Развитие персонала в современных организациях.
Развитие персонала неотъемлемая часть развития организации, как функция менеджмента предполагает, прежде всего, рассмотрение качественных изменений в структуре и характере персонала организации. Эти качественные изменения воплощаются в 2 организационных формах управленческого процесса: в профессиональном росте (обучении) и развитии карьеры.
Профессиональный рост - предполагает осуществление таких обучающих и развивающих программ, результатом которых становится повышение квалификации работников и совершенствование управленческих качеств менеджеров. Повышение квалификации предполагает улучшение качества выполнения работниками своих функций при помощи обучения.
Результаты этой деятельности через повышение знаний, умений, навыков отражаются изменениями в производительности труда обучаемых работников.
Профессиональный рост управленцев и руководителей направлен на приобретение знаний, опыта и навыков в области организационного лидерства, выражается в росте удовлетворенности трудом и производительности работников.
Этапы:
а) определение потребностей (параметров и качеств), нуждающихся в совершенствовании, исходя из целей организации, стратегии управления персоналом и личностных характеристик обучаемых;
б) установка целей обучения;
в) разработка критериев контроля;
г) выбор методов обучения и разработка обучающих программ;
д) практическая реализация обучающих программ;
е) оценка и контроль результатов.
Мотивация и грамотное руководство процессом обучения являются необходимым условием эффективности этого процесса, поэтому ключевыми принципами в области мотивации обучения являются: поощрение, достижение чувства удовлетворенности от обучения, разнообразие обучающих методов, и как следствие - дальнейшее практическое применение знаний, умений, навыков.
Методы, нацеленные на повышение квалификации подразделяют в зависимости от 2 параметров: места проведения и целей тренинга:
1) Обучение на рабочем месте:
- обучение практикой – овладение навыками в процессе работы под руководством опытного наставника;
- инструктаж – передача опыта и профессиональных советов;
- ассистентство – временное перемещение на новую работу с сохранением прежних обязанностей для получения частичного предварительного опыта на возможной должности.
2) Комбинирование обучения на рабочем месте и аудиторных занятий (ученичество). Такая форма позволяет получать знания во время занятий и апробировать их на рабочем месте.
3) Обучение в условиях моделирования рабочего места (использование тренажера, имитирующего кабину самолета при обучении пилота; или тренажер ДП, имитирующий рабочее место авиадиспетчера для отработки действий в нештатных ситуациях, возникающих при УВД).
4) Обучение вне рабочего места:
- метод обсуждения – после лекции проводится дискуссия, в ходе которой проблематика подвергается совместному обсуждению;
- программное компьютерное обучение – самообучение при помощи компьютерных программ, нацеленное на овладение знаниями и индивидуальный подход;
- «кейс-метод» - анализ конкретной ситуации с выявлением проблематики и предложением решения, а также с просчетом возможных вариантов последствий;
- ролевые игры – сценарная постановка проблемной ситуации и выявление решения с помощью анализа поведения участников игры;
- управленческие игры (деловые) – принятие практических деловых решений в ситуации заданных параметров объекта управления, выявление наиболее эффективных решений на основе сравнения результатов;
- тренинг сензитивности – методы выработки нового поведения в процессе группового общения на основе эмоциональных реакций участников и выводов субъекта поведения относительно последствий его действий в группе.
Наиболее часто используются методы обучения на рабочем месте, компьютерное обучение, методы обсуждения и ролевых игр.
Планирование карьеры.
Карьера – это индивидуально осознанное изменение позиции и поведения, связанное с рабочим опытом и деятельностью на протяжении жизни человека.
Каждый работник заинтересован в продвижении по службе, и особенно менеджер, который планирует цели своей карьеры и способы их достижения.
На планирование карьеры влияют разные группы факторов:
Внешнеорганизационные: общеэкономические условия, политико-правовые условия, деятельность профсоюзов, наличие социального партнерства, особенности конкуренции, особенности рынка труда, местоположение предприятия и др.
Кадровые факторы: стратегия управления персоналом, практика отбора и найма, формы оплаты труда, организация труда, качество трудовой жизни и пр.
Персональные факторы: потребности и интересы; способности, умения и навыки; убеждения и позиции; эмоционально-волевые и др. особенности личности.
Этапы карьеры:
1) Вхождение в профессию. Подчиненность, приобретение опыта (до 25 лет).
2) Развитие навыков и опыта, достижение высокого уровня профессионализма. Самостоятельная работа, проявление инициативы, апробация новых подходов, развитие и воплощение новых идей, выработка индивидуальных методов и моделей работы, проявление и подтверждение высокого уровня своей квалификации (от 25 до 40 лет).
3) Стадия стабильной работы. Эксперт в организации, дополнительные виды деятельности (наставничество, аналитическая работа), дополнительная ответственность за результаты работ своих подчиненных (от 40 до 55-60 лет).
4) Стадия завершения профессиональной карьеры, отставка (после 55-60 лет).
Самые сложные пункты карьеры - 1 и 2.