Сущность экономической политики региона, механизмы и эффективность ее реализации.
Под региональной экономической политикой в РФ понимается система целей и задач по управлению экономическим и социальным развитием регионов, а также механизм их реализации. Она направлена на всемерное использование благоприятных факторов и ограничение действия негативных региональных факторов для достижения общих стратегических целей и задач социально-экономического развития страны.Указанная политика проводится в соответствии с уровнями управления: на федеральном уровне -федеральными органами власти, на региональном уровне- региональными органами влати. Предметом экономической политики региона является пространственная организация внутри региона (улучшение транспортной доступности, обеспечение населения продовольствием и энергией, преодоление депрессивного состояния малых городов и т.д.), привлечение инвестиций в регион, развитие образования, здравоохранения, региональной инфраструктуры.
Экономическая политика региона предполагает наличие специальных механизмов, т.е. общего замысла, и непротиворечивого набора мер по реализации политики региональных властей.
Базой выработки экономической политики явл-ся региональный мониторинг-информационно-аналитическая система по отслеживанию региональной ситуации..Концепция - документ, в котором формулируются миссия (.предназначение) региона, стратегические цели и приоритетные направления развития, основные принципы и средства их реализации. Основой формирования экономической политики региона является программно-целевой подход. Структурными элементами программно-целевого подхода в регулировании регионального развития является установление целей социально-экономического развития; разработка мероприятий, которые направлены на достижение этих целей; обеспечение согласования целей и мероприятий; ресурсное обеспечение намечаемых мер. Миссия -инструмент стратегического управления, основа формирования системы целей и развития региона. На основе миссии и стратегических целей, согласованных с ресурсными возможностями, формируются стратегические направления развития. Экономическая политика региона служит основой для разработки программ социально-экономического развития(федеральные, региональные(межгосударственные, государственные(федеральные) и собственно региональные по отраслевому признаку, и комплексные), отраслевые программы).
Объективная оценка результатов экономической политики является чрезвычайно сложной, поэтому очень часто решения, касающиеся региональной политики, принимаются без оценки их возможных и реальных результатов. Возможны, по крайней мере, четыре различных подхода к оценке результативности региональной политики:- оценка отдельных индикаторов;- сравнение действительных результатов политики с возможными результатами развития без осуществления политики;- соизмерение издержек и выгод;- степень достижения поставленных целей.
Однако ни один из перечисленных методов не является общепризнанным и полностью разработанным.
24.Методы регионального анализа. Статистическая база регионального анализа.
Под методами регионального анализа понимается набор инструментов проведения анализа размещения и развития региональных систем.
Аппарат региональных экономических исследований включает следующие группы методов регионального анализа:-системный анализ;-метод систематизации; -балансовый метод(материальные, финансовые, межотраслевые(МОБ-система шахматных тбл.,показывающих взаимосвязи м/у элементами хоз. комплекса:1-тбл. материальных затрат(промежуточное потребление),2квандрант-конечное потребление,3-добавленная стоимость), межотраслевые материально-финансовые балансы,б. основного капитала,трудовых и природных ресурсов,производства и распределения продукции);-метод экономико-географического исследования;-картографический метод;-метод экономико-математического моделирования.
Для исследования возможностей и проблем развития региональных социально-экономических систем формируются региональные экономические модели. Среди последних можно выделить три основных типа моделей:-модели экономической базы;-модели "затраты - выпуск";-эконометрические модели. Построение системы региональных счетов (СРС) - главное направление совершенствования региональной статистики.Для регионов необходимо строить тот же набор счетов, который входит в настоящее время в систему национального счетоводства (СПС), а именно:-счет товаров и услуг;-счет производства;-счет образования доходов;-счет распределения первичных доходов;-счет вторичного распределения доходов;-счет используемого располагаемого дохода;-счет операций с капиталом.
В комплекс макроэкономических индикаторов для региональных экономических систем входят следующие показатели:
В сфере производства:-объем ВРП;-ВРП надушу населения;- темпы роста ВРП:-соотношение темпов роста потребления и инвестиций в основной капитал;-рост экспортного потенциала региона;-индекс физического объема промышленной продукции (в сопоставимых ценах);-степень износа основных производственных фондов;-удельный вес убыточных предприятий.
В финансовой сфере:-ставка по кредитам банков;-темп роста инвестиций в основной капитал;-индекс соотношения ВРП и налоговых поступлений в региональный бюджет;-уровень цен (соотношение цен текущего и базового периодов);-бюджетная обеспеченность региона;-состояние кредиторской и дебиторской задолженностей региона, в том числе по налогам.
В социальной сфере:-уровень прожиточного минимума;-доля оплаты труда в ВРП;-соотношение среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума.-задолженность по выплате заработной платы, пенсий и пособий;-доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения;-уровень финансирования социальных программ из регионального бюджета;-естественная убыль и миграция населения;-удельный вес официально зарегистрированных безработных и число безработных на одно место;-динамика общей численности населения региона, активного и занятого населения;-индекс человеческого развития.
- Система мониторинга социально-экономического развития в регионе.
Назначение системы мониторинга-Автоматизированная система поддержки принятия решений по социально-экономическому развитию региона предназначена для планирования, сбора и анализа индикаторов социально-экономического развития региона, формирования отчетности и оценки эффективности деятельности государственных и муниципальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Система представляет собой web-решение, которое позволяет объединить в рамках единого информационного хранилища данных сведения по всем ключевым показателям развития региона, включая состояние промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы, здравоохранения, финансов, ЖКХ, а также демографической ситуации.
Кроме того система позволяет формулировать, согласовывать и контролировать ход реализации целевых программ.
Результаты использования системы- Внедрение системы позволяет повысить оперативность и эффективность решений по планированию и регулированию социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и обеспечить следующие результаты:
- создание единого информационного пространства показателей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, хранение и накопление исторических данных;
- комплексный анализ сложившейся социально-экономической ситуации;
- мониторинг и прогноз социально-экономического развития региональных органов исполнительной власти и муниципальных образований;
- контроль исполнения и оценка эффективности целевых программ;
- инструментальная и информационная поддержка экспертно-аналитической деятельности;
- повышение оперативности и качества управленческих решений благодаря использованию аналитических и прогнозных данных;
- обеспечение защиты, конфиденциальности и целостности информационных ресурсов системы.
Функциональные возможности системы-
- формирование и ведение базовых каталогов и справочников;
- защита информации и обеспечение легитимности электронного документооборота;
- осуществление связи целевых программ с целями и задачами СБП;
- несение значений по показателям социально-экономического развития края;
- формирование докладов о результатах деятельности органов исполнительной власти региона;
- формирование паспорта муниципального образования;
- формирование отчетов по показателям социально-экономического развития.
26. Особенности регионального воспроизводства. Региональные
воспроизводственные пропорции.
Воспроизводство – это непрерывно возобновляющийся процесс производства материальных и духовных благ и услуг. Воспроизводство состоит из четырех основных фаз: производства, распределения, обмена и потребления.
Региональный воспроизводственный процесс, с одной стороны, представляет собой подсистему общественного воспроизводства, с другой – интегрирует единичные воспроизводственные процессы на уровне предприятия, формируя условия для комплексного развития экономики региона.
К региональным воспроизводственным циклам относятся: воспроизводство трудовых ресурсов; воспроизводство финансово-кредитных и денежных ресурсов; воспроизводство инвестиционно-строительного процесса; воспроизводство продовольственных ресурсов; воспроизводство природных ресурсов; воспроизводство производственных услуг; воспроизводство социально-бытовых услуг; воспроизводство услуг рыночной инфраструктуры; воспроизводство информации и знаний
В зависимости от характера взаимосвязей между различными элементами воспроизводственного процесса можно выделить шесть групп пропорций:
1. Общеэкономические пропорции – пропорции, которые отражают отличительные особенности регионального воспроизводства, роль региона в экономике страны.(пропорции между: фондом накопления и фондом потребления; живым и овеществленным трудом; производственной и непроизводственной сферами)
2. Структурные пропорции – соотношения между отдельными элементами конструкции региональной экономики, которые обеспечивают ее участие в территориальном разделении труда и создании благоприятного климата для жизни людей и развития хозяйственного комплекса.( соотношения между: районообразующими и перерабатывающими отраслями производства; добывающими и перерабатывающими отраслями производства)
3. Социально-экономические пропорции – пропорции, отражающие внутрирегиональные проблемы, решение которых находится в ведении региональных органов власти(пропорции между: личным и общественным потреблением; платежеспособным спросом и предложением на потребительском региональном рынке)
4. Экономико-демографические пропорции показывают взаимосвязи демографического и экономического процессов регионального воспроизводства(соотношение между: приростом и выбытием трудовых ресурсов; трудовыми ресурсами и наличием рабочих мест)
5. Экономико-экологические пропорции Характеризуют соотношения между емкостью природного потенциала и уровнем социально-экономического развития региона.( пропорции между: сырьевым потенциалом и производственными возможностями его использования)
6. Финансово-экономические пропорции – пропорции, связанные с кругооборотом материальных и финансово-денежных ресурсов.( пропорции между: произведенной чистой продукцией и использованным на территории региона национальным доходом;)
- Экономический механизм регионального развития.
Стратегия экономического развития регионоврассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.
Государственная региональная политика реализуется через комплекс программ и проектов по поддержке федеральных округов, отдельных регионов и городов России. Данная поддержка может выражаться в непосредственном инвестировании средств федерального бюджета в экономику субъекта Российской Федерации и в косвенной форме, а именно, в предоставлении региону льготного налогового режима в целях стимулирования экономической активности. Помимо этого, поддержка регионов со стороны федерального центра может носить не только территориальный, но и отраслевой характер.
В целом, комплекс мер государственной региональной политики можно разделить на три блока:
- федеральные целевые программы (ФЦП),
- фондовая поддержка и
- особые экономические зоны.
Доля присутствия государства в экономике предприятия или региона через налогообложение играет важную роль в их развитии.
Прямая федеральная инвестиционная помощь регионам должна предусматривать выделение средств на следующие цели:
- достижение по меньшей мере минимальных стандартов жизни населения;
- выравнивание уровней социально-экономического развития регионов сверх минимальных стандартов;
- развитие производственно-экономической и социальной базы регионов с низким экономическим потенциалом, депрессивным состоянием экономики;
- смягчение негативных последствий неустойчивости функционирования региональных хозяйственных комплексов.
Развитие любого региона России в значительной мере зависит от создания в данном регионе условий для привлечения иностранных экономических агентов
- Экономическое благосостояние российских регионов определяется не только наличием исходных преимуществ (географическое положение, наличие природных ископаемых и др.), но и качеством управления их социально-экономическим развитием;
- в управлении развитием региона целесообразно использовать современные методы регионального менеджмента – стратегическое планирование, региональный маркетинг и др
- основным фактором успеха в управлении региональным развитием становится уровень квалификации кадров региональной администрации и рациональное использование интеллектуального потенциала консультантов по региональному развитию.