Разработка стратегии избирательной кампании. Обследование общественного мнения, анализ структуры электората и выделение целевых групп.
Кроме необходимой дифференциации избирателей по различным социально- демографическим, профессиональным, экономическим, этническим, территориальным, психологическим и другим группам со сходными мотивами избирательного поведения, так же выделяются целевые группы, на их привлечение к голосованию за «своего» кандидата будет направлена вся агитационная машина кампании. Определение целевых групп – это поиск ответа на вопрос для кого и как будет проводиться избирательная кампания. Неправильно направленная кампания может закончиться полным крахом, даже в изначально хорошей предвыборной ситуации. Существуют две причины, по которым необходимо определить конкретную «целевую группу» избирателей: для того чтобы избежать рассеивания избирательной концепции и сэкономить средства кампании. По мере того, как партия или кандидат пытается достучаться до все более широкой аудитории, концепция такой партии или кандидата становится, все более рассеянной и менее значащей для каждой из отдельных частей этой аудитории.Задача, стоящая перед избирательным объединением (кандидатом) в процессе определения «целевой группы» избирателей – направить усилия предвыборной кампании на тот круг избирателей, который способен принести именно то число голосов, которое было запланировано. Экономия ресурсов не менее серьезное основание для поиска «целевой группы». Если избирательное объединение (кандидат) распространяет усилия своей кампании на всех избирателей в округе, то ресурсы кампании впустую расходуются на тех, кто при любых условиях не проголосует за него.Анализ структуры электората представляет собой исследование, в ходе которого население разбивается на группы по принципу схожести мотивов голосования и предпочтений того или иного избирательного объединения (кандидата) пред другим, после чего определяется для каких из выявленных групп концепция избирательной кампании может оказаться наиболее действенной. Анализ проводится по таким характеристикам, как: возраст: студенты, молодые семьи, люди среднего возраста, пенсионеры. род занятий: рабочие завода «Дженерал моторс», независимые фермеры, инженеры, государственные служащие, предприниматели, военные и члены их семей и т. д. образование: интеллигенция, люди с высшим образованием, без образования. национальность: англичане и не английские компактные этнические объединения, мужчины и женщины. смешанные группы: работающие женщины в возрасте от 27 до 45 лет со средним образованием, не работающие женщины в возрасте от 20 до 47 лет, с высшим образованием, потерявшие работу.Выделив свою «целевую группу» избирателей, её размер сравнивается с числом голосов необходимым для победы на выборах. Следует отметить, что электоральный анализ затруднен тем, что отсутствует доступная и точная информация о демографическом распределении населения региона.После определения «целевой группы» необходимо провести более подробный анализ входящих в нее избирателей. Следует обратить внимание на следующие факторы:1. Ценностные ориентации. Какие ценности объединяют избирателей «целевой группы»? Например, что для них более важно: социальная защищенность или экономические перспективы? Общественный порядок или личная свобода? Стабильность или реформы? Какие из взглядов «целевой группы» разделяют избиратели других групп? Какие ценности отличают эту «целевую группу» от других групп?2. Настроения. Оптимистично или пессимистично настроены избиратели по отношению к будущему? Доверяют ли они губернатору, правительству, другим социальным институтам? Улучшилось или ухудшилось материальное положение избирателей по сравнению с 1995 годом?3. Основные вопросы. Какие вопросы могут заставить избирателей сделать необходимый кандидату выбор? Диагностика дает общее представление о том, какие вопросы больше всего волнуют избирателей - экономические, социальные или внешнеполитические.4. Предпочтительная политика лидера. Какие качества хотели бы избиратели видеть в своих лидерах? Импонирует ли им надежный, опытный или же молодой, динамичный лидер, который может устроить небольшую «встряску»? Избиратели хотели бы видеть лидера из радов интеллигенции или же того, кому понятны заботы и нужды «простого» человека?Выбор «целевой группы» и анализ электората не могут базироваться на догадках, они должны быть основаны на добросовестном исследовании.