Какие качественные и количественные методы создания модели системы используются?
В качественных методах основное внимание уделяется организации постановки задачи, новому этапу ее формализации, формированию вариантов, выбору подхода к оценке вариантов, использованию опыта человека, его предпочтений, которые не всегда могут быть выражены в количественных оценках. Для постановки задач эти методы не имеют средств, почти полностью оставляя осуществление этих этапов за человеком.
Количественные методы связаны с анализом вариантов, с их количественными характеристиками корректности, точности и т.п.
Между этими крайними классами методов системного анализа имеются методы, которые стремятся охватить оба этапа: этап постановки задачи, разработки вариантов, этап оценки и количественного анализа вариантов.:
1) кибернетический подход базируется на развитии основных идей классической теории автоматического управления и регулирования и теории адаптивных систем;
2) информационно-гносеологический подход, основан на общности процессов отражения, познания в системах различной физической природы;
3) существуют также системно-структурный подход, метод ситуационного моделирования, метод имитационного динамического моделирования, который мы будем рассматривать в следующем семестре.
Качественные методы: разбивка на стадии и этапы, блочно-иерархический подход, методы типа мозговой атаки или коллективной генерации идей, методы типа сценариев, методы экспертных оценок, морфологические методы, методы типа дерева целей и другие.
При системном анализе систем удобным инструментом является инструментарий качественного анализа систем, получивший название когнитивной структуризации. Когнитология - междисциплинарное научное направление изучающее методы и модели формирования знания, познания, универсальных структурных схем мышления, которое используется в философии, нейропсихологии, психологии, лингвистике, информатике, математике, физике и др.
Цель когнитивной структуризации - формирование и уточнение гипотезы о функционировании исследуемой системы, т.е. структурных схем причинно- следственных связей, их количественной оценки.
Причинно-следственная связь между системами (подсистемами, элементами) А и В положительна (отрицательна), если увеличение или усиление А ведёт к увеличению или усилению (уменьшению или ослаблению) В.
Пример. Когнитивная структурная схема для анализа проблемы энергопотребления может иметь следующий вид:
Кроме когнитивных схем могут использоваться когнитивные решетки (шкалы, матрицы), которые позволяют определять стратегии поведения (например, производителя на рынке).
Количественные методы описания систем. При создании и эксплуатации сложных систем требуется проводить многочисленные исследования и расчеты, связанные:
1) с оценкой показателей, характеризующих различные свойства систем;
2) с выбором оптимальной структуры системы;
3) с выбором оптимальных значений ее параметров.
Выполнение таких исследований возможно лишь при наличии математического описания процесса функционирования системы, т.е. ее математической модели (ММ).
25. Какие виды циклов обратной связи существуют? Каковы их особенности и отличия? Приведите примеры.
Существуют два вида обратной связи.
Усиливающая обратная связь возникает, когда изменения в системе возвращаются на вход системы и усиливают первоначальное изменение, приводя к еще большим изменениям в том же направлении. Система удаляется от начального состояния с возрастающей скоростью.
Усиливающая обратная связь может привести к бесконтрольному экспоненциальному росту.
Уравновешивающая(балансирующая) обратная связь возникает, когда изменения во всей системе вызывают уменьшение первоначального изменения и тем самым ослабляют общий эффект. Уравновешивающая обратная связь поддерживает систему в устойчивом состоянии и вызывает сопротивление системы попыткам в нее вторгнуться с целью изменения.
26. Приведите примеры действия балансирующего и усиливающего циклов обратной связи. Как их совместное взаимодействие определяет поведение системы?
27. В какой позиции может находиться наблюдатель по отношению к системе? Как будет меняться его видение проблемы от этого? В чем плюсы и недостатки в каждой позиции?
Во внешней и внутренней позиции.
28. Назовите этапы базовой системной методологии.
1 этап-выбор проблемы.
2 этап- постановка задачи и ограничение ее сложности.
3 этап- установление иерархии целей и задач
4 этап-выбор путей решения задач.
5 этап-моделирование.
6 этап-оценка возможных стратегий
7 этап-внедрение результатов
29. Кто такие стейкхолдеры? Какие основные стейкхолдеры
присутствуют в любой коммерческой компании?
Стейкхолдеры-группы, организации или индивиды ,на которые влияет компания и от которых она зависит. Сотрудники ,клиенты, бизнес партнеры