличия историко-культурных и природных памятников.
Числовые значения коэффициентов перечисленных факторов определяются на основе положений СНиП 2.07.01–89, нормативной и справочной литературы по градостроительству и строительству, исследований, выполненных в свое время ЦНИИЭП жилища и ЦНИИП градостроительства, материалов генпланов и проектов планировки и застройки населенных пунктов, других научных и проектных источников, методических рекомендаций по дифференциации ставок земельного налога на территории малых городов и поселков городского типа, утвержденных 24 мая 1999 г. Госкомземом России.
Информационной базой оценки земель поселений являются сведения государственных кадастров (земельного, градостроительного), градостроительной, землеустроительной и проектно-технической документации, инвентаризации земель, данные государственной статистической отчетности, научных исследований.
3. Земли промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения за пределами границ поселений. Объектами оценки земель промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения за пределами границ поселений как элемента национального богатства страны являются земельные участки, которые имеют фиксированные границы, характеризуются определенным местоположением, природными условиями, физическими параметрами, правовым и хозяйственным режимами. В основу оценки указанных земель, в зависимости от их функционального использования, положена создаваемая ими земельная рента.
Оценка земель промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения за пределами границ поселений как элемента национального богатства страны определяется по следующей формуле:
(2.13) |
где Sпр – площадь оцениваемых земель;
– удельный доход от ренты, которая создается за счет обустройст-
ва земельного участка, р./га;
Кф – коэффициент, учитывающий функциональное использование зе-
мельного участка;
Км – коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка.
В основу оценки данных земель может быть также положена упущенная выгода (дисконтированная земельная рента за расчетный период оценки) при их изъятии для указанных выше нужд.
Ресурсы животного мира.К животному миру относится совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.
Экономическая оценка ресурсов животного мира производится по формуле
, | (2.14) |
где – предельно допустимый объем добычи i-го вида ресурса живот-
ного мира (без подрыва его популярности);
n – количество видов ресурсов животного мира (i = 1, 2, 3, …, n);
– годовой доход, получаемый от использования i-го вида ресур-
сов животного мира.
Величина может также определяться на основе стоимости квот на добычу i-го вида ресурса животного мира.
Особо охраняемые природные территории.К природным ресурсам особо охраняемых территорий относятся ресурсы природоохранного назначения и природно-заповедного фонда.
Экономическая оценка особо охраняемых природных территорий и объектов производится на основе упущенной выгоды вследствие запрещения хозяйственной и иной деятельности, противоречащей целям этих территорий, с повышающим коэффициентом. Экономическая оценка редких и исчезающих видов животных может производится методом восстановительной стоимости на основе затрат, которые бы пришлось израсходовать обществу, чтобы полностью возместить исчезновение этих ресурсов.
Лечебно-оздоровительные и рекреационные ресурсы.Рекреационные ресурсы представляют собой территориальное сочетание природных условий, благоприятных для организации отдыха и лечения (климат, ландшафт, лечебные воды, грязи) и элементов непроизводственной (социальной) инфраструктуры, обеспечивающих условия для эффективного отдыха и лечения: гостиницы, пансионаты, дорожная сеть, предприятия сферы обслуживания и т. д. Размер экономической оценки рекреационных ресурсов обусловливается как природными факторами (включая местонахождение), так и уровнем развития элементов социальной инфраструктуры на данной территории. Экономическая оценка рекреационных ресурсов может осуществляться на основе готовности населения платить за восстановление здоровья, трудоспособности путем отдыха на лоне природы или во время туристической поездки. При этом готовность населения платить за отдых может перекрыть все расходы территории, связанные с отдыхом, и обеспечить не только нормативную прибыль, но и дополнительный доход. Этот дополнительный доход следует положить в основу экономической оценки лечебно-оздоровительных и рекреационных ресурсов.