Ассимиляционный потенциал природной среды
И его экономическая оценка
Под ассимиляционным потенциалом природной среды понимается ее способность обезвреживать и перерабатывать вредные примеси без изменения своих основных свойств. Благодаря наличию у природной среды способности ассимилировать некоторое количество вредных выбросов, мы имеем возможность экономить на природоохранных издержках. В конечном итоге эта экономия и определяет ценность ассимиляционного потенциала природной среды.
В качестве критерия ассимиляционной способности конкретной территории можно рассматривать объем предельно допустимых выбросов (ПДВ). При этом принимается, что если объем загрязнителей, попадающих в ОС, не превосходит ПДВ, то данная территория сама без дополнительных природоохранных затрат справляется с поступающими в нее вредными веществами и обезвреживает их без существенных для себя последствий.
Следует заметить, что значения ПДВ дифференцированы по различным загрязнителям и их сочетаниям. Кроме того, размеры предельных выбросов не совпадают для отдельных территорий, что составляет объективную основу дифференциации ассимиляционной емкости различных регионов. Широко известно, например, что способность к самостоятельному восстановлению основных свойств ОС в северных регионах существенно ниже, чем в южных и в средней полосе.
Ценность ассимиляционного потенциала определяется той ролью, которую он играет в процессе формирования затрат и результатов. С одной стороны, его наличие позволяет частично выбрасывать отходы производства в ОС и тем самым экономить на затратах по очистке выбросов от загрязнителей. С другой стороны, устойчивость экологических систем к загрязнению, способность перерабатывать и обезвреживать отходы предотвращает ущерб, который может быть вызван ухудшением основных свойств ОС. Сбереженные затраты предотвращения загрязнения (или предотвращенный ущерб) определяют основу экономической оценки ассимиляционного потенциала.
Таким образом, возвращаясь к рис. 1.7, г и 1.7, д можно сказать, что S2 – это стоимость ассимиляционного потенциала данной территории. В итоге получается, что при установлении платежа на уровне предельных природоохранных затрат предприниматель оплачивает ущерб и ассимиляционный потенциал природной среды. При этом величина V1 – это объем прав на ассимиляционный потенциал, то есть на размещение отходов в ОС. Данный объем может не совпадать с ассимиляционным потенциалом ОС (т. D на рис. 1.7, д). Все зависит от стратегии общества, то есть какой уровень качества ОС оно выберет.
Основным недостатком этого способа превращения внешних издержек во внутренние является необходимость изменения размера платежа при изменении объема выбросов, например, при увеличении объемов производства (рис. 1.8).
|
Из рис. 1.8 видно, что до увеличения объемов производства величина платежа составляет P1 · V1, а после она увеличивается до величины P2 · V1.
Перейдем к рассмотрению проблемы использования ассимиляционного потенциала для превращения внешних издержек во внутренние. Здесь следует выделить два аспекта. Во-первых, как определить то количество вредных примесей, которые может принять природная среда, то есть какой объем выбросов является допустимым или сколько данного ресурса можно использовать в хозяйственной деятельности? Во-вторых, как распределить между претендентами права на использование этого ограниченного ресурса?
Первый вопрос заключается в том, должны ли мы ограничивать выбросы размерами ассимиляционной емкости территории, то есть придерживаться таких объемов выбросов, чтобы при их рассеивании удовлетворялись бы значения предельно допустимых концентраций (ПДК) или же мы можем увеличить выбросы выше ассимиляционных возможностей, например, до уровня экономического оптимума загрязнения.
Предположим, что мы ограничились уровнем ПДК.
Перейдем ко второму вопросу. Простейший принцип может заключаться в том, что ассимиляционным потенциалом пользуется тот, кто первым «получит» права на него. Например, предприниматель размещает предприятие и, проведя расчет рассеивания выбросов, приходит к выводу, что на территории, подверженной влиянию данного предприятия, концентрация загрязнителей не будет превышать ПДК. Тогда он делает заявление об уровне воздействия на определенную территорию и регистрирует карту рассеивания в природоохранном органе.
Если другой предприниматель так же захочет разместить свое предприятие по соседству, то ему при расчетах рассеивания собственных выбросов необходимо будет учитывать фоновую концентрацию и суммировать собственное воздействие с воздействием предприятия, размещенного ранее. Если в результате выяснится, что соблюдение ПДК возможно, то и второй предприниматель получает права на оставшуюся часть ассимиляционного потенциала. Если кто-нибудь еще захочет разместить другое предприятие на той же территории, ему просто не хватит ассимиляционного потенциала. Как поступит новый предприниматель, который захочет разместить производство на территории, если он уже не может «застолбить» какую-то долю ассимиляционного потенциала? Он может обратиться к собственнику или к арендатору ассимиляционной собственности природной среды с просьбой уступить ему часть прав на использование в форме продажи или субаренды. Если собственники или арендаторы ассимиляционного потенциала находят такую сделку выгодной, они уступают определенную часть своих прав на использование ассимиляционного потенциала, получая соответствующую компенсацию.
Важный вывод заключается в том, что в данной схеме вопрос о внешних издержках вообще не возникает. Таким образом, можно сделать вывод: формирование системы отношений собственности на ассимиляционный потенциал снимает вопрос о внешних издержках загрязнения ОС.
Принципиально ничего не меняется, если мы допускаем превышение ПДК. В этом случае предприниматели должны следить за суммарным воздействием, которое не должно превышать установленного предела. По сути дела, такой механизм практически полностью совпадает с применяемым в США принципом «пузыря», согласно которому задаются уровни концентраций в контрольных точках. Эти уровни не могут быть превышены. Государство контролирует выполнение данных ограничений, а предприниматели имеют определенную степень свободы перераспределять между собой квоты на выбросы.
Таким образом, рассмотрев проблему внешних издержек, можно сделать следующие выводы.
Внешние издержки возникают в тот момент, когда выбросы в ОС становятся выше ее ассимиляционной способности. Их первое проявление – возникновение ущерба у тех, кто испытывает вредное воздействие выбросов. Превратить внешние издержки во внутренние можно несколькими способами.
Потребовать от предприятия-загрязнителя полной компенсации ущерба. Этот метод является относительно громоздким и плохо реализуется на практике, особенно если на одной территории сосредоточено несколько производств. Дело в том, что трудно установить конкретного виновника загрязнителя, а также не гарантируется поддержание желаемого качества ОС.
Ввести платежи за загрязнение, рассчитанные на основе предельных природоохранных затрат. Этот способ хотя и лучше предыдущего, но все равно не позволяет гарантировать в динамике желаемого качества ОС. При росте потребности в увеличении выбросов необходимо будет постоянно корректировать величину платежей, чтобы удержаться в прежней точке.