Модели избирательных кампаний. Рыночная модель.
Вопросы по курсу
«Управленческие технологии избирательных кампаний»
- Управленческие технологии избирательных компаний. Цели и задачи.
- Модели избирательных кампаний. Рыночная модель.
- Модели избирательных кампаний. Административно-командная модель.
- Модели избирательных кампаний. Организационно-партийная модель.
- Модели избирательных кампаний. Неструктурированная модель.
- Модели избирательных кампаний. Комплексная модель.
- Ключевые решения в избирательной кампании.
- Политический и избирательный маркетинг. Специфика маркетинга избирательных кампаний в России.
- Создание, деятельность предвыборного штаба.
- Функции предвыборного штаба.
- Разработка стратегии избирательной кампании. Диагностика избирательного округа.
- Разработка стратегии избирательной кампании. Обследование общественного мнения.
- Разработка стратегии избирательной кампании. Анализ своих сильных и слабых сторон. Выявление полного перечня ресурсов, которыми обладает избирательное объединение.
- Разработка стратегии избирательной кампании. Разработка имиджа и целей избирательной кампании. Личный имидж кандидата.
- Разработка концепции избирательной кампании.
- Разработка предвыборной программы и платформы.
- Разработка стратегии избирательной кампании.
- Тактика избирательной кампании.
- Разработка тактики и плана рекламной кампании.
- Разработка финансового плана кампании.
- Политическая реклама.
- Сеть агитаторов. Значение и функции.
- Основные критерии качества сети агитаторов.
- Создание сети агитаторов. Основные подходы
- Управленческие технологии избирательных компаний. Цели и задачи. ?
Совокупность мероприятий, имеющих целью достижение конкретным политиком или организацией определенных результатов по итогам выборов, называют избирательной кампанией. Способы ведения избирательной кампании - это избирательные технологии.
Избирательные технологии – это совокупность логически взаимосвязанных моделей, методов и конкретных способов подготовки, организации и проведения избирательных кампаний направленных на достижение поставленных целей.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ (фр. саmpagne - поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В И.к. также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Основными формами (способами) агитации в ходе И.к. являются проведение предвыборных собраний и митингов, печатание статей и памфлетов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению. Современные избирательные законы весьма подробно регламентируют проведение И.к. (сроки, порядок проведения и формы агитации, источники финансирования и т.д.).
Содержание стратегии зависит от целей, которые могут быть разными:
- победа на выборах, получение искомого мандата - «естественная» цель выборной кампании;
- сокрушительная победа, - в случаях, когда простой победы бывает недостаточно (В.Путину, к примеру, на президентских выборах 2001 года нужна была победа с большим преимуществом, которая в отсутствие собственной влиятельной команды не оставляла бы сомнений в высоком уровне его персональной легитимности);
- повышение уровня известности и формирование имиджа (так называемая «раскрутка») с прицелом на следующие выборы;
- получение трибуны в рекламных целях - для пропаганды политических взглядов, торговой марки фирмы и т.п.;
- демонстрация своего политического ресурса для продвижения позиций в политических или финансово-промышленных кругах;
- оказание политических услуг, выдвижение в рамках стратегии другого кандидата (партии) - чтобы не допустить срыва выборов, отобрать голоса у соперников кандидата заказчиков, оттенить его достоинства, получить трибуну для выступлений в его поддержку с последующим, возможно, снятием своей кандидатуры и т.п.
Создание, деятельность предвыборного штаба.
Предвыборный штаб
Независимо от уровня выборов участник предвыборного марафона первым делом формирует костяк команды (предвыборного штаба) и начинает работу по исследованию электоральных предпочтений, настроений избирателей, общей ситуации в стране (регионе), отслеживает и собирает информацию о вероятных соперниках.Предвыборный штаб – основной аналитический и исполнительный орган избирательной кампании, призван реализовывать все основные функции предвыборной деятельности. В связи с этим структура штаба выстраивается в соответствии с основными необходимыми функциями.Основные функции штаба следующие:1. менеджерские: планирование, организация, распределение работ, мотивация, контроль, коррекция процесса, управление программами и информационными потоками, представительство и лоббирование;2. информационно-аналитическая;3. рекламная, в том числе агитационно-пропагандистская;4. связи с общественностью;5. материально-техническое обеспечение;6. юридическая;7. сбор средств на кампанию;8. финансово-бухгалтерская;9. обеспечение работы оперативных групп;10. обеспечение безопасности.Формирование штаба должно быть закончено по основным фигурам примерно за один - два месяца до официального начала кампании. Практика показывает, что структура штаба строится, исходя из опыта и способностей включенных в него людей. Основное требование к ключевым фигурам штаба - полное доверие к ним со стороны кандидата. Необходимо также выполнить основные рекомендации по ролевой структуре и психологической совместимости членов штаба. Создание оптимальной ролевой и психологической структуры коллектива для таких временных коллективов, как штаб, имеет очень важное значение. Ведь штаб должен начать интенсивно работать с первого дня после создания, и времени на притирку людей и характеров обычно не остается. Для формирования такого коллектива не обязательно приглашать профессиональных психологов. Но кандидат должен знать и учитывать, что мотивы работы в команде у людей разные и что даже его лучшие друзья не всегда способны пожертвовать и на короткое время личными амбициями рада блага кандидата.Распределение функций и ответственности в штабе обычно строится на двух принципах:1 из них – это выполнение членами штаба тех обязанностей, которые у них лучше всего получаются и к выполнению которых они лучше всего подготовлены предыдущим опытом работы,2 принцип - необходимость распределения между членами штаба всех основных функций и направлений деятельности. Из сотрудников структурных подразделений штаба могут организовываться временные проблемные группы для выполнения отдельных конечных по времени функций. Например, обычно создается комитет стратегического планирования, который и отвечает за весь процесс принятия ключевых решений, разработки стратегии и тактики и разработки конкретных программ кампании. В состав комитета входят руководители подразделений. Возглавляет комитет стратегического планирования обычно лидер партии, так как именно он должен определять и утверждать ключевые решения по кампании.Разработка стратегии.
Результатом проведения всех этих мероприятий (диагностика округа, обследование общественного мнения, анализ структуры электората и выделение целевых групп, своих слабых и сильных сторон, изучение соперников, выявление полного перечня ресурсов которыми обладает избирательное объединение, разработка имиджаизбирательного объединения (кандидата), формализованных целей и концепции кампании) становится разработка стратегии. Общая стратегическая линия, в зависимости от уровня выборов, должна быть готова за год, два до выборов. Во Франции, например, при парламентских выборах этот срок составляет год. В настоящий момент выделяют несколько видов стратегий. Крейсерская стратегия. Больше всего используется теми кандидатами, которые однозначно лидируют с самого начала кампании, и которым необходимо сохранить свои позиции на протяжении всей кампании. Эта стратегия предполагает, что избирательная кампания будет поводиться планово, ровно, в одном темпе в течение всего времени. Стратегия рывка. Этот прием используется теми кандидатами, которые не пользуются широкой известностью в начале избирательной кампании. Стратегия заключается в том, чтобы сделать рывок на ранней стадии, за несколько месяцев до выборов. Для этого на одну – две недели закупается большое количество рекламного времени в центральных и региональных теле – радиокомпаниях, заказывается множество газетных публикаций, распространяется большое количество агитационной продукции. Проводятся: поездки лидеров (кандидата) по регионам, громкие акции, пресс конференции, съезды и т. д. Стратегия большого события. Эта стратегия предназначена для привлечения внимания журналистов, которые будут освещать в СМИ ход предвыборной кампании кандидата бесплатно. В данном случае налицо экономия финансовых средств и энергии. Данная стратегия строится на основе нескольких крупных мероприятий (политических акций, спецпроектов и т.д.), которые проводятся в ходе всей кампании. В ходе этих акций можно устраивать пресс-конференции с заявлениями, разоблачающими его соперников, громкими обращениями, телешоу, публичные дебаты со своими оппонентами и др.Можно использовать известных и популярных в стране личностей, VIP персон, выступающих в поддержку кандидата. Большим плюсом в этом случае являются такие нюансы:- эти события можно планировать заранее самим кандидатом и его командой и тщательно готовить;- эти мероприятия обязательно привлекут внимание журналистов и появятся в СМИ. Стратегия «гребенки». Основана на проведении ряда «рывков» и относительно спокойных «стадий» в течение всей кампании, с постепенным повышением общей интенсивности рекламной деятельности к финалу. Постоянно чередуются пики и спады интереса к конкретному политику. Длительный период высокой интенсивности пропагандистских акций приводит к падению интереса, затем отторжению или равнодушию избирателей к кандидату. Поэтому интенсивные этапы рекламы должны быть достаточно коротки, чтобы не вызывать раздражения избирателей, но и достаточно часты, чтобы избиратель не забыл политика и относился к нему как к старому знакомому.
Почтовая рассылка
Этот вид политической рекламы, который часто называют «direct mail», позволяет быть избирательным и конкретным в обращении к каждому избирателю. Кандидат может изложить свои взгляды на трех или четырех страницах, что дает возможность развернутого разговора. Часто почтовые кампании используются как эффективное средство привлечения дополнительных денежных средств. Эффективная почтовая кампания требует, прежде всего, тщательно выверенных списков избирателей. Если Вы уже с самого начала используете эти списки, то, конечно, знаете, кто глава семьи в квартире, сколько ему лет, сколько у него детей, чем он занимается и какие проблемы он считает самыми важными. Подобная информация совершенно необходима для составления личного письма, которое может произвести благоприятное впечатление на избирателя. Каждому избирателю посылать такое письмо не нужно. Необходимо, чтобы одно попало в семью или хотя бы на одну лестничную клетку. Соседи будут обмениваться мнениями, и ваша информация будет доведена до жителей.Обычно считается, что для города охват прямой рассылкой 20% избирателей вполне достаточен. Однако местные особенности могут скорректировать эти цифры. Например, в ходе президентской кампании А.Лебедя было разослано около 1,5 миллиона писем.Следует, однако, помнить что конкуренты также могут использовать агитацию с помощью писем. В этом случае вам надо тщательно выверять момент их направления, чтобы агитационный эффект не был погашен письмами соперников.Потенциал использования почтовой кампании на региональном и местном уровне достаточно высок. Но... Российские реалии иногда превращают хорошо задуманную акцию в свою противоположность. Причины - плохая работа почты. Ваши послания попадают не тому человеку, не вовремя, в измятом виде. Они вскрываются или уничтожаются вашими оппонентами, теряются в ворохе листовок, которыми забит ваш почтовый ящик. У многих избирателей этот метод агитации вызывают раздражение тем, что кандидат как бы вмешивается в их личную жизнь. К тому же такая реклама достаточно дорога. Поэтому такая кампания должна быть хорошо и профессионально проведена, чтобы быть успешной.Политическая реклама
Политическая реклама – это форма политической коммуникации в условиях выбора, адресное воздействие на электоральные группы в лаконичной, оригинальной, легко запоминающейся форме. Политическая реклама отражает суть политической платформы определенных политических сил, настраивает избирателей на их поддержку, формирует и внедряет в массовое сознание определенное представление о характере этих политических сил, создает желаемую психологическую установку на голосование. Коммуникативная сущность политической рекламы заключается в том, что она устанавливает контакт между носителями власти или претендентами на места во властных структурах и массой, осуществляет определенным образом направленную адресную связь между ними, используя предельно доступную для восприятия и адекватную ему знаковую систему. Политическая реклама – это своего рода проводник идей, ретранслятор образов, символов, мифов. Она выполняет также информационную функцию, поскольку одна из задач, стоящих перед ней, – оповещение, ознакомление аудитории с партией, кандидатом, их взглядами, акциями, предложениями, их преимуществами перед конкурентами. Политическая реклама функционирует в условиях политической конкуренции, она выделяет собственный объект из числа других, поэтому можно говорить о социально-ориентирующей, идеологической ее функции. Цель политической рекламы заключается в том, чтобы побуждать людей участвовать в тех или иных политических процессах, включая делегирование различных полномочий, в том числе путем выборов. Предмет политической рекламы – партия, кандидат, их программы, а также политическая акция, движение поддержки или протеста и т.д. Субъектом политической рекламы является рекламодатель (политическая организация или деятель), объектом – участники политического процесса, делающие тот или иной выбор, определяющие для себя, какой политической ориентации придерживаться (в каждом конкретном случае они составляют конкретную целевую группу). Политическая реклама пользуется как рациональными, так и эмоциональными способами воздействия на аудиторию, ориентирующимися как на осознаваемые, так и на неосознаваемые реакции реципиентов. Политическая реклама использует вербальные, изобразительные и звуковые средства. Одно из центральных понятий политической рекламы – образ, или имидж кандидата. Его характерные признаки: упрощенность по сравнению с прообразом; демонстрация специфичности и уникальности Рекламируемого объекта; конкретность, подвижность, трансформируемость; частичное, идеализированное соответствие рекламируемому объекту. К основным понятиям политической рекламы относятся также характеристики кандидата, качество кандидата, внешняя среда предвыборного маркетинга, внутренняя среда предвыборного маркетинга, рынок кандидатов, конкурентоспособность кандидата, предложение, спрос, «цена» кандидата, позиционирование. Политическая реклама входит в коммуникативный комплекс политического маркетинга (включающий также организацию общественного мнения, «личную продажу», «стимулирование сбыта», пропаганду) и работает вместе с другими его элементами на основе вариативной дополнительности всех элементов. Специфика политической рекламы заключается, прежде всего, в четкой определенности ее задач и предмета, в активном, «силовом» характере ее коммуникативного воздействия. Политическая реклама – своего рода аккумулятор стратегических идей и разработок рекламной кампании, регулятор электорального поведения. Политический выбор, волеизъявление избирателя несвободны даже в обществах с наиболее развитыми демократическими институтами. Его решение голосовать тем или иным образом зависит от подспудного действия различных закономерных и случайных факторов. Это идеологические установки и политическая культура избирателя, его интерес к политике, социальный статус, характер трудовой деятельности и материальный уровень, пол и возраст, окружающая обстановка. Таким образом, модель поведения избирателя зависит от: социальных характеристик индивида, его биографии, личностных качеств, культурно образовательного уровня, условий жизни, возраста, влияния среды; его политических позиций – типа политической культуры, настроений и забот текущего дня, мнения о тех или иных проблемах, отношения к «лагерю» кандидата; предлагаемого политического выбора, привычек голо сования. Особое значение все вышеназванные факторы приобретают в тех случаях, когда идеологические и политические взгляды избирателей неустойчивы, а их социальное самосознание недостаточно развито. Проявляясь в момент голосования, эта неустойчивость и неразвитость предопределяют бесчисленное множество оттенков электорального поведения. Политическая реклама играет существенную роль в предвыборной ситуации. Она способна интегрировать воздействия различных факторов, влияющих на электоральное поведение, организовать это влияние и подчинить его избирательной стратегии данной партии или кандидата. Политическая реклама выступает в качестве своего рода вектора, собирающего воедино возможные поведенческие реакции электората и задающего им то единственно верное направление, которое может принести успех на выборах. Содержательное наполнение политической рекламы определяется потребностями электората. Основная ее коммуникативная задача заключается в «увязывании» запроса объекта и предложения субъекта. Система факторов, формирующих политический выбор, – сложное, многоуровневое, но достаточно гибкое образование. Управляя этими факторами по отдельности, комплексно или используя различного рода комбинации, можно варьировать как нюансы выбора, так и общее его направление. Этой цели и служат различные варианты рекламного воздействия. Для успешного решения коммуникативных задач политической рекламы необходимо проводить детальные исследования политического пространства (законодательной, политической, демографической и экономической ситуации, системы власти, расстановки сил на политической арене, в экономической сфере и т.д.). Состояние этого пространства и ситуативные изменения во многом определяют направленность действий избирателей. Чтобы достичь максимальной эффективности коммуникации политической рекламы, особое внимание следует уделять изучению общественного мнения, потребностей, мотиваций и предпочтений избирателей, определению целевых аудиторий. В качестве посредника между лидером и массой в политической коммуникации выступает имидж политика. Он постоянно воспроизводится самим субъектом и средствами коммуникации. Специфическое качество имиджа – доминантность: мы оперируем свернутой основной информацией вместо того, чтобы оперировать полным объемом информации. Специфика имиджевой коммуникации заключается еще и в том, что сообщения создаются с учетом ожидаемой реакции населения. Основные функции имиджа: номинативная – имидж обозначает, выделяет, отстраивает, дифференцирует личность политика в среде других, демонстрирует отличительные ее качества, подчеркивая достоинства; эстетическая – имидж призван облагородить впечатление, производимое на публику лидером; адресная – имидж связывает политика и целевую аудиторию, отвечая на запрос электората; коммуникативная. В рамках концепции данной работы, характеризующей имидж как коммуникативную единицу, особенно важно сделать акцент на коммуникативных свойствах имиджа как рекламной компоненты, обеспечивающей эффективность информации, облегчающей ее восприятие аудиторией, обеспечивающей «режим наибольшего благоприятствования» этому восприятию и подготавливающей почву для формирования установки на выбор именно этого кандидата. Что касается классификации имиджей, мы можем отметить следующие их виды: объективный, или реальный (текущий, воспринимаемый) имидж – впечатление о кандидате (его образ), которое есть у избирателей; субъективный (зеркальный) имидж – представление кандидата и его «команды» о том, каков образ лидера в глазах избирателей; моделируемый имидж – образ, который пытаются создать «команда» и привлеченные специалисты; желаемый (самоимидж) – тот, который политическая организация или кандидат хотели бы иметь в глазах избиратели; требуемый (идеальный), – тот, которого ожидают избиратели. Для политической рекламы наибольший интерес представляют объективный (текущий) имидж, поскольку именно он подвергается корректировке в процессе реализации рекламной стратегии, и моделируемый, то есть тот, который будет транслироваться на аудиторию. Для эффективной стратегии идеально, когда моделируемый образ становится текущим. Весь спектр характеристик, включенных в образ, целесообразно объединить в своего рода блоки – персональные (физические, психофизиологические особенности политика, его характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений, наличие харизмы), социальные (идеологические позиции лидера, его отношения с ближайшим окружением, с различными социальными группами, союзниками и оппонентами, статус личности) и символические (мировоззрение политика, его программа и постоянные культурные архетипы, связанные в сознании избирателей с представлением о лидере). Можно вычленить следующие этапы конструирования рекламного политического имиджа: определение требований аудитории (ее сегментов), сравнение реальных качеств кандидата с ожиданиями аудитории, отбор тех характеристик, которые востребованы электоратом (они лягут в основу образа), выбор дополнительных характеристик, определение составляющих имиджа, пере вод выбранных характеристик в разные знаковые контексты (визуальный, вербальный, событийный и др.). Как коммуникативная структура имидж должен обеспечить точность передачи информации, совпадение знаковых систем коммуникатора и получателя сообщения. Он выступает своего рода дешифратором сообщения, переводя его на ряд других языков – на язык аудитории, событийный, визуальный язык. Имидж полнее, глубже воспринимается людьми, когда строго определены только основные его элементы и есть возможность додумать, довообразить его. Имидж как бы располагается между двумя полюсами – «божественным» и человеческим. Это категория амбивалентная, обладающая неким ритмом, постоянной сменяемостью заложенных в нем образов, динамикой. Очень важная коммуникативная составляющая имиджа – образ будущего, который включен в него. Он должен быть настолько ярким, чтобы захватить избирателя. Помимо собственно конструирования образа, существует следующий набор задач по работе с имиджем – позиционирование, отстройка от конкурентов, возвышение или (в отношении конкурентов) занижение имиджа, а также контрреклама. |
Вопросы по курсу
«Управленческие технологии избирательных кампаний»
- Управленческие технологии избирательных компаний. Цели и задачи.
- Модели избирательных кампаний. Рыночная модель.
- Модели избирательных кампаний. Административно-командная модель.
- Модели избирательных кампаний. Организационно-партийная модель.
- Модели избирательных кампаний. Неструктурированная модель.
- Модели избирательных кампаний. Комплексная модель.
- Ключевые решения в избирательной кампании.
- Политический и избирательный маркетинг. Специфика маркетинга избирательных кампаний в России.
- Создание, деятельность предвыборного штаба.
- Функции предвыборного штаба.
- Разработка стратегии избирательной кампании. Диагностика избирательного округа.
- Разработка стратегии избирательной кампании. Обследование общественного мнения.
- Разработка стратегии избирательной кампании. Анализ своих сильных и слабых сторон. Выявление полного перечня ресурсов, которыми обладает избирательное объединение.
- Разработка стратегии избирательной кампании. Разработка имиджа и целей избирательной кампании. Личный имидж кандидата.
- Разработка концепции избирательной кампании.
- Разработка предвыборной программы и платформы.
- Разработка стратегии избирательной кампании.
- Тактика избирательной кампании.
- Разработка тактики и плана рекламной кампании.
- Разработка финансового плана кампании.
- Политическая реклама.
- Сеть агитаторов. Значение и функции.
- Основные критерии качества сети агитаторов.
- Создание сети агитаторов. Основные подходы
- Управленческие технологии избирательных компаний. Цели и задачи. ?
Совокупность мероприятий, имеющих целью достижение конкретным политиком или организацией определенных результатов по итогам выборов, называют избирательной кампанией. Способы ведения избирательной кампании - это избирательные технологии.
Избирательные технологии – это совокупность логически взаимосвязанных моделей, методов и конкретных способов подготовки, организации и проведения избирательных кампаний направленных на достижение поставленных целей.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ (фр. саmpagne - поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В И.к. также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Основными формами (способами) агитации в ходе И.к. являются проведение предвыборных собраний и митингов, печатание статей и памфлетов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению. Современные избирательные законы весьма подробно регламентируют проведение И.к. (сроки, порядок проведения и формы агитации, источники финансирования и т.д.).
Содержание стратегии зависит от целей, которые могут быть разными:
- победа на выборах, получение искомого мандата - «естественная» цель выборной кампании;
- сокрушительная победа, - в случаях, когда простой победы бывает недостаточно (В.Путину, к примеру, на президентских выборах 2001 года нужна была победа с большим преимуществом, которая в отсутствие собственной влиятельной команды не оставляла бы сомнений в высоком уровне его персональной легитимности);
- повышение уровня известности и формирование имиджа (так называемая «раскрутка») с прицелом на следующие выборы;
- получение трибуны в рекламных целях - для пропаганды политических взглядов, торговой марки фирмы и т.п.;
- демонстрация своего политического ресурса для продвижения позиций в политических или финансово-промышленных кругах;
- оказание политических услуг, выдвижение в рамках стратегии другого кандидата (партии) - чтобы не допустить срыва выборов, отобрать голоса у соперников кандидата заказчиков, оттенить его достоинства, получить трибуну для выступлений в его поддержку с последующим, возможно, снятием своей кандидатуры и т.п.
Модели избирательных кампаний. Рыночная модель.
В этой модели кандидат или избирательное объединение рассматривается как товар, который консультанты и организаторы кампаний должны продать покупателям-избирателям, используя для этого различные методы рекламы и пропаганды. Обычно такие кампании бурно развиваются в короткий промежуток времени официальной избирательной кампании. При этом избиратели чаще всего рассматриваются как статисты, как объект манипулирования с помощью методов политической рекламы, а сами кандидаты «превращаются» в сконструированный политическими маркетологами «имидж», часто весьма далекий от личности реального кандидата.Вообще же в условиях рыночной модели выборов на главное место выходит не кандидат-товар, а консультант-маркетолог-продавец, задачей которого является создание такой привлекательной обертки - имиджа, которая позволяет сбыть избирателю товар. Основным ресурсом таких рыночных кампаний являются деньги, которые тратятся как на оплату консультантов, так и на интенсивную рекламную кампанию, прежде всего в СМИ. Рыночные модели могут существовать только в условиях демократического общества, где обеспечивается свободный доступ к средствам массовой информации дня любого, кто платит деньги. По оценкам специалистов, успешная кампания рыночного типа на региональном уровне стоит заказчику 150-200 тыс. долларов США при наличии квалифицированной команды. В случае отсутствия последней, никакие деньги обычно не приводят к успеху. Однако серьезные избирательные кампании выигрываются не только деньгами и наемными командами, но и, прежде всего, самим кандидатом. Многие кампании проиграны именно из-за переоценки возможностей технологического обеспечения кампаний.Конечно, такую модель вполне возможно организовать и успешно реализовать в современных условиях, но мне кажется, что любая избирательная кампания должна быть основана, прежде всего, на реальной личности кандидата, на его реальной политической программе и не реальных обещаниях. Иначе он просто потеряет веру избирателей и на следующих выборах они найдут для себя другую кандидатуру.