Раздел 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения преддипломной практики.
Процесс проведения преддипломной практики направлен на формирование следующих компетенций:
- обладать готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);
- обладать способностью принимать организационно-управленческие решения (ОПК-3);
- обладать способностью оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности (ПК-6);
- обладать способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов (ПК-9);
- обладать способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10).
По итогам прохождения преддипломной практики студент должен:
знать:
- основные результаты новейших исследований, опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам экономики и финансов;
- методологические основы проведения экономических и финансовых исследований;
- инструментарий реализации проводимых исследований и анализа их результатов;
- теоретические и нормативные основы осуществления финансово-хозяйственной деятельности выбранного объекта исследования;
- специфику осуществления проектной, аналитической и научно-исследовательской деятельности на уровне организации-месте прохождения практики;
- существующие теоретические и применяемые эконометрические модели исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности;
- применяемые социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов и методики их расчета;
уметь:
- применять методы и средства познания для совершенствования и развития своего интеллектуального и общекультурного уровня;
- самостоятельно осваивать новые методы исследования;
- обобщать и оценивать результаты новейших исследований;
- выявлять перспективные направления научных исследований в области экономики;
- обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования;
- использовать методы и методологию проведения научных исследований;
- разрабатывать альтернативные варианты управленческих решений и обосновывать их;
- подготавливать научные статьи, представлять результаты научного исследования в форме доклада;
владеть:
- навыками разработки научных планов и программ проведения научных исследований и разработок, подготовки заданий для групп и отдельных исполнителей;
- навыками постановки гипотез и задач научного исследования;
- навыками подготовки данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;
- навыками поиска, анализа и оценки источников информации для проведения экономических исследовательских расчетов;
- навыками прогнозирования динамики основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;
- навыками сбора, обработки и систематизации информации по теме исследования, выбора методов и средств решения задач исследования;
- навыками разработки социально-экономических показателей, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, и методик их расчета;
- навыками организации и проведения научных исследований, в том числе статистических исследований и опросов;
- навыками оценки и интерпретации полученных результатов;
- навыками разработки вариантов управленческих решений и обоснования их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности.
Раздел 4. Структура и содержание преддипломной практики
Виды и объем преддипломной работы
Виды учебной работы | Курс 3, 5 семестр | Количество недель |
Количество часов | ||
Общая трудоемкость | (6 ЗЕТ) | 6 недель |
Работа на базе практики | ||
Самостоятельная работа: | ||
Сбор и обработка материала в соответствии с заданием | ||
Подготовка отчета | ||
Подготовка к итоговому контролю | ||
Форма итогового контроля | защита отчета | экзамен |
Содержание преддипломной практики
Преддипломная практика осуществляется в форме проведения реального исследовательского проекта, выполняемого студентом в рамках утвержденной темы научного исследования по направлению обучения и темы магистерской диссертации с учетом интересов и возможностей подразделений, в которых она проводится.
Содержание практики определяется руководителем программы подготовки магистров на основе ФГОС ВО и отражается в индивидуальном задании на преддипломную практику.
В процессе прохождения практики магистранты проводят научное исследование:
- по сбору и обработке теоретических, нормативных и методических материалов, состав которых определяется содержанием первой, имеющей теоретический (теоретико-методологический) характер, части выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). До начала практики должны быть выявлены проблемы в области теории, методики, нормативного регулирования, а в процессе практики подтверждена их актуальность и практическая значимость.
- по систематизации и обработке практического материала в соответствии с темой выпускной квалификационной работы (ВКР). Студенты должны дать общую оценку положения организации на рынке, проанализировать основные результаты деятельности за ряд периодов, обобщить проблемы и аргументировать предложения по совершенствованию деятельности изучаемого объекта. Результатом преддипломной практики должна быть подготовка законченного варианта выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
В процессе преддипломной практики целесообразно проконсультироваться по актуальным вопросам у руководителей отделов и их заместителей, главных специалистов подразделений, других руководителей экономических служб, а в дальнейшем отразить рекомендации ведущих специалистов организации в отчете о практике и использовать в процессе написания выпускной квалификационной работы.
Деятельность магистранта во время практики предусматривает:
- составление рабочего плана и графика выполнения исследования;
- проведение исследования (сбор, обработка и систематизация информации; выбор социально-экономических показателей, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, изучение и применение методик их расчета);
- изучение статистических данных, характеризующих внешнюю и внутреннюю среду функционирования хозяйствующего субъекта;
- выбор методов и средств решения задач исследования;
- применение компьютерных технологий и программных продуктов, необходимых для сбора и систематизации технико-экономической и финансовой информации, разработки планов, проведения требуемых программой практики расчетов и т.д.;
- оформление результатов проведенного исследования и их согласование с научным руководителем магистерской диссертации;
- подготовка доклада, согласованного с темой магистерской диссертации, для участия в научной конференции;
подготовка к публикации статьи, согласованной с темой магистерской
диссертации.
Ожидаемые результаты от преддипломной практики следующие:
- знание основных положений методологии научного исследования и умение применить их при работе над выбранной темой магистерской диссертации;
- умение использовать современные методы сбора, анализа и обработки научной информации;
- умение изложить научные знания по проблеме исследования в виде отчета, доклада на конференции и статьи.
По итогам практики студент предоставляет на кафедру:
- отчет о проделанной работе, содержащий описание деятельности, выполнявшейся за время прохождения практики, краткое изложение результатов исследования, выводов и рекомендаций по теме магистерской диссертации;
- график (план) практики, оформленный в соответствии с установленными требованиями;
- характеристику, заверенную руководителем практики от профильной организации.
Раздел 5. Образовательные технологии
В процессе организации преддипломной практики должны применяться современные образовательные и научно-производственные технологии.
1. Мультимедийные технологии, для чего ознакомительные лекции и инструктаж студентов во время практики проводятся в помещениях, оборудованных экраном, видеопроектором, персональными компьютерами. Это позволяет руководителям и специалистам предприятия (организации) экономить время, затрачиваемое на изложение необходимого материала и увеличить его объем.
2. Дистанционная форма консультаций во время прохождения конкретных этапов практики и подготовки отчета.
3. Компьютерные технологии и программные продукты, необходимые для сбора и систематизации технико-экономической и финансовой информации, разработки планов, проведения требуемых программой практики расчетов и т.д.