Виды денежных потоков. Методы финансового анализа.
Основные виды оценок IT/IS.
Финансовые методы (Количественные) основаны на принципе дисконтирования, при этом ставка дисконтирования применяется как к потокам доходов, так и к потокам расходов.
Дисконтирование — это определение стоимости денежного потока путём приведения стоимости всех выплат к определённому моменту времени. Дисконтирование является базой для расчётов стоимости денег с учётом фактора времени.
Инструменты анализа, которые используются при финансовых методах, – это чистый дисконтированный доход NPV (NetPresentValue), внутренняя норма доходности IRR (InternalRateofReturn), величина срока окупаемости проекта.
Качественные методы оценки, в методах данной группы предполагается дополнить количественные расчеты субъективными и качественными оценками, которые позволяют определить ценность персонала и процессов.Все они базируются на одной идее - целей, приоритетов и показателей по ним.
Для качественной оценки эффекта от инвестиций в ИТ компании применяют либо метод информационной экономики, либо IT Scorecard. И опыт показывает, что, как правило, для качественной оценки этого достаточно.
Вероятностные методы, в этих методах используются статистические и математические модели, позволяющие оценить вероятность возникновения риска. В общем этих методов всего два: прикладная информационная экономика (AppliedInformationEconomics) и справедливая цена опционов (RealOptionsValuation, ROV)
Виды денежных потоков. Методы финансового анализа.
Денежный поток предприятия представляет собой совокупность распределенных по отдельным интервалам рассматриваемого периода времени поступлений и выплат денежных средств предприятия, генерируемых его хозяйственной деятельностью, движение которых связано с факторами времени, риска и ликвидности.
Все денежные потоки предприятия объединяются в основные 3 группы:
• Потоки от операционной деятельности
• Потоки от инвестиционной деятельности
• Потоки от финансовой деятельности
Также различают следующую классификацию денежных потоков:
1. Элементарный (SCF{-pv;fv})
2. В виде серии равных платежей (аннуитетов) или рента;
3. Произвольные платежи PV=сумме PV
На практике применяются различные методы ФА. Полная классификация включает в себя следующие методы:
ü вертикальный (структурный);
ü горизонтальный (динамический);
ü сравнительный;
ü интегральный (факторный);
ü трендовый;
ü метод коэффициентов.
Первые четыре метода используются наиболее часто.
Вертикальный анализ
Цель вертикального анализа заключается в определении удельного веса статей в общем итоге баланса и последующем сравнении результата с данными предыдущего периода. Вертикальный анализ проводится по исходной или агрегированной отчетности. Он позволяет рассмотреть соотношения между активами, собственным и заемным капиталом, а также определить структуру капитала по отдельным элементам.
Горизонтальный анализ
Цель горизонтального анализа – в выявлении изменений величин различных статей отчетности за определенный период с последующей оценкой этих изменений. При проведении этого вида ФА требуется построение нескольких аналитических таблиц, в которые вносят как абсолютные балансовые показатели, так и относительные темпы роста (снижения). Исходными данными служат базисные темпы роста (снижения) за несколько периодов.
Сравнительный анализ
Этот вид ФА строится на основе вертикального и горизонтального анализа. Аналитическое сравнение проводят по трем группам показателей:
• структуры баланса;
• динамики баланса;
• структурной динамики баланса.
Сравнительный анализ часто применяется для анализа структуры имущества и источников его формирования.
Интегральный анализ
Под интегральным анализом понимается процесс изучения влияния отдельных факторов на общий показатель. При его проведении применяют детерминированные и статистические приемы исследования. Интегральный анализ может быть прямым и обратным. В последнем случае он представляет собой не анализ, а синтез – отдельные его элементы соединяются в одно целое.
Трендовый анализ
При проведении трендового ФА рассчитывают относительные отклонения параметров отчетности от базисного уровня. По сути, трендовый анализ представляет собой вариант горизонтального ФА. Он носит перспективный характер, поскольку позволяет спрогнозировать изменение ряда показателей в будущем. Проведение трендового ФА подразумевает использование соответствующего математического аппарата.
Метод коэффициентов
Этот метод представляет собой расчет отношений показателей отчетности (финансовых коэффициентов) и определение их взаимосвязей.
Финансовые коэффициенты характеризуют следующие стороны экономической деятельности предприятия:
· платежеспособность;
· финансовая зависимость или финансовая автономия;
· деловая активность;
· эффективность работы;
· рыночные характеристики организации.
Политика финансирования ИС
В практике финансового менеджмента используются обычно следующие пять методов финансирования инвестиционных проектов:
1. Полное самофинансирование. Оно предусматривает осуществление реального инвестирования исключительно за счет собственных финансовых ресурсов, формируемых за счет внутренних источников. Этот метод финансирования используется в основном для реализации небольших реальных инвестиционных проектов;
2. Акционирование. Это метод финансирования используется обычно для реализации крупномасштабных реальных инвестиционных проектов, связанных с отраслевой или региональной диверсификацией производственной деятельности. В этом случае дляреализации инвестиционного проекта инвестор создает дочернюю акционерную компанию.
3. Кредитное финансирование. Оно заключается в привлечении банковских кредитов для реализации, как правило, быстро осуществимых реальных инвестиционных проектов с высокой нормой доходности инвестиций
4. Финансовый лизинг. Являясь одной из форм финансового кредита, финансовый лизинг представляет собой разновидность кредитного финансирования с высоким периодом инвестиционного процесса.
5. Смешанное финансирование. Оно основывается на различных комбинациях вышеперечисленных методов финансирования реальных инвестиционных проектов
Этапысмотри ВОПРОС 5
8. Процедура ценообразования на ИТ-рынке.
Важным из вопросов, связанных с ИТ-затратами является ценообразование на ИТ-продукты и услуги.
Процесс ценообразования обычно включает в себя установление расчетной цены, способов оплаты, видов скидок и надбавок, политики цен, определение цен на сопутствующие или дополнительные продукты и услуги и т.п.
К внешним факторам ценообразования можно отнести потребителей, рыночную среду, участников каналов товародвижения и государство.
К внутренним факторам, влияющие на установление цены на информационном рынке относятся:
· факторы спроса, определяющие цену спроса на товар, предлагаемый покупателем;
· факторы потребительского выбора, определяющие конкурентоспособность конкретного товара на рынке заменяющих товаров;
· факторы предложения, определяющие цену предложения товара, на которую претендует поставщик (производитель, продавец);
· факторы, обусловленные альтернативными производственными возможностями.
Основной особенностью рыночного ценообразования на ИТ рынке является то, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в среде производства, а в среде реализации продукции, то есть на рынке под воздействием спроса и предложения.
Таким образом, при установлении цен на товар целесообразно воспользоваться следующими методами ценообразования:
1. Ценообразование на основе текущих цен, при котором определяется «коридор» цен на аналогичные товары на рынке. В рамках данного «коридора» с учётом факторов риска потребителя, а также новизны, достоверности, полноты и своевременности информации предприятие будет устанавливать цену на свой продукт;
2.Ценообразование на основе ощущаемой ценности товара, где основным фактором считаются не издержки продавца, а покупательское восприятие. Цена в этом случае призвана соответствовать ощущаемой ценности значимости товара-информации.
Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Формирование цены осуществляется на основе анализа рентабельности предлагаемой информации и конъюнктуры рынка.
Показатели измерения риска.
Величина риска или степень риска измеряется двумя критериями:
1) средним ожидаемым значением или математическое ожидание М(х)).
2) колеблемостью (изменчивостью) возможного результата или, иначеразбросом (вариацией)случайной величины от ее центра распределения (среднего значения М(Е)), т.е. дисперсией или среднеквадратическим отклонением.
Математическое ожидание (ожидаемое значение) какого-либо события - этосреднее ожидаемое значение, которое мы ожидаем в среднем. Оно равно абсолютной величине этого события, умноженной на вероятность его наступления.
,
где: Рк - вероятность события х, являющаясяотношением числа Кслучаев, благоприятствующих наступлению этого события, к общему числу М всех равновозможных событий: .
Дисперсия- это сумма квадратов отклонений случайной величины от ее среднего значения, взвешенных на соответствующие вероятности:
Стандартное (среднеквадратическое отклонение) -это средневзвешеное отклонение случайной величины от ее математического ожидания. При этом в качестве весов берутся соответствующие вероятности. Стандартное отклонение показывает, насколько значения случайной величины могут отличаться от ее среднего. Чем меньше , тем уже диапазон вероятностного распределения и тем ниже риск, связанный с данной операцией.
Коэффициент вариации
- это относительный показатель, определяющий степень риска на единицу среднего дохода: .
Коэффициент вариации позволяет определить величину премии за возможный риск финансовой операции: большее значение среднего ожидаемого дохода при большой величине отклонений ожидаемых значений от средней может снизить степень риска. Чем больше значение вариации CV, тем выше риск. Коэффициент вариацииобычноиспользуют при сравнении результатов в случаях, когда значения математических ожиданий М(Е) сравниваемых вариантов не имеют существенных отличий: при равных средних, чем больше величина разброса , тем больше СV, больше риск.
Качественный анализ рисков
Результатом качественного анализа рисков является описание неопределенностей, присущих проекту, причин, которые их вызывают, и, как результат, рисков проекта. Для описания удобно использовать специально разработанные логические карты — список вопросов, помогающих выявить существующие риски.
Смотри вопрос 1 и 10
IRR (internalrateofreturn) - это норма дисконтирования, при которой чистая дисконтированная стоимость инвестиционного проекта равна 0.
NPV = - I0=0
Приравнивание NPV к нулю позволяет определить максимальное значение нормы дисконта r, при котором инвестиции окупаются, хотя проект и не приносит сверхприбыли. При NPV=0 современная стоимость проекта PV равна первоначальным инвестициям I0, следовательно, они окупаются.
Внутренняя норма доходности представляет собой ту норму дисконта (IRR), при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям:
IRR проекта определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал.
Если IRR>r, то проект принимается. При этом проект обеспечивает положительную NPV и доходность, равную (IRR-r).IRRнесет в себе информацию о величине предела безопасностидля проекта .
Чем выше величина IRR, тем больше эффективность инвестиций. При сравнении в качестве r может использоваться ставка окупаемости проекта с учетом риска.
Срок возврата инвестиций (Payback) – минимальный временной интервал (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Иными словами, это период (измеряемый в месяцах, кварталах и годах), начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления.
Результаты и затраты, связанные с осуществлением проекта, можно вычислять с дисконтированием или без него. Соответственно, получится два различных срока окупаемости. Обычно срок окупаемости рекомендуется определять с использованием дисконтирования.
Определение срока окупаемости осуществляется в следующей последовательности: из величины суммы дисконтированных капиталовложений К ( ) последовательно вычитается величина эффекта, достигаемого на t-ом шаге, Pt = (Rt - Zt). Вначале вычитается величина эффекта для t=1, затем, если полученная разность больше 0, то вычитается величина эффекта для t=2, и т .д. до тех пор, пока окончательное значение разности не будет равна 0.
Иллюзия контроля
Провайдерские фирмы.
Термин provider в переводе с английского языка означает поставщик, посредник. В современной интерпретации в рамках отрасли телекоммуникаций понятие «провайдер» подразумевает организацию, предоставляющую услуги связи пользователям посредством различных коммуникаций связи. Провайдер поддерживает связь единого стандарта между абонентами, то есть провайдер является посредником между абонентами связи.
В научной и публицистической литературе принято ограничивать понятие «провайдер» Интернет-провайдерами, а предприятия сотовой, пейджинговой и других видов связи называть «операторами» соответствующих предприятий связи. Понятие «провайдер» подразумевает поставщика телекоммуникационных услуг, понятие «оператор» подразумевает пользователя средств телекоммуникаций, получающего при их эксплуатации определенный эффект. Все предприятия связи, независимо от технологий и стандартов связи, являются, с одной стороны, пользователями соответствующих средств, с помощью которых они предоставляют коммерческие услуги, а с другой стороны, все предприятия связи являются посредниками, обеспечивающими связь между абонентами.
Таким образом, провайдерская фирма является посредником между конечным пользователем и глобальной сетью или провайдерами более высокого уровня. При этом она оптом покупает трафик у более крупных провайдеров и продает его в розницу потребителям.
Выделим несколько наиболее распространенных и перспективных направлений деятельности, которые может осуществлять Интернет-провайдинговая фирма:
· предоставление доступа в сеть – всегда присутствует в ассортименте услуг фирмы. Остальные виды услуг фирма может не оказывать;
· интернет-телефония – направление в телефонии, позволяющее передавать голосовые сообщения по трафику сети Интернет в реальном масштабе времени, что в несколько раз дешевле классического телефона;
· решения, связанные с Web-технологией (Web-сервис и Web-дизайн);
· формирование частных сетей, ориентированных на конкретных пользователей – корпоративные сети, кемпинговые сети, Intranet;
· создание Интернет-магазинов под ключ;
· организация видеоконференций в сети Интернет;
· наполнение сети информационными ресурсами, создание и обслуживание баз и банков данных, поиск и предоставление пользователям на коммерческой основе специализированной информации.
· сотовая и пейджинговая связь, а так же услуги местной и дальней голосовой связи, которые являются более капиталоемкими и доступными немногим Интернет-провайдерам.
Основные виды оценок IT/IS.
Финансовые методы (Количественные) основаны на принципе дисконтирования, при этом ставка дисконтирования применяется как к потокам доходов, так и к потокам расходов.
Дисконтирование — это определение стоимости денежного потока путём приведения стоимости всех выплат к определённому моменту времени. Дисконтирование является базой для расчётов стоимости денег с учётом фактора времени.
Инструменты анализа, которые используются при финансовых методах, – это чистый дисконтированный доход NPV (NetPresentValue), внутренняя норма доходности IRR (InternalRateofReturn), величина срока окупаемости проекта.
Качественные методы оценки, в методах данной группы предполагается дополнить количественные расчеты субъективными и качественными оценками, которые позволяют определить ценность персонала и процессов.Все они базируются на одной идее - целей, приоритетов и показателей по ним.
Для качественной оценки эффекта от инвестиций в ИТ компании применяют либо метод информационной экономики, либо IT Scorecard. И опыт показывает, что, как правило, для качественной оценки этого достаточно.
Вероятностные методы, в этих методах используются статистические и математические модели, позволяющие оценить вероятность возникновения риска. В общем этих методов всего два: прикладная информационная экономика (AppliedInformationEconomics) и справедливая цена опционов (RealOptionsValuation, ROV)
Виды денежных потоков. Методы финансового анализа.
Денежный поток предприятия представляет собой совокупность распределенных по отдельным интервалам рассматриваемого периода времени поступлений и выплат денежных средств предприятия, генерируемых его хозяйственной деятельностью, движение которых связано с факторами времени, риска и ликвидности.
Все денежные потоки предприятия объединяются в основные 3 группы:
• Потоки от операционной деятельности
• Потоки от инвестиционной деятельности
• Потоки от финансовой деятельности
Также различают следующую классификацию денежных потоков:
1. Элементарный (SCF{-pv;fv})
2. В виде серии равных платежей (аннуитетов) или рента;
3. Произвольные платежи PV=сумме PV
На практике применяются различные методы ФА. Полная классификация включает в себя следующие методы:
ü вертикальный (структурный);
ü горизонтальный (динамический);
ü сравнительный;
ü интегральный (факторный);
ü трендовый;
ü метод коэффициентов.
Первые четыре метода используются наиболее часто.
Вертикальный анализ
Цель вертикального анализа заключается в определении удельного веса статей в общем итоге баланса и последующем сравнении результата с данными предыдущего периода. Вертикальный анализ проводится по исходной или агрегированной отчетности. Он позволяет рассмотреть соотношения между активами, собственным и заемным капиталом, а также определить структуру капитала по отдельным элементам.
Горизонтальный анализ
Цель горизонтального анализа – в выявлении изменений величин различных статей отчетности за определенный период с последующей оценкой этих изменений. При проведении этого вида ФА требуется построение нескольких аналитических таблиц, в которые вносят как абсолютные балансовые показатели, так и относительные темпы роста (снижения). Исходными данными служат базисные темпы роста (снижения) за несколько периодов.
Сравнительный анализ
Этот вид ФА строится на основе вертикального и горизонтального анализа. Аналитическое сравнение проводят по трем группам показателей:
• структуры баланса;
• динамики баланса;
• структурной динамики баланса.
Сравнительный анализ часто применяется для анализа структуры имущества и источников его формирования.
Интегральный анализ
Под интегральным анализом понимается процесс изучения влияния отдельных факторов на общий показатель. При его проведении применяют детерминированные и статистические приемы исследования. Интегральный анализ может быть прямым и обратным. В последнем случае он представляет собой не анализ, а синтез – отдельные его элементы соединяются в одно целое.
Трендовый анализ
При проведении трендового ФА рассчитывают относительные отклонения параметров отчетности от базисного уровня. По сути, трендовый анализ представляет собой вариант горизонтального ФА. Он носит перспективный характер, поскольку позволяет спрогнозировать изменение ряда показателей в будущем. Проведение трендового ФА подразумевает использование соответствующего математического аппарата.
Метод коэффициентов
Этот метод представляет собой расчет отношений показателей отчетности (финансовых коэффициентов) и определение их взаимосвязей.
Финансовые коэффициенты характеризуют следующие стороны экономической деятельности предприятия:
· платежеспособность;
· финансовая зависимость или финансовая автономия;
· деловая активность;
· эффективность работы;
· рыночные характеристики организации.
Политика финансирования ИС
В практике финансового менеджмента используются обычно следующие пять методов финансирования инвестиционных проектов:
1. Полное самофинансирование. Оно предусматривает осуществление реального инвестирования исключительно за счет собственных финансовых ресурсов, формируемых за счет внутренних источников. Этот метод финансирования используется в основном для реализации небольших реальных инвестиционных проектов;
2. Акционирование. Это метод финансирования используется обычно для реализации крупномасштабных реальных инвестиционных проектов, связанных с отраслевой или региональной диверсификацией производственной деятельности. В этом случае дляреализации инвестиционного проекта инвестор создает дочернюю акционерную компанию.
3. Кредитное финансирование. Оно заключается в привлечении банковских кредитов для реализации, как правило, быстро осуществимых реальных инвестиционных проектов с высокой нормой доходности инвестиций
4. Финансовый лизинг. Являясь одной из форм финансового кредита, финансовый лизинг представляет собой разновидность кредитного финансирования с высоким периодом инвестиционного процесса.
5. Смешанное финансирование. Оно основывается на различных комбинациях вышеперечисленных методов финансирования реальных инвестиционных проектов