Регулирование международного движения капитала

Среди институтов наднационального регулирования международных валютно-финансовых отношений ведущая роль принадлежит Международному валютному Фонду и учреждениям Мирового (Всемирного) банка.

Международный валютный фонд (МВФ) — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи в случаях валютных затруднений, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. МВФ, имеющий статус специализированного учреждения ООН, этически является институциональной основой мировой валютной системы. Он учрежден на Бреттон-Вудсской Международной валютно-финансовой конференции проходившей с 01 по 22 июля 1944 года, свою практическую деятельность начал с 1 марта 1947 года. Конференция приняла статьи Соглашения о МВФ, которое стало его Уставом и вступило в силу 27 декабря 1945 года.

Целями МВФ является:

1. Содействие международному валютному сотрудничеству путем консультаций и взаимодействия по валютным проблемам.

2. Создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли.

3. Содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальвации валют, вызываемой конкуренцией.

4. Оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, которые препятствуют развитию мировой торговли.

5. Предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платёжных балансов без применения мер.

6. Сокращение продолжительности и масштабов дефицита международных платежных балансов государств-членов.

Каждое государство, вступая в члены МВФ, вносит определенную сумму денег - подписную квоту, которая оценивается и пересматривается каждые 5 лет. Семь постоянных членов Исполнительного совета назначаются государствами-членами, имеющими в Фонде наибольшие квоты (США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Китай, Саудовская Аравия), 19 членов избираются каждые 2 года государствами-членами.

Членами МВФ являются 182 страны мира. Россия вступила в Фонд в 1992 году.

МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами стран-членов - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами, предоставляя кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (заимствование) иностранной валюты либо СПЗ в обмен на эквивалентное количества своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита, главным образом, страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную операцию - выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СПЗ или иностранных валютах. Помимо этого, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством-членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в размере до 25% квоты (доЯмайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 года называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны. Предельная сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты.

Основанием для обращение страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитованияможет быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года, при необходимости и по просьбе стран-членов - до четырех лет.

Всемирный банк— это международная кредитная организация, объединяющая четыре тесно связанных между собой финансовых института: Международный банк реконструкции и развития(учрежден в 1945 году, 177 членов, которые одновременно являются и членами МВФ, делая взносы в обе эти организации, доля капитала каждого члена МБРФ варьируется в зависимости от его квоты в МВФ), Международную ассоциацию развития(основана в 1960 году, 156 членов), Международную финансовую корпорацию(учреждена в 1956 году, 161 член), Международное агентство по инвестиционным гарантиям(учреждено 1988 году, 120 членов).

Всемирный банк предназначен для кредитования экономики развивающихся стран. Но в отличие от обычных коммерческих банков, он оказывает и техническую помощь, консультирует, как выгоднее использовать кредиты, и всячески содействует капиталовложениям в экономику этих стран. Тем не менее функции институтов Всемирного банка несколько отличаются друг от друга.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан в результате подписания странами Соглашения в Бреттон-Вудсе. В 1947 году Генеральная Ассамблея ООН утвердила Соглашение, определяющее отношения между Банком и ООН. В нем, в частности, говорится, что вследствие характера своих международных обязанностей и положений Устава, Банк является независимой международной организацией и должен функционировать как таковая. Соглашением предусматривается представительство банка на Генеральной Ассамблее ООН, в ЭКОСОСе, в региональных экономических комиссиях ООН, в Программе развития ООН, Банк считается специализированным учреждением ООН, его обязанности перед ООН состоят в участии в консультациях и предоставлении неконфиденциальной информации. В свою очередь, ООН взяла на себя обязательство воздерживаться от рекомендаций Банку относительно отдельных займов или условий финансирования. Штаб-квартира Банка находится в Вашингтоне.

Обычно займы МБРР сопровождаются такими условиями, как: создание благоприятного климата для деятельности ТНК; девальвация национальных валют; либерализация контроля над экспортом; ликвидация субсидий производителям; освобождение иностранных вкладчиков капитала от налогов; свободный вывоз прибылей; предоставление гарантий от национализации и др. Финансовые средства Банка образуются из взносов стран-членов, из займов на международных рынках ссудного капитала и банковской прибыли.

Международная ассоциация развития (МАР)была создана в 1960 году как филиал МБРР и имеет статус специализированного учреждения ООН. MAP во многих отношениях сходна с МБРР. Обе организации финансируют проекты развития, имеют один и тот же штат, а президент Банка является одновременно президентом MAP. Главное различие между ними в порядке формирования финансовых средств для кредитования и в условиях предоставления займов развивающимся странам. МБРР большую часть своих финансовых средств получает на мировых финансовых рынках и предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и на более длительные сроки погашения, чем это делают коммерческие банки. MAP предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты, а источниками финансирования являются взносы стран-доноров.

Членство открыто для всех стран-членов МБРР в сроки и на условиях, которые могут устанавливаться MAP.

Кредиты MAP предназначаются для беднейших и наименее кредитоспособных стран и выделяются с учетом размера их территории, годового дохода на душу населения и степени эффективности экономической политики. Только страны с годовым доходом на душу на селения, составляющим менее чем 1305 долл., могут пользоваться займами MAP. Погашение займов начинается по истечении 10-летнего льготного периода в течение 35-40 лет без процентов.

Международная финансовая корпорация (МФК) в качестве филиала МБРР была создана в 1956 году путем ратификации его Устава. Имеет статус специализированного учреждения ООН. Целью МФК является содействие экономическому росту стран-членов путем поощрения предпринимательства в производственной сфере, дополняя, таким образом, деятельность МБРР.

Ресурсы МФКсостоят, главным образом, из взносов государств-членов, кредитов МБРР, процентов с предоставленных займов, финансовых сборов, дивидендов и участия в прибылях, доходах от продажи акций, платы за услуги, депозитов и операций с ценными бумагами, а также из средств, извлеченных на международных рынках капитала.

МФК является инвестиционным банком группы Всемирного банка для развивающихся стран. Она предоставляет займы непосредственно частным компаниям, но требуя гарантий правительства. МФК предлагает различные финансовые сделки и услуги компаниям в развивающихся странах-членах: долгосрочные займы в основных валютах по фиксированным или меняющимся ставкам; вложения собственного капитала, другие механизмы кредитования; предоставление гарантий и вспомогательное финансирование; менеджмент рисков. Корпорация консультирует деловые круги и правительства развивающихся стран по различным вопросам, включая физическую и финансовую реструктуризацию, разработку планов предпринимательской деятельности, идентификацию рынков, продукции, технологий, финансовых и технических партнеров.

Международное агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) было создано в 1988 году как филиал Всемирного банка, но в финансовом отношении оно является независимым. Как специализированное учреждение Агентство входит в систему ООН.

Целью МАИГявляется поощрение инвестиций на производственные цели в государствах-членах, особенно в развивающихся странах, путем предоставления гарантий, включая страхование и перестрахование от некоммерческих рисков, инвестиций одного государства-члена МАИГ в другое.

Важнейшим источником финансирования МАИГ является основной капитал. Конвенция МАИГ предусматривает, что промышленно развитые страны должны вносить 10% своей доли в конвертируемой валюте. Еще 10% каждая страна вносит в форме необращающихся на открытом рынке беспроцентных долговых обязательств. До 25% взносов развивающихся стран могут вноситься в их собственной валюте.


Наши рекомендации