Концепции логистики в современном менеджменте
Логистика – наука об управлении движением ресурсов . Это:
1)Все виды ресурсов (материальные, информационные, трудовые и т.д.)
2)Движение в пространстве и во времени (движение запасов во времени)
3)Реализация полного цикла управления (прогнозирование, нормирование, планирование, организация, учет, контроль, анализ координация, регулирование, стимулирование. Отсюда следует.
Логистика – система организации, планирования и управления материальными и информационными потоками в подсферах снабжения, производства, сбыта фирмы.
Целью логистики является рациональная организация в пространстве и во времени материального потока, обеспечивающая ориентацию всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия на выполнение заказов потребителей.
Основными задачами логистики являются:
1)Рационализация материальных потоков предприятия
2)Максимизация загрузки производственных мощностей заказами потребителей.
3)Экономия материальных ресурсов на всех стадиях материального потока.
4)Оптимизация затрат на производство и реализацию готовой продукции.
Выделяют три основные функции логистики:
• интегрирующую - формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;
• организующую - обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;
• управляющую - поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах.
Функции логистики определяются содержанием деятельности по управлению материальным потоком в области снабжения, производства и сбыта.
1)Функции логистики в области снабжения (логистика снабжения или логистика закупок)
-определение потребностей предприятия в материально-технических ресурсах
-планировании и организация материально-технического обеспечения производства
-организация хранения материалов и подготовка их к производственному употреблению
-управление производственными запасами
-контроль за кредиторской задолженностью поставщикам и принятие мер по ее сокращению
2) функция логистики в области производства (производственная логистика) – или управление запасами:
-планирование производства на основе прогноза потребности в готовой продукции и заказов потребителей
-установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением
-оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий
-контроль за количеством и качеством готовой продукции
-участие в разработке и реализации производственных нововведений
-контроль за себестоимостью производства готовой продукции.
3)Функции логистики в области сбыта (сбытовая или распределительная логистика)
-изучение спроса на продукцию и услуги предприятия
-формирование портфеля заказов потребителей
-перспективное, текущее и оперативное планирование сбыта.
-выбор каналов товародвижения готовой продукции
-разработка рекламных компаний
-заключение договоров поставки с покупателями и контроль за их выполнением
-участие в разработке план-графиков запуска-выпуска готовой продукции.
Существуют «шесть правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления:
1) груз – только нужный товар;
2) качество - высокого уровня;
3) количество - необходимое;
4) время доставки - точное;
5) место - четко определенное;
6) затраты - минимальные.
Система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации управления материальными потоками – концепция логистики. Ее основные положения:
1. Реализация принципа системного подхода. Рационализация материального потока возможна в пределах одного предприятия. Однако максимальный эффект можно получить лишь оптимизируя совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя. При этом все звенья материалопроводящей цепи должны работать как единый слаженный механизм, несмотря на наличие в этой цепи многих участников, каждый из которых преследует свою собственную цель.
2. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи. Поскольку одной из основных задач логистики является управление затратами, необходимо создавать систему учета издержек производства и обращения на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.
3. Использование оборудования, соответствующего конкретным условиям. Использование оборудования, отвечающего конкретным условиям (неуниверсального) целесообразно в условиях массового выпуска и использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства, что достигается за счет высокого уровня нацчно-технического развития.
4. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда. Создание современных условий труда, перспективы карьеры, наличие дисциплинированного, дееспособного, квалифицированного персонала – является необходимым условием создания объективных предпосылок для привлечения в традиционно непристижную отрасль кадров, обладающих высоким трудовым потенциалом.
5. Развитие логистического сервиса. Логистический сервис является средством повышения конкурентоспособности, не требующим больших капитальных вложений.
6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды – один из факторов устойчивого положения фирмы на рынке в условиях неопределенности спроса на разнообразные товары и услуги, быстро меняющихся предпочтений потребителей, влияния факторов микро- и макросреды предприятия.