Финансовый механизм управления формированием прибыли

Управление формированием прибыли п/п рассматривается как процесс формирова­ния прибыли от реализации его продукции. Взаимосвязь издержек, объема ре­ализации и прибыли позво­ляет выделить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом на п/п. Эл-ми анализа соотношения «затраты – объем – прибыль» выступают маржинальный доход, порог рентабельности, производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

Маржинальный доход – это разница между выручкой п/п от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.

Порог рентабельности(точка безубыточности)– это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка п/п от реализации продукции равна всем его совокупным затратам, т. е. это тот объем продаж, при котором п/п не имеет ни прибыли, ни убытка.

Производственный леверидж – это механизм управления прибылью п/п в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).

Маржинальный запас прочности – это процентное отклонение фактической выручки от реализации продукции от пороговой выручки (порога рентабельности).

Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат п/п на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от объема производства, а переменные – изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж.

Величина маржинального дохода показывает вклад п/п в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Существует два способа определения величины маржинального дохода. При первом способе из выручки вычитают все переменные затраты, а при втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли п/п. Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара.

Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль» на практике называют анализом точки безубыточности, а эту точку – «критической». Для вычисления точки безубыточности используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

Финансовый механизм управления формированием прибыли - student2.ru При граф-ом строится график: наносим на график линию пост-ых затрат; выбираем к-л точку на оси абсцисс, т. е. задаем вел-ну объема. Для нах-ния точки без-ти расчит. величину совокупных затрат (пост-ых и переем-ых). Строим прямую на графике, отвечающую этому знач-ю; вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реал-ии. Строим прямую, отвечающую этому значению.

Для определения точки без-сти также используют метод уравнений, основанный на исчислении прибыли п/п по формуле В – Зпер – Зпост = П, где В – выр-ка от реал-ии прод-ии; Зпер – сумма переем-ых затрат; Зпост – сумма пост-ых затрат.

Разновидностью метода ур-ий является метод маржинального дохода, при котором точка без-ти опред. по след-ей формуле:ТБ = Зпост / Нм.д , Нм.д – норма маржинального дохода (отношение валовой маржи к выручке от реализации).

Маржинальный запас прочности (запас финансовой прочности) – это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации:МЗП=((В–Вп)/В)×100%,где МЗП – маржинальный запас прочности, %; Вп – пороговая выручка.

Производственный леверидж (leverage – рычаг) – это механизм управления прибылью п/п, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли п/п в зависимости от изменения объема продаж, а также определять точку безубыточной деятельности.

Производственный леверидж определяется с помощью следующей формулы: ЭПЛ = МД / П, где ЭПЛ – эффект производственного левериджа; МД – маржинальный доход (валовая маржа).

Эффект операционного левериджа стабилен только в корот­ком периоде т.е. операц-ые затраты, отно­симые к составу постоянных, остаются неизменными в краткосрочн. периоде. Если при увел-ии объема реал-и прод-и происходит скачок суммы пост-ых опер-ых затрат, п/п необх. определять новую точку без-сти.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, а так­же на ранних стадиях ЖЦ п/п, когда им еще не преодолена точка без-ти, необходимо принимать меры к снижению значения коэффициента операционного левериджа, а при благоприятной конъюнктуре п/п может значи­тельно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию произв-ых ОФ.

Управление операционным левериджем может осуществляться путем воздействия, как на постоянные, так и на переменные операци­онные затраты.

Высокий ур-нь постоянных затрат определяется отраслевыми особенностями, влияя на диверсификацию пр-ва и автоматизацию труда. А переменные затраты должны подвергаться экономии, т.к. между суммой этих затрат и объемом производства и реализации продукции существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до пре­одоления п/п точки безубыточности ведет к росту суммы маржинальной прибыли, что позволяет быстрее преодолеть эту точку, что затем будет обеспечивать прямой прирост валовой операцион­ной прибыли. К числу основных резервов экономии переменных за­трат можно отнести снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста произво­дительности их труда; сокращение размера запасов сырья, материа­лов готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры то­варного рынка; обеспечение выгодных для п/п условий поставки сырья и материалов и другие.

33. Управление процессом распределения прибыли.

Прибыль п/п распределяется между государством, собственниками п/п (дивиденды по акциям) и самим п/п. В процессе распределения прибыль отчетного периода вначале уменьшается на суммы доходов, которые являются самостоятельным объектом налогообложения: доходы от долевого участия в деятельности других п/п; дивиденды и проценты, полученные по акциям, облигациям, принадлежащим данному п/п; доходы от сдачи имущества в аренду и др.

Оставшаяся после вышеперечисленных вычетов прибыль называется налогооблагаемой прибылью. Из нее уплачиваются в республиканский и местные бюджеты налоги и сборы, в первую очередь налог на недвижимость и налог на прибыль. Прибыль организаций облагается налогом по ставке 24%. Из прибыли, остающейся в распоряжении п/п, уплачиваются: 1) местные сборы; 2) налог за использование природных ресурсов (экологический налог); 3) плата за размещение отходов; 4) прочие.

После уплаты налогов у п/п остается нераспределенная прибыль,находящаяся в полном распоряжении п/п и являющаяся объектом распределения и использования. В первую очередь из этой прибыли возмещается разница между фактическими и балансовыми затратами. Оставшаяся часть распределяется между собственниками и самим п/п.

Распределение части прибыли, оставшейся после уплаты налогов и выплаты дивидендов, осуществляется по усмотрению хозяйствующего субъекта в соответствии с учредительными документами и фиксируется в отчетной документации. На п/п создаются фонды:

1. Накопления – используется на финансирование затрат по развитию производства, на научно-исследовательские, проектные, конструкторские работы, разработку и освоение новых видов продукции, техническое перевооружение и реконструкцию действующего производства, погашение долгосрочных ссуд и уплаты процентов и налогов по ним, финансирование прироста оборотных средств.

2. Потребления – используется на социальное развитие и социальные нужды; за счет него финансируются: расходы по эксплуатации объектов социально-бытового назначения, находящихся на балансе хозяйствующего субъекта; строительство объектов непроизводственного назначения; проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий; выплата премий, оказание материальной помощи.

3. Резервный– включает резервы, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь и учредительными документами; резервы направляются на покрытие убытков, погашение задолженности по взносам в уставный фонд, погашение облигаций акционерного общества и выкуп его акций в случае отсутствия иных средств.

В рыночной экономике отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Его величина характеризует готовность п/п к страхованию риска, связанного с предпринимательской деятельностью.

П/п должно найти оптимальное соотношение между фондами потребления и накопления, для того чтобы развиваться и стимулировать результаты труда своих работников. Для развития п/п необходимо, чтобы темпы роста фонда накопления превышали темпы роста фонда потребления.

Дивидендная политика

Дивидендная политика п/п связана с определением порядка выплаты дивидендов акционерам. В основе проводимой на п/п дивидендной политики лежит выбор между выплатой дивидендов держателям акций и реинвестированием полученной прибыли в производство.

На формирование дивидендной политики оказывают влияние следующие факторы: приоритеты развития п/п; инвестиционные возможности п/п; наличие альтернативных источников увеличения капитала; конъюнктура, складывающаяся на фондовом рынке; поведение акционеров при выборе между получением текущих доходов и возможностью получать их в будущем.

Потому как, влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров, в теории дивидендной политики выделяются два основных подхода.

Первый (теория безотносительности дивидендов) базируется на теории начисления дивидендов по остаточному принципу. Основоположники этой теории считают, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров. Поэтому оптимальная стратегия в дивидендной политике заключается в том, чтобы дивиденды начислялись после того, как проанализированы все возможности для эффективного реинвестирования прибыли. Если всю прибыль целесообразно использовать для реинвестирования, дивиденды не выплачиваются. И наоборот, если таких проектов нет, то прибыль в полном объеме направляется на выплату дивидендов.

Суть второго подхода (теория «синицы в руках»): дивидендная политика влияет на величину совокупного богатства акционеров. Текущие дивиденды предпочтительнее будущих, равно как и возможный прирост собственного капитала. Теория «синицы в руках»доказывает, что акционеры гораздо выше ценят текущий доход от акций, чем будущий доход от прироста капитала, поскольку они не уверены в возможности получения дохода от прироста капитала и в его равноценности по сравнению с текущими выплатами дивидендов.

Основной цельюразработки дивидендной политики является уста­новление необходимой пропорциональности между текущим потреб­лением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирую­щим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.

Существует три подхода к формированию ди­видендной политики. Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики.

Консервативный подход:

Остаточная политика дивидендных выплатпредполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей п/п.

Политика стабильного размера дивидендных выплатпредпо­лагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжитель­ного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных вып­лат корректируется на индекс инфляции).

Умеренный подход:

Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периодыЕе преимуществом является стабильная гаранти­рованная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере при высокой связи с финансовыми ре­зультатами деятельности п/п. Недостаток в том, что при продолжитель­ной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная прив­лекательность акций компании снижается и падает их рыночная стоимость.

Агрессивный подход:

Политика стабильного уровня дивидендовпредусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли.

Политика постоянного возрастания размера дивидендовпредусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию.

Дивидендная политика формируется по следующим основным этапам:

1. Выбор типа дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией акционерного общества 2.Учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики 3.Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики 4.Определение уровня дивидендных выплат на одну акцию 5.Определение форм выплаты дивидендов 6.Оценка эффективности дивидендной политики

Механизм распределения прибыли в со­ответствии с избранным типом дивидендной политики предусматрива­ет такую последовательность действий: На первом этапе из суммы чистой прибыли вычитаются фор­мируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уста­вом общества. „Очищенная" сумма чистой прибыли представляет со­бой так называемый „дивидендный коридор", в рамках которого реа­лизуется соответствующий тип дивидендной политики. На втором этапе оставшаяся часть чистой прибыли распре­деляется на капитализируемую и потребляемую ее части. На третьем этапе сформированный за счет прибыли фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд по­требления персонала акционерного общества.

Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию осуществляется по формуле: УДВпа = ФДВ – ВП / Кпа , где УДВпа — уровень дивидендных выплат на одну акцию; ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответ­ствии с избранным типом дивидендной политики; ВП — фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций (по предусматриваемому их уровню); Кпа — количество простых акций, эмитированных акционерным обществом.

Основные формы выплаты дивидендов: 1. Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). 2. Выплата дивидендов акциями. 3.Автоматическое реинвестирование. (индивид. выбор акционера – получить дивиденды или реинвестировать их в дополнит. акции). 4. Выкуп акций компанией.

Наши рекомендации