Классификация и краткая характеристика международных стандартов аудита
МСА (на момент выпуска официального перевода на русский язык) делятся на 9 групп с трехзначной нумерацией; десятая группа представляет собой ПМАП, имеющие четырехзначную нумерацию.
Группировка Международных стандартов аудита (МСА) и положений о международной аудиторской практике представлена в следующей таблице 2.
Таблица 2. Группировка Международных стандартов аудита (МСА) и Положений о международной аудиторской практике (ПМАП) (согласно официальному переводу МСА)
Группы стандартов (положений) | Номера и наименования МСА и ПМАП |
100-199. Введение | Предисловие к Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг 100. Гарантирующие услуги 110. Глоссарий 120. Концептуальная основа (структура) Международным стандартам аудита |
Продолжение таблицы 2
200-299. Обязанности | 200. Цели и основные принципы аудита финансовой отчетности 210. Условия договоренностей об удите 220. Контроль качества аудиторской работы 220А. Контроль качества в аудиторских организациях. 230. Документация 240. Мошенничество и ошибка в процессе аудита финансовой отчетности 250. Учет законов и правил при аудите финансовой отчетности 260. Сообщение информации по вопросам аудита лицам, отвечающим за управление 265. Существующие недостатки во внутреннем контроле |
300-399. Планирование | 300. Планирование 315. Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации 320. Существенность в аудите 330. Аудиторские процедуры, выполняемые в ответ на оцененные аудитором риски |
400-499. Системе внутреннего контроля | 402. Аудит субъектов, пользующихся услугами сервисных организаций 450. Оценка искажений финансовой отчетности, обнаруженных в ходе аудита |
500-599. Аудиторские доказательства | 500. Аудиторские доказательства 501. Аудиторские доказательства – дополнительное рассмотрение особых статей учета 505. Внешние подтверждения 510. Первая аудиторская проверка – вступительное сальдо 520. Аналитические процедуры 530. Аудиторская выборка 540. Аудит оценочных значений 550. Взаимосвязанные стороны 560. Последующие события 570. Продолжающаяся деятельность 580. Заявления руководства |
Окончание таблицы 2
600-699. | 600. Использование результатов работы другого аудитора 610. Рассмотрение работы внутреннего аудита 620. Использование работы эксперта |
700-799. | 700. Аудиторское заключение по финансовой отчетности 700А. Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности 701. Модифицированное аудиторское заключение 705. Мнение, не являющееся безоговорочно положительным 706. Поясняющие параграфы в аудиторском заключении 710. Сравнимые значения 720. Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность |
800-899. | 800. Отчет аудитора по специальным аудиторским заданиям 3400/810. Исследование прогнозной финансовой информации |
900-999. | 2400/910. Задания по общей проверке финансовой отчетности 4400/920. Задания по выполнению согласованных процедур, связанных с финансовой информацией 4410/930. Задания по компиляции финансовой информацией |
В первую группу, которая именуется «Введение», входят такие разделы, как предисловие, глоссарий и концептуальная основа МСА. Предисловие к Международным стандартам аудита призвано способствовать пониманию задач и методов работы КМАП, а также объема и статуса документов, разработанных этим комитетом. Глоссарий содержит около 110 терминов, используемых при изложении содержания Международных стандартов аудита.
Стандарты второй группы «Обязанности» объединены тем, что в них раскрываются обстоятельства при которых на аудитора и руководство аудируемого лица возлагаются на определенные обязанности.
Третья и четвертая группы стандартов («Планирование» и «Системе внутреннего контроля») посвящены порядку выбора стратегии аудита, изучения деятельности клиента, определения уровня существенности и аудиторских рисков.
Документы пятой и шестой групп («Аудиторские доказательства» и «Использование работы третьих лиц») содержат стандарты и рекомендации по получению аудиторских доказательств, в том числе с привлечением результатов работы аудиторских подразделений, внутренних контролеров и экспертов.
Правила составления аудиторских заключений по результатам аудита финансовой отчетности и проверки другой информации приведены и в стандартах седьмой и восьмой групп – «Аудиторские выводы и заключения» и «Специальные области аудита».
В девятой группе МСА «Сопутствующие услуги» раскрыты цели, принципы, процедуры и порядок составления отчетности, которые следует соблюдать при выполнении аудитором заданий по обзору и подготовке финансовой информации, а также проведении согласованных процедур.
Положения о международной аудиторской практике дают аудиторам дополнительные рекомендации путем детализации и разъяснений применения международных стандартов аудита.
Базовым международным стандартом в котором описана концептуальная основа международных стандартов в целом является МСА 120 «Основные принципы Международных стандартов аудита». В этом стандарте отражены предназначение, порядок составления и представления финансовой отчетности экономических субъектов, а также проведено разграничение между аудитором и сопутствующими услугами. В МСА 120 отмечается, что к сопутствующим услугам относятся обзорные проверки, согласованные процедуры и компиляции (подготовка информации по которым не предполагает, что аудитор должен будет выразить уверенность). В контексте МСА 120 уверенность рассматривается как убежденность аудитора в отношении надежности предпосылок, представленных одной стороной и предназначенных для использования другой стороной.
Согласно МСА 120 мнение аудитора должно базироваться на собранных им в ходе аудита достаточных и уместных аудиторских доказательствах.
При осуществлении профессиональной деятельности аудитор должен руководствоваться общими этическими принципами, изложенными в Кодексе этики профессиональных бухгалтеров, принятом МФБ. Этих принципов семь:
1. Независимость (аудитор должен быть свободен от какой-либо заинтересованности в делах клиента, которая может быть признана несовместимой с принципами честности, объективности и независимости). Обстоятельствами, которые могут обусловить сомнения в независимости аудитора, могут быть:
- финансовая взаимосвязь с клиентами или с их делами;
- работа аудитора на руководящей должности в организации клиента;
- выполнение управленческих функций и принятие управленческих решений;
- личные и семейные отношения;
- получение от одного клиента гонорара, сумма которого имеет значительную долю в общей сумме дохода аудитора;
- обусловленность выплаты гонорара выводами (мнением аудитора);
- принятие аудитором товаров, услуг или знаков чрезмерного гостеприимства и др.
2. Честность (в Кодексе профессиональной этики этот принцип упоминается вместе с порядочностью и подразумевает справедливое ведение дел, откровенность и правдивость).
3. Объективность (обязательство быть справедливым, интеллектуально честным, не иметь конфликтов интересов и избегать влияния других лиц, мешающих непредвзятости аудитора).
4. Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность (аудитор должен предоставлять услуги с должной тщательностью, компетентностью и старательностью, поддерживать профессиональные знания и навыки на требуемом уровне, не должен вводить в заблуждение6 клиента относительно опыта или экспертных знаний, которыми он в действительности не обладает).
5. Конфиденциальность (обязательство аудиторов обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в ходе предоставления профессиональных услуг).
6. Профессиональное поведение. Аудитор должен заботиться о поддержании хорошей репутации профессии.
7. Следование техническим стандартам. Осуществление аудиторских услуг в соответствии с МСА национальными стандартами, внутренними стандартами аудиторских организаций и другими нормативными документами.
При осуществлении аудита должна присутствовать доля профессионального скептицизма, то есть полученная от руководства организацией информация не должна рассматриваться как обязательно достоверная.
МСА применимы к аудиту финансовой отчетности предприятий и учреждений госсектора. Основные принципы аудита остаются в силе независимо от того, где проводится аудит, но аудит в государственном секторе может отличаться по: целям, объему, полномочиям аудитора, подходу и стилю аудита, форме аудиторского заключения. Регулированием аудиторской и бухгалтерской практики в госсекторе занимается Комитет государственного сектора. Случаи, требующие пояснений или дополнений, приводятся в разделе «Основы аудита государственного сектора» (ОАГС) в конце каждого МСА.
МСА 100 «Предисловие к международным стандартам аудита и сопутствующих услуг».
Определен юридический статус этих документов и порядок их принятия Международным комитетом по аудиторской практике. МСА применяются при аудите финансовой отчетности, а также при выполнении сопутствующих аудиту услуг. Базовые принципы выделены в МСА жирным шрифтом, однако рекомендуется использовать всю информацию стандартов, а не только выделенное жирным шрифтом. В исключительных случаях для достижения целей аудита аудитору разрешается отходить от требований МСА, но причины такого отхода должны быть аргументированы. МСА следует применять только к вопросам, имеющим существенное значение. Наряду со стандартами IAPC выпускает положения о международной аудиторской практике, имеющие меньшую юридическую силу, чем МСА.
МСА 110 «Глоссарий терминов».
Содержит перечень терминов, применяемых в МСА, и их узаконенные дефиниции.
МСА 120 «Общая структура МСА».
Описана структура МСА и приведена классификация услуг, сопутствующих аудиту, в соответствии с МСА.
МСА 200 «Цели и основные принципы аудита финансовой отчетности».
Установлены ответственность руководства в вопросах ведения финансовой отчетности, общие цели и принципы аудита финансовой отчетности предприятия (организации), проводимого независимым аудитором. Цель аудитора финансовой отчетности – формирование аудитором мнения о том, подготовлена финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с применяемыми основами бухгалтерского учета или нет. Аудитор должен выражать свое мнение в форме: «дает правильную и справедливую картину» или «отражает достоверно, во всех существенных аспектах». Описаны основные принципы выполнения аудитором профессиональных обязанностей, связанных с проведением любой аудиторской проверки: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение и выполнение технических стандартов. В ходе проверки аудитор должен получить разумную уверенность в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений.
МСА 210 «Условия договоренностей об аудите».
Приведены содержание и форма письма аудитора о согласии на проведение аудита. Письмо должно документально подтверждать приемлемость назначения аудитора, объем аудиторской проверки, ответственность аудитора и форму представляемых аудитором отчетов.
МСА 220, 220А «Контроль качества аудиторской работы».
- Контроль качества работы аудитора необходим для поддержания на высоком уровне профессиональных аудиторов. Проводятся различия между контролем качества конкретных аудиторских проверок и общим контролем качества услуг той или иной аудиторской фирмы. Признавая существование тесной взаимосвязи двух видов контроля, следует отметить, что общий контроль качества дополняет контроль качества конкретных аудиторских проверок и способствует ему, хотя и не заменяет его. Обсуждаются вопросы организации контроля качества работы ассистентов в ходе конкретных аудиторских проверок и оказания аудиторской фирме практической помощи в области общего контроля качества услуг.
МСА 230 «Документация».
Предложены рекомендации относительно формы и содержания рабочих документов. Приводятся формы рабочих документов, которые обычно создаются аудиторами или поступают от клиентов. Рассматриваются вопросы собственности на документацию такого рода и обеспечения сохранности документации.
МСА 240 «Мошенничество или ошибка».
Определяются понятия «мошенничество» и «ошибка». Устанавливаются процедуры, которые аудитор может использовать, если у него возникнут обоснованные подозрения насчет вероятности совершения хозяйствующим субъектом мошеннических или ошибочных действий.
МСА 250 «Учет законов и правил при аудите финансовой отчетности».
Определена степень ответственности аудитора за следование законодательным и нормативным актам при аудите финансовой отчетности. При планировании аудита в ходе аудиторской проверки, на стадии оценки результатов проверки составлении отчета по ее результатам аудитор должен учитывать все факты несоблюдения организацией нормативных актов, которые могут оказывать влияние на достоверность финансовой отчетности. Тем не менее нельзя ожидать, что в ходе аудиторской проверки будут выявлены все факты нарушения нормативных актов. При выявлении таких фактов независимо от степени их существенности следует оценивать, как они влияют на репутацию руководства и сотрудников организации, а также на ход аудиторской проверки. Ответственность за несоблюдение организацией в процессе финансово-хозяйственной законодательных и нормативных актов, предотвращение и выявление актов их нарушения возлагаются на руководство организации. Аудитор сначала должен понять, какова правовая среда, в которой действует организация, какие механизмы обеспечивают соблюдение ею требований нормативных актов. Затем аудитор должен осуществить процедуры, позволяющие выявить факты нарушения нормативных актов, влияющих на финансовую отчетность организации, а также получить достаточные доказательства соблюдения нормативных актов. Описаны процедуры, которые следует применять, если факты нарушений были выявлены и о них было доложено руководству организации, пользователям отчета о результатах аудиторской поверки финансовой отчетности, регулирующим и правоохранительным органам. В приложении приведены примеры некоторых видов информации, которые могут привлечь внимание аудиторов и свидетельствовать о потенциальной вероятности разного рода нарушений.
МСА 260, 265 «Сообщение информации по вопросам аудита лицам, отвечающим за управление».
Устанавливает основные правила предоставления руководства отношении информации, которая сообщается об основных аспектах аудита, возникающих в ходе аудита финансовой отчетности. В данном стандарте идентифицированы такие понятия, как руководящие полномочия и вопросы аудита, имеющие значение для управления. Поскольку в разных странах существуют различные законодательства и разные критерии, регламентирующие вопросы организации и управления, аудитор должен использовать свое профессиональное суждение при определении круга лиц, которым он должен сообщать информацию о важнейших аспектах аудита. Аудитор должен сообщать информацию своевременно.
МСА 300 «Планирование».
Описан процесс планирования аудиторских проверок финансовой отчетности и иной финансовой информации. При адекватном планировании аудита обеспечивается надлежащее внимание к наиболее важным направлениям проверки. Поэтому будут оперативно выявляться потенциальные проблемы и работа будет завершена в отведенные для нее жесткие сроки. Планирование также способствует хорошей работе вспомогательного персонала и координации проверок с деятельностью других аудиторов и экспертов. Регламентируются вопросы приглашения аудиторов, ключевые элементы процесса планирования и приводятся вопросы, которые необходимо учитывать при планировании аудита.
МСА 315 «Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации»
Объединяет следующие параграфы; введение, получение знаний о бизнесе клиента, о среде деятельности клиента, включая внутренний контроль, применение знаний и оценка рисков существенных искажений, приложение. Этот стандарт представляет разъяснение относительно понимания знания бизнеса клиента, его среды, включая внутренний контроль, и его важности для аудита. Аудитор должен получить знания о бизнесе предприятия и его среде, достаточные для выявления и оценки риска существенных искажений финансовой отчетности, а также для разработки и выполнения дальнейших аудиторских процедур.
МСА 320 «Существенность в аудите».
Дана трактовка концепции существенности в аудите, описаны взаимосвязь существенности и аудиторского риска и применение понятия существенности в ходе планирования и проведения аудиторских проверок и оценки их результатов. Под уровнем существенности подразумевается такая степень искажений, содержащихся в финансовой отчетности, которая с определенной вероятностью может повлиять на разумные суждения пользователя финансовой информации и принятые на ее основании решения. Определение уровня существенности базируется на профессиональном мнении аудитора и проводится как в отношении совокупных показателей, так и в отношении остатков по счетам и конкретной раскрываемой информации.
МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски»
Понятие «аудиторский риск» означает, что аудитор выразит несоответствующее аудиторское мнение в случаях, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения. Установленный уровень риска следует учитывать при определении характера, сроков и объема аудиторских процедур.
МСА 402 «Аудит субъектов, пользующихся услугами сервисных организаций».
Рассматриваются особенности аудита организаций, которые поручают ведение своего бухгалтерского учета и подготовку отчетности специализированным фирмам.
МСА 450 «Оценка искажений финансовой отчетности, обнаруженных в ходе аудита»
В соответствии со стандартом оценка рисков существенного искажения предполагает обязанность аудитора оценить риски искажений как на уровне финансовой отчетности, так и на уровне предпосылок сальдо по каждому счету и классу операций.
МСА 500 «Аудиторские доказательства».
Выводы, лежащие в основе заключения о финансовой отчетности, должны основываться на информации, собираемой аудиторами в ходе аудиторской проверки. Описаны характер, источники и методы получения такой информации, процедуры, связанные с оценкой ее достаточности и уместности.
МСА 501 «Аудиторские доказательства – дополнительное рассмотрение особых статей учета».
Предусматривается, что для получения наиболее достоверной аудиторской информации по отдельным статьям возможно применение следующих процедур: присутствие аудитора при инвентаризации запасов; прямое подтверждение дебиторской задолженности; вступление в непосредственный контакт с юристами клиента.
В приложении оговариваются обстоятельства применения таких процедур и вопросы, которые необходимо учитывать дополнительно. Присутствие при инвентаризации необходимо (за исключением случаев, когда это нецелесообразно с практической точки зрения), если товарно-материальные запасы являются существенной статьей финансовой отчетности. Эта процедура осуществляется для получения необходимых доказательств фактического наличия и определенного состояния товарно-материальных запасов.
Если дебиторская задолженность – существенная статья финансовой отчетности для применения альтернативных процедур в случае, когда по этим статьям не была получена информация удовлетворительного качества или было сделано подтверждение с оговорками.
Вступление в непосредственный контакт с юристами организации необходимо, если есть обоснованные сомнения или фактически возбуждено судебное дело либо выставлен иск. Предлагаются рекомендации по осуществлению соответствующих контактов. Объясняется когда целесообразно рассматривать вопрос о встрече с юристом для обсуждения наиболее сложных или спорных проблем.
МСА 505 «Внешние подтверждения»
Если аудитор принимает решение о необходимости использовать внешние подтверждения в ходе аудита, то им должны быть приняты во внимание существенность, уровень неотъемлемого риска, риска средств контроля и то, как могут сократить аудиторский риск другие запланированные процедуры до приемлемо низкого уровня для применяющихся предпосылок подготовки финансовой отчетности. Основные цели – установление стандартов и предоставление руководства по использованию внешних подтверждений, которые используются аудитором в качестве внешних подтверждений. Внешние подтверждения – это процесс получения и анализа аудиторских доказательств посредством прямой связи с третьими лицами. При этом необходимо принимать во внимание среду действия субъекта и существующую практику.
МСА 510 «Первая аудиторская проверка – вступительное сальдо».
Определена ответственность аудитора за начальные остатки по счетам в случаях, когда аудиторская проверка финансовой отчетности проводится впервые или в предшествующем году она была проведена другим аудитором.
Рассматриваются процедуры аудита, применение которых в обоих случаях обеспечивает необходимые доказательства отсутствия искажений начальных остатков, правильности переноса начальных данных в финансовую отчетность текущего периода, последовательности применения учетной политики. Отмечаются особенности составления отчета аудитора, если сбор достаточной информации не возможен, а заключение по результатам предыдущей аудиторской проверки не было безоговорочным.
В приложении приведены примеры отчетов, содержащих заключения с оговорками.
МСА 520 «Аналитические процедуры».
Определены факторы, которые должен учитывать аудитор при проведении выборок в ходе аудиторских проверок и при оценке результатов примененных аудиторских процедур. Установленные стандартом правила, касающиеся как статистической, так и нестатистической выборки.
Даны рекомендации по проведению выборки, стратификации, отбора и экстраполяции ошибок.
МСА 530 «Аудиторская выборка».
Аудиторская выборка означает применение аудиторских процедур менее, чем к 100% статей в пределах сальдо счета или класса операций таким образом, чтобы все элементы выборки могли быть выбранными. Основная цель стандарта – установление стандартов и предоставление руководства по использованию процедур аудиторской выборки и других средств отбора статей для проверки с целью сбора аудиторских доказательств. В аудиторской выборке применяют либо статистический, либо нестатистический подход.
МСА 540 «Аудит оценочных значений».
Данный стандарт является для аудитора руководством по выбору процедур определения достоверности оценочных данных, содержащихся в финансовой отчетности. Оценочными данными являются приблизительные суммы по отдельным статьям финансовой отчетности, привести точные оценки по которым не представляется возможным. Ответственность за определение оценочных данных, основанных на суждении о непредсказуемом эффекте прошедших или потенциально вероятных в будущем событий, возлагается на руководство организации. Аудитор несет ответственность за анализ обоснованности таких оценок.
Установлены основные этапы аудита оценочных данных. Даны рекомендации по определению ошибок в этих оценках.
МСА 550 «Взаимосвязанные стороны».
Рассматриваются процедуры, выполнение которых необходимо для получения аудиторских доказательств существования взаимосвязанных сторон (родственных или зависимых организаций) и проводимых с ними операций. Данный стандарт основан на определении и требованиях раскрытия информации, установленных МСФО 24 «Раскрытие информации о взаимосвязанных сторонах». Проведение процедур предусмотренных этим стандартом, позволяет аудиторам определить степень соответствия информации о существовании отношений с взаимосвязанными сторонами и сделках, совершенных с ними, раскрытой руководством проверяемой организации, требованиям стандарта МСФО 24.
МСА 560 «Последующие события».
Определен порядок датирования отчета аудитора. Описаны действия аудитора, которые необходимо предпринять для выявления последующих событий, показывающих существенное влияние на содержание финансовой отчетности.
Даны рекомендации относительно ответственности аудитора за последующие события, произошедшие после даты составления отчета аудитора, но до даты опубликования финансовой отчетности, а также за события, имевшие место после даты опубликования финансовой отчетности.
В приложении приведен пример отчета о пересмотренной финансовой отчетности.
МСА 570 «Продолжающая деятельность».
Описаны случаи, когда аудитор имеет основания сомневаться в правомерности применения принципа непрерывности деятельности предприятия, лежащего в основе составления финансовой отчетности.
Указано, что функционирование предприятия в качестве действующего принимается как само собой разумеющийся факт, за исключением случаев, когда есть факты, свидетельствующие об обратном. Если применение данного принципа не оправдано, то предприятие может оказаться не в состоянии реализовать свои активы по балансовой стоимости; могут измениться суммы и сроки погашения обязательств, в результате чего потребуется внести соответствующие корректировки в финансовую отчетность.
МСА 580 «Заявления руководства».
Положения данного стандарта являются руководством для аудитора при использовании в ходе аудиторской проверки информации по поводу финансовой отчетности, представленной руководством хозяйствующего субъекта. Определены случаи, когда такая информация особенно важна и ее следует получать в письменной форме.
Описаны процедуры документирования и оценки обоснованности представленной информации и ее сопоставимости с иной полученной в ходе аудита информацией, а также способы оценки степени информированности представившего сведения лица.
МСА 600 «Использование результатов работы другого аудитора».
Описаны случаи, когда независимый аудитор, проверяющий финансовую отчетность организации, привлекает к работе других независимых аудиторов, проверяющих отчетность одного или нескольких отделений, филиалов, дочерних или ассоциированных компаний, консолидированную за тем в финансовой отчетности головной организации.
МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита».
Внутренний аудитор является самостоятельным элементом системы внутреннего контроля. Такой аудит проводится специально назначенными сотрудниками организации. Его задача – оценка состояния и функционирования системы внутреннего контроля.
Большая часть работы проводимой отделом внутреннего аудита, может быть использована независимыми аудиторами при проверке финансовой информации. Прилагаются рекомендации независимым аудиторам по применению определенных процедур для оценки результатов работы внутренних аудиторов.
МСА 620 «Использование работы эксперта».
Даны рекомендации по использованию в ходе аудиторской проверки работы эксперта (специалиста), привлеченного аудитором или назначенного клиентом. Приводятся примеры ситуаций, в которых у аудитора может возникнуть необходимость использовать работы эксперта, и обстоятельства, которые должны быть учтены при осуществлении такого рода профессиональных контактов. Определены подходы как к оценке уровня подготовки, квалификации, компетентности и объективности эксперта, так и к оценке результатов работы эксперта.
МСА 700, 700А «Аудиторское заключение аудитора по финансовой отчетности».
Даны рекомендации относительно формы и содержания отчета аудитора, составляемого по результатам независимой аудиторской проверки финансовой отчетности организации.
Определены обязательства, при которых может быть выдано безусловно положительное аудиторское заключение, отличное от заключения с оговорками, а также предлагаются возможные формулировки для составления заключения без оговорок, заключения с оговорками, отрицательного заключения и текста отказа от выдачи заключения.
МСА 705 «Мнение, не являющееся безоговорочно положительным»
Данный стандарт устанавливает три вида модификации мнения аудитора:
1. Мнение с оговоркой
2. Отрицательное мнение
3. Отказ от выражения мнения
Этот стандарт разграничивает мнение с оговоркой и отрицательное мнение.
Аудитор выражает отрицательное мнение, если он приходит к заключению, что искажения, по отдельности или в совокупности, не только являются существенными, но и носят распространяющийся характер относительно финансовой отчетности.
Аудитор отказывается от выражения мнения в том случае, когда ограничение объема аудита существенно и глубоко и аудитор не может получить достаточные и уместные аудиторские доказательства, а следовательно, выразить мнение о финансовой отчетности субъекта.
МСА 706 «Поясняющие параграфы в аудиторском заключении»
Стандарт применяется с целью:
1. Обратить внимание пользователей на факты, раскрытые в финансовой отчетности, но настолько значительные, что они являются фундаментальными для понимания отчетности.
2. Обратить внимание пользователей на факты помимо представленных или раскрытых в финансовой отчетности, которые являются важными для понимания аудиторских обязанностей или аудиторского заключения.
Стандарт устанавливает, что в первом случае аудитор должен включить в аудиторское заключение абзац, привлекающий внимание, расположив его сразу после параграфа, в котором выражено мнение аудитора, и озаглавив его: «Абзац, привлекающий внимание».
Во втором случае аудитор должен включить в аудиторское заключение прочий поясняющий параграф. Местоположение этого параграфа в аудиторском заключении зависит от характера изложенной в нем информации. Он может быть расположен:
· После сообщения по финансовой отчетности;
· После сообщения о законодательных и нормативных актах;
· После параграфа, в котором выражено мнение аудитора.
МСА 710 «Сравнимые значения».
Описан порядок действий аудитора в тех случаях, когда отчетность клиента включает финансовые показатели за прошлый период (периоды), которые аналогичны финансовым показателям отчетности текущего периода.
Проанализированы разные ситуации: 1) когда сравнимые значения финансовой отчетности за прошлые годы в связи с применяемым законодательством составляют неотъемлемую часть финансовой отчетности за текущий год; 2) когда сравнимые значения приводятся со справочными целями.
МСА 720 «Прочая информация в документах, содержащих проверенную финансовую отчетность».
Приведено определение прочей финансовой и нефинансовой информации, содержащейся в финансовой отчетности и формируемой организацией, как правило, ежегодно. На практике прочая информация часто называется ежегодным отчетом.
Законодательством установлены случаи, в которых прочая информация на ряду с финансовой отчетностью является объектом аудиторской проверки. Данный стандарт регулирует вопросы, связанные с составлением отчета аудитора по результатам такой проверки.
Описаны подходы к определению то части информации, которую аудитор не обязан освещать в своем отчете, и действия аудитора в случае выявления существенных искажений информации или непоследовательного представления информации.
МСА 800 «Отчет аудитора по специальным аудиторским заданиям».
Этим стандартом аудиторам следует руководствоваться при составлении отчетов по результатам аудиторской проверки:
1. если финансовая отчетность составляется в соответствии с принципами учета, которые отличаются от принципов, установленных международными стандартами или соответствующими национальными стандартами;
2. при составлении отчетов по конкретным счетам, субсчетам либо статьям финансовой отчетности;
3. при проверке соблюдения контрактных договоренностей;
4. при проверке сводной финансовой отчетности.
В качестве приложения приведены примеры специальных отчетов аудиторов.
МСА 3400/810 «Изучение прогнозной финансовой информации».
Рассматриваются процедуры проверки и составления аудитором отчетов о финансовой информации, используемой в качестве прогнозов или основанной на оценочных данных, либо в случаях, когда такая информация является прогнозом, основанным на гипотетическом сценарии развития событий. Аудитор должен осознать роль, которую он играет в обеспечении оправданности прогнозов, и делать основной акцент на потенциально возможных будущих событиях. Особое внимание аудитор должен уделять важности адекватного раскрытия существенных допущений для понимания прогнозной финансовой информации. Аудитор должен быть готов к тому, что предоставляемая информация может иметь спекулятивный характер. Поэтому при анализа следует разграничивать требования в части представления информации и процесса составления оценочных данных, с одной стороны, и процесса составления гипотетических прогнозов развития событий, с другой стороны.
МСА 2400/910 «Задания по общей проверке финансовой отчетности».
Общая проверка финансовой отчетности в соответствии с требованиями данного стандарта представляет собой «облегченный» вариант аудита. В отличие от обычного аудита, когда аудитор должен высказать мнение о достоверности финансовой отчетности, при общей проверке аудитор должен указать, не обнаружил ли он фактов, которые заставили его усомниться в том, что данная финансовая отчетность достоверна (отрицательная уверенность). Результаты такой общей проверки имеют меньшую доказательную силу, чем результаты обычного аудита финансовой отчетности.
МСА 4410/930 «Задания по компиляции финансовой информации».
Компиляция финансовой информации – это помощь аудитора клиенту в подготовке финансовой отчетности и соответственно в проверке правдоподобия (а также отсутствия внутренних противоречий) тех бухгалтерских сведений, которые послужили основой для подготовки этой отчетности. Выводы по результатам таких заданий не имеют доказательной силы, которую имеют выводы по результатам обычного аудита финансовой отчетности. Кроме того, при выполнении таких заданий аудитор не может считаться независимым.