Основные тенденции в современном менеджменте

Современный взгляд на менеджмент включает следующие ключевые моменты:

1.Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, в соответствии с которым успех организации зависит от управления внутренними факторами, хотя на первое место выходит проблема гибкости и адаптивности к проявлениям постоянно меня-ющейся внешней среды.

2. Использование в управлении теории систем, т. е. рассмотрение организации в ее единстве составных частей, неразрывно связанных с внешним миром.

3. Использование ситуационного подхода к управлению, согласно которому вся организация внутри предприятия есть нечто иное, как ответные действия на различные внешние факторы.

4. Использование социального менеджмента, основными принципами которого являются следующие:

*инновационность как важнейший критерий профессионализма менеджера;

*признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации;

*отношение к людям как ключевому и неисчерпаемому ресурсу организации;

*формирование организационной культуры, обеспечивающей удов-летворение потребностей высших уровней и лояльность персонала, способствующей достижению результата;

*формирование эффективных коммуникаций;

*обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах, предполагающее переход от системы распределения к системе вознаграждения и другие формы гармонизации интересов;

*соучастие (или партнерство), т. е. непосредственное участие в работе групп и каждого члена организации на всех этапах (от выработки миссии организации, постановки целей для группы до личных целей);

*формирование предпринимательского типа организационного поведения;

*мотивация персонала к саморазвитию;

*самоменеджмент руководителя.

5. Всемерное развитие, опора и ставка на экономическую культуру управления, предпринимательства и бизнеса.

Развитие экономической культуры предполагает следующее:

*все финансово-экономические программы и планы должны базироваться на стратегии организации и стратегическом менеджменте;

*использование тщательно подготовленных финансово-экономи-ческих расчетов, обоснований и прогнозов;

*широкое применение экономических методов управления.

6.Развитие технологической культуры менеджмента.

7.Развитие и опора в менеджменте на инновационную, этическую, духовную культуру управления.

8.Радикальное изменение парадигмы управления (табл. 1).

9. Усиление международного характера управления, глобализация и интернационализация бизнеса.

14.Таблица 1.Основные положения старой и новой парадигм управления

Старая парадигма Новая парадигма
1. Предприятие – «закрытая» система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны 1. Предприятие – «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды
2. Рост масштабов производства и услуг 2. Ориентация на качество продукции и услуг, удовлетворение потребителей
3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента 3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям внешней среды
4. Главный источник прибавочной стоимости – производственный рабочий и производительность его труда 4. Главный источник прибавочной стоимости – люди, обладающие знаниями и условиями для реализации их потенциала
5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, нормах, стандартах исполнения 5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства

15. Организация как объект управления. Формальная и неформальная организации.

Существуют следующие определения организации:

*внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением;

*совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

*объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Таким образом, организация в широком смысле – социально-эконо-мическая система, созданная для достижения коммерческих или некоммерческих целей, а организация в узком смысле – объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

Современная крупная организация представляет собой сложную производственную социально экономическую систему, которой присущи все характеристики системы (вход, выход, процесс, цель, обратная связь и т. д.).

Во внутренней среде хозяйственной организации очевидно наличие трех взаимосвязанных подсистем: технологической, включающей материальные элементы производства, организационно-экономичес-кой, включающей финансовые, организационно-структурные и управленческие элементы, и социально-психологической, включающей живой труд (элементы индивидуальные, групповые, коллектива в целом). Такое деление достаточно условно: к примеру, управление правомерно рассматривать как в составе организационно-экономической, так и в составе социальной подсистемы.

Формирование организационной структуры предусматривает принятие решений по следующим ее основным элементам:

*специализация рабочих заданий конкретных видов работ, выполняемых раздельно;

*формирование подразделений;

*установление связей между ними;

*определение цепи команд и норм управляемости применительно к различным уровням и видам управленческой деятельности;

*установление уровня централизации и (или) децентрализации управления;

*формализация принятых решений.

Приведенная совокупность решений определяет содержание организационной схемы предприятия, обеспечивающей реализацию его бизнеса и достижение целей.

Отношения внутри организации могут быть формальными и неформальными.
Первые связывают должности или подразделения, вторые - частных лиц. По
формальным каналам осуществляется передача только формальной информации,
по неформальным - как официальной, так и личной.

Неформальные группы –это свободно образованные малые социальные группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие по интересам для достижения определенных целей. Как и у формальных организаций, эти цели являются причиной существовании такой неформальной организации.

Неформальные группы создаются членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т. п. Они имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций.

Выделяются следующие пять признаков вступления людей в неформальные группы:

1. Принадлежность 2. Помощь. 3. Защита

4. Общение 5. Симпатия.

16. Внешняя и внутренняя среда организации.

Любая организация имеет свою внутреннюю и внешнюю среду, в которой осуществляются ее операции.

Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на происходящие здесь процессы.

К числу факторов внутренней среды относят: цели, структуру, задачи, технологии, организационную культуру и персонал.

Цели. Организацию можно рассматривать, как средство коллективного достижения целей, которые не могут быть достигнуты людьми индивидуально. Цель – это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремиться добиться группа, работая вместе.

Структура. Организации состоят из нескольких уровней управления и подразделений Подразделения могут быть определены как функциональные области. Понятие «функциональная область» относится к работе, которую выполняет подразделение, например, маркетинг, производство, обучение персонала, учет, планирование.

Задачи – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в заранее установленные сроки. Задачи предписываются не работнику, а должности.Технология – это средство преобразования различных видов ресурсов – будь то люди, информация или материалы – в искомые продукты и услуги. Задачи и технология тесно взаимосвязаны между собой. Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе.Организационная культура. Каждая организация сознательно или несознательно устанавливает свою собственную систему ценностей. Эта система составляет культуру организации или ее нравственный облик. Организация стремиться иметь свою собственную мораль и обычаи.Персонал – работники, обладающие квалификацией, знаниями и умениями, необходимыми для достижения поставленных целей.

Внешняя среда организации характеризуется совокупностью переменных, которые находятся за ее границами, и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджмента

Внешнюю среду организации составляют две группы факторов:

1) факторы прямого воздействия: ресурсы (материальные, трудовые, финансовые), поставщики, конкуренты, покупатели (клиенты), партнеры по бизнесу, государство и его структуры.

2) факторы косвенного воздействия:

*культура, мораль, традиции;

*демографические факторы – половозрастной состав населения, коэффициенты смертности и рождаемости, динамика спроса и тд.

Р Например, сокращение коэффициента рождаемости может в какой-то период времени привести к снижению спроса на детские вещи, игрушки, учебники, детские сады и школы. Тенденция к старению населения может привести к заметному изменению вкусов населения, увеличивая потребность в более удобных, но менее модных вещах, повышая спрос на определенные медицинские препараты, учреждения, специальное обслуживание и т.д.

3)экономические факторы – оказывают влияние на организацию через такие параметры экономики как; динамика и темпы роста валового национального продукта, оплата труда, его производительность

4)политические факторы – касаются таких явлений общественной

жизни как стабильность власти, изменения в составе и политике правительства, характер проводимых реформ.

Р Например, политическая нестабильность может увеличить риск долгосрочных инвестиций в тот или иной сектор экономики.

5)технологические факторы– отражают уровень научно-технического развития в обществе или в отрасли;

6)международное окружение.

Наши рекомендации