Особенности форм-я мех-ма управления в современных организациях.
Механизм управления (МУ) – это совокупность мотивов деятельности и активности персонала, которые определяют как саму возможность, так и эффективность управления, от которых зависит восприятие воздействия.
МУ можно формировать в соответствии с определенными принципами и целями, подходами и приоритетами. Это формирование проявляется в работе с персоналом, начиная с его подбора, расстановки, спец. подготовки, аттестации и пр., в установлении коммуникаций, в поиске и выборе вариантов организации совместного труда, при разработке управленческих решений. Особенность МУ заключается в том, что он характеризует средства воздействия, но эти средства не являются застывшими, раз и навсегда данными, они меняются в процессе управления по структуре, соотношению, важности и т.д. МУ, так же как и систему, и процесс управления можно формировать и развивать, можно изменять и оценивать с позиции эффективности управления. Это одна из задач и текущего и стратегического и инновационного управления.
Принципы формирования МУ:
1) МУ должен соответствовать целям и задачам фирмы. Это значит, что среди средств воздействия, которые предполагается использовать в управлении, д.б. такие, которые могут работать на данные цели
2) МУ должен формироваться не по чувствительности к средствам воздействия каждого человека в отдельности, а по групповой динамике (человек должен рассматриваться в определенной социальной среде и в процессах возможных изменений, которые реально происходят при функционировании социально-экономической системы).
3) Условия деятельности также имеют мотивационную ценность. Условия, в которых работает человек, могут быть либо мотивом, либо препятствием для хорошей работы. МУ - это то, что окружает человека и создает определенное отношение его к работе и функциям, к коллегам и руководству.
4) МУ д.б. ориентирован на определенные способы использования средств управления, т.е. методы управления. Те средства, которыми располагает менеджер, должны давать возможность использования наиболее эффективных методов управления.
5) МУ должен содержать потенциал своего совершенствования и развития. В силу различных обстоятельств меняются и система ценностей, и мотивы, и интересы. Эти изменения не всегда являются предсказуемыми. Надо ориентировать МУ на распознание вновь возникающих средств воздействия, обогащение существующих или их замену новыми. Нельзя полагать, что однажды сформированные и найденные средства воздействия в дальнейшем не изменятся. Необходима регулярная корректировка МУ.
6) МУ определяет большую часть стиля управления. Только внешне кажется, что стиль управления – это индивидуальность менеджера. По многим своим признакам стиль управления формируется в соответствии с механизмом управления, который определяет возможности использования тех или иных методов управления.
7) Необходимо, чтобы в МУ была заложена определенная полнота и сбалансированность средств воздействия. Это важнейшее условие эффективного использования МУ. Деформация средств воздействия снижает возможности управления.
8) Нравственность. Средства и методы управления м.б. и порочными (страх, шантаж, моральное давление). Сама конструкция МУ должна исключать возможность использования этих рычагов.
28 Бизнес-планирование в современной организации
Бизнес-планирование – это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер –деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса. Бизнес-планирование может быть разработан как для нового создающегося предприятия, так и для уже существующих экономических организаций на очередном этапе их развития.
Бизнес-планирование решает следующие проблемы:
1. Определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности
2. Конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей развития
3. Обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов фирмы.
Структура бизнес-плана:
Бизнес-план состоит из следующих разделов:
1) Возможности фирмы (резюме) – определяются все направления деятельности фирмы;
2) Виды товаров (услуг) – описываются все товары и услуги, которые производит форма;
3) Рынки сбыта товаров – изучение рынков, кто будет покупать товар и где его ниша на рынке;
4) Конкуренция на рынках сбыта – изучение сильных и слабых сторон конкурирующих товаров (услуг) по цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам;
5) План маркетинга - стратегии маркетинга, ценообразование, схема распространения товаров, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов, реклама, формирование общественного мнения о фирме и товарах, бюджет маркетинга, контроллинг маркетинга;
6) Финансовый план – планирование финансового обеспечения деятельности фирмы с целью эффективного использования имеющихся денежных средств;
7) Оценка риска и страхования – перечень возможных рисков, вероятность их возникновения и ожидаемого ущерба от них;
8) План производства - где будут изготавливаться товары - на действующем или на вновь созданном предприятии, насколько удачно выбрано месторасположение фирмы, какие основные средства потребуются для организации производства, и т.п.;
9) Правовое обеспечение деятельности фирмы – форма собственности и правовой статус организации.