Застрявший по середине (Stuck in the middle)
-Обычно характеризуется прибыльностью на уровне ниже среднего в сравнении с отраслью.
-Хорошие доходы возможны до тех пор, пока отрасль сохраняет высокие темпы роста при высоком уровне рентабельности.
-Проявление отсутствия выбора.
-Особенно опасно для тех компаний, которые достигли успеха в определенной нише, и после этого перестали искать возможности в других сферах.
22.Бизнес-планирование: сущность, цели и задачи, адресаты бизнес-плана, структура и содержание разделов бизнес-плана.
Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.
Бизнес-план — программный продукт, вырабатываемый в ходе бизнес-планирования.
Иногда бизнес-план отождествляют с техпромфинпланом, который был основным плановым документом деятельности предприятий в СССР.
Планирование бизнеса — это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.
Цели и задачи бизнес-плана
Бизнес-план служит трем основным целям:
Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.
Банк при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
определить конкретные направления деятельности фирмы,
целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.
определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.
оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю на следующие вопросы:
какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;
каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;
какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;
сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков;
каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;
какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты;
какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить
Резюме
Идея (сущность) предлагаемого проекта
-Общие исходные данные и условия.
-Описание образца нового товара.
-Оценка опыта предпринимательской деятельности.
Оценка рынка сбыта
-Описание потребителей нового товара.
-Оценка конкурентов.
-Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов.
План маркетинга
-Цели маркетинга.
-Стратегия маркетинга.
-Финансовое обеспечение плана маркетинга.
План производства
-Изготовитель нового товара.
-Наличие и требуемые мощности производства.
-Материальные факторы производства.
-Описание производственного процесса.
6.Организационный план
-Организационно-правовая форма собственности фирмы.
-Организационная структура фирмы.
-Распределение обязанностей.
-Сведения о партнерах.
-Описание внешней среды бизнеса.
-Трудовые ресурсы фирмы.
-Сведения о членах руководящего состава.
7. Финансовый план.
-План доходов и расходов .
-План денежных поступлений и выплат.
-Сводный баланс активов и пассивов фирмы.
-График достижения безубыточности.
-Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование).
-Оценка риска и страхование.
Приложение
23. Планирование издержек производства и себестоимости продукции. Предприятие в процессе производственно-хозяйственной деятельности затрачивает различные ресурсы. Эти затраты в планировании принято делить на единовременные и текущие. Единовременные затраты осуществляются в форме инвестиций на различные инновационные мероприятия, связанные с расширением производства, заменой выбывающих основных фондов, модернизацией и капитальным ремонтом основных фондов, техническим перевооружением, реконструкцией и новым строительством, пополнением оборотных средств и освоением новых видов деятельности.
Текущие затраты связаны с производством и реализацией продукции, работ, услуг и принимают форму издержек. Основная часть издержек - затраты на производство и реализацию продукции. Кроме них предприятие платит налоги, сборы, отчисления, штрафы, пеню, неустойки, обусловленные действующим законодательством, расходует средства на социальные нужды членов трудового коллектива и благотворительную деятельность, а также финансирование текущих мероприятий по формированию и реализации стратегии и тактики своего развития. Составной частью издержек предприятия является себестоимость продукции. Качественно издержки и себестоимость не различаются, поскольку представляют собой текущие затраты. Их различие выражается в следующем.
При разработке плана по себестоимости должны быть решены следующие задачи:- выполнен анализ стоимостных показателей производственной деятельности предприятия в целом и отдельных его подразделений;- выявлены возможности и уточнены размеры снижения себестоимости продукции в планируемом году по сравнению с предшествующим периодом;- составлены калькуляции себестоимости основных видов выпускаемой продукции;- выявлены нецелесообразные затраты и разработаны меры по их ликвидации;- определена рентабельность видов выпускаемой продукции и производства;- оценено влияние на себестоимость, прибыль и рентабельность увеличения затрат на освоение производства новой продукции;- создана база для разработки оптовых или розничных цен;- разработаны меры по совершенствованию хозрасчетных взаимоотношений между производственными подразделениями предприятия.
План по издержкам предприятия состоит из следующих разделов:
1) расчет снижения себестоимости продукции за счет влияния на нее технико-экономических факторов;2) калькулирование себестоимости видов продукции (работ и услуг);3) смета затрат на производство.
При планировании себестоимости продукции применяются следующие методы.
1. Пофакторный метод. Его суть заключается в определении влияния технико-экономических факторов на издержки производства в планируемом году по сравнению с предыдущим годом. При 2. Сметный метод. Он предполагает обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции. 3. Метод калькуляций. С помощью этого метода обосновывается величина затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов, например детали, узла. 4. Нормативный метод. Здесь уровень затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов.
Планирование результатов деятельность предприятия.
Финансовое планирование является исключительно важным аспектом деятельности любого предприятия.
Финансовое планирование - это собой процесс разработки финансовых планов и плановых показателей, которые помогают обеспечить предприятие финансовыми ресурсами и увеличить эффективность его деятельности в определенный период времени в будущем. Финансовое планирование является как бы первым шагом на пути к процветанию фирмы.
Финансовое планирование воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей. Оно дает возможность определить, насколько перспективен тот или иной проект, новое направление деятельности. Также финансовое планирование является инструментом получения инвестиций.
Методы планирования - это конкретные способы и приемы плановых расчетов. Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов. К ним относятся: экономического анализа; нормативный; балансовых расчетов; денежных потоков; метод многовариантности; экономико-математическое моделирование. Цель каждой фирмы подобрать такие методы финансового планирования, чтобы конечный результат оказывался как можно ближе к прогнозу.
Процесс финансового планирования включает несколько этапов, таких как: анализ финансовой ситуации; разработка общей финансовой стратегии фирмы; составление текущих финансовых планов; корректировка, увязка и конкретизация финансового плана; осуществление оперативного финансового планирования; выполнение финансового плана; анализ и контроль выполнения плана.
Важно помнить, что максимальной эффективности можно добиться только при последовательном выполнении всех этапов процесса финансового планирования, так как они взаимосвязаны.
Финансовое планирование на фирме бывает трех видов и различается по типу составляемого плана и сроку на который он разрабатывается. Финансовое планирование бывает: оперативное, текущее и перспективное (стратегическое). С переходом от одного вида планирования к другому цели, задачи, этапы осуществления и показатели более конкретизируются, становятся более четкими.
В современных условиях перспективное финансовое планирование охватывает период от одного года до трех лет. Перспективное планирование состоит из разработки финансовой стратегии и прогнозирования финансовой деятельности предприятия.
Текущее планирование финансовой деятельности является составной частью перспективного плана, оно основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности и представляет собой конкретизацию его показателей.
Оперативное финансовое планирование - это логическое продолжение текущего финансового планирования. Оно осуществляется в целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятия.
Я считаю очень важным использования финансового планирования, всех его видов. Постепенное продвижение от большого к малому, конкретизация финансовых показателей, контроль за исполнением финансовых планов являются залогом процветания и устойчивости любого предприятия. Также очень важно не просто использовать существующие методы финансового планирования в России, но и стараться все время усвоить новое, отслеживать новые методики финансового планирования, перенимать зарубежный опыт.