Международные экономические организации: функции и классификации
Сущность происходящего в международной организации процесса состоит в выявлении интересов членов, согласовании, выработке на этой основе общей позиции и воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, принятии решения и контроле за его исполнением. Отсюда вытекают три основных вида функций международной организации:регулирующие, контрольные, оперативные.
Функции международной организации:
1. Регулирующая функция.
Эта функция является наиболее важной и состоит из принятия решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов.
Резолюции международных организаций непосредственно не создают международно-правовых норм, но оказывают серьезное влияние, как на правотворческий, так и на правоприменительный процесс. Многие принципы и нормы международного права были первоначально сформулированы в резолюциях. Им принадлежит важная функция актуализации международных проблем путем их подтверждения и конкретизации применительно к реальностям международной жизни: применяя нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание.
2. Контрольная функция.
Она состоит в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать мнение в резолюциях. Во многих случаях государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм и актов организации в соответствующей области.
3. Оперативная функция.
Эта функция международных организаций заключается в достижении целей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены. Вместе с тем постепенно растет роль и непосредственной деятельности. Организации оказывают экономическую, научно-техническую и другую помощь, предоставляют консультационные услуги.
Международные организации можно классифицировать по ряду критериев. Классификация международных экономических организаций:
1. Круг членов организации:
· Всеобщие организации.
Всеобщие или универсальные международные эко комические организации потенциально рассчитаны на участие всех государств. К таким организациям относится организации системы ООН - сама ООН и связанные с нею соглашениями специализированные учреждения.
· Организации ограниченного состава.
Организации ограниченного состава могут быть региональными, т.е. открытыми только для государств определенного географического района, например, Содружество Независимых Государств, Организация африканского единства, Лига арабских государств, Организация американских государств, Совет Европы.
В других случаях возможность членства определяется иными критериями. В Организации экономического сотрудничества и развития участвуют только наиболее развитые страны мира. Членами Организации стран-экспортеров нефти являются страны, для которых основным источником доходов является экспорт нефти.
2. Характер компетенции.
· Организации, обладающие общей компетенцией.
В первом случае компетенция не ограничена какой-либо одной сферой сотрудничества. Примером служит ООН, которая может рассматривать практически любую международную проблему. Исключение составляют конкретные вопросы, отнесенные к компетенции ее специализированных учреждений. Столь широкая компетенция не может не сказываться на полномочиях универсальных организаций, которые не вправе принимать обязательные решения, а потому ограничиваются обсуждением и принятием рекомендаций, Во имя обеспечения мира исключение сделано лишь для Совета Безопасности ООН, который в определенных случаях может принимать юридически обязательные решения.
· Организации, обладающие специальной компетенцией.
В данном случае сфера деятельности организации определяется профилем самой организации. Например, Всемирная торговая организация вправе принимать решения только в сфере организации торговых отношений.
3. Соотношение объема компетенции, передаваемой государствами международной организации.
·Межправительственные организации, выполняющие координационные функции.
В этих организациях перераспределенная компетенция остается совместной для государства и организации.
·Международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции.
Эти организации обладают исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивающие функции государств-членов в их решении. Примером может служить обязательность выполнения решений МВФ и Мирового банка в валютно-кредитной сфере для стран-участниц.
· Наднациональные организации.
Они создаются для формирования правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения участников к соблюдению этих правил. Подобными функциями наделены наднациональные органы Европейского Союза: Европейский совет, Европейский парламент и др.
4. Организационный состав.
· Международные экономические организации системы ООН.
· Международные экономические организации, не входящие в систему ООН.
· Региональные экономические организации.
5. Сфера международного регулирования.
· Международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мировой экономики.
Примером таких организаций являются ПРООН, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию — ЮНИДО, Всемирная организация по туризму, Международная морская организация и др.
· Международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю.
Примером таких организаций являются Всемирная торговая организация, Конференция ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД, международные организации стран-производителей и экспортеров продовольственных и сырьевых товаров.
· Международные валютно-кредитные и финансовые организации.
Примером таких организаций является Международный валютный фонд, институты Мирового банка.
· Международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность.
Примером таких организаций является Комиссия ООН по ТНК и др..
· Международные неправительственные организации и объединения, содействующие развитию мирохозяйственных связей.
Примером таких организаций является международные союзы предпринимателей, торговые палаты, отраслевые ассоциации и федерации.
Членами международных организаций являются только суверенные государства, а не их органы, несмотря на то, что такие организации зачастую именуют неправительственными. Не могут быть членами международной организации части государства. Все члены равноправно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность. Они делают взносы в бюджет организации, в том числе и в неравных долях. Например, в финансировании ООН на долю США приходится 25% всех расходов, Японии — 19,9%, Германии — 9,8%, Франции -6,5%, Италии —. 5,4%, Великобритании — 5,1%, Испании — 2,6%. На долю остальных стран приходится 25,7%. Аналогичная ситуация и в формировании заемного капитала в МВФ. На практике это нередко приводит к навязыванию своей воли экономически более развитыми членами организации менее развитым.
После второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, но были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство. От полного членства оно отличается отсутствием права участвовать в голосовании и быть избранным в исполнительные органы. В наше время, ассоциированное членство используется в тех случаях, когда полное членство по тем или иным причинам временно или постоянно невозможно. Так, многие страны Центральной и Восточной Европы прошли через этап ассоциированного членства в Совете Европы.
В международных организациях существует также статус наблюдателя. Он предоставляется государствам-нечленам или государствам-членам, которые не вошлив состав органа организации. Швейцария была представлена наблюдателями на многих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Большинство членов ООН направляют своих наблюдателей на заседания Совета Безопасности. Статус наблюдателя был предоставлен ООН ряду национально-освободительных движений. Нередко специализированные учреждения и региональные организации направляют своих наблюдателей в органы ООН. Они обладают правом присутствовать на основных заседаниях и получать документы.