Сколько погибло людей в результате карательной деятельности государства за 1928-1941?

Смертность в лагерях, колониях, тюрьмах официально фиксировалась только с 1940

Поэтому косвенные данные, например:

• за годы «великого перелома» было отправлено в лагеря около 12 миллионов крестьян

• в 1947 году с оставшихся в живых 80 тысяч ссыльных крестьян сняты основные ограничения в гражданских правах

• По последним данным: только за 1937-38гг расстреляно и умерло в ГУЛАГе– 1 млн человек (Исупов, Демографически кризисы и катастрофы в России ХХ века)

25. Какое влияние оказало широкое использование принудительного труда на развитие экономической, социальной и духовной сферы общества?

На экономич

Включая в систему принудительного труда до 80% всей советской экономики, этот хозяйственный уклад основывался на внеэкономическом принуждении, т.е. на самом неэффективном и непроизводительном способе производства

• С 1951 г -кризис лагерной экономики.

• В 1951–1952 гг. ни одно из крупных лагерно-производственных управлений не выполнило плана

• Новые стройки требовали труда добросовестного, квалифицированного, что не могли дать гулаговские кадры.

Система ГУЛАГа Влияние на духовную сферу

(отношение к труду)

сформировала у миллионов советских граждан устойчивое негативное отношение к труду (труд как наказание)

«Туфта» («Техника Учета Фиктивного Труда») стала нормой не только в ГУЛАГе, но и на воле

Влияние принудительного труда( внеэкономического принуждения) на другие подсистемы общества

• Влияние на духовную сферу:

ГУЛАГ наряду с выполнением экономических функций стал «подсистемой страха»

• дефицит морали и нравственности

• лагерная элита – уголовники (Лагерная администрация опиралась на них)

- Жестокость

- Безнравственность

• В существовании системы принудительного труда многие ученые видят истоки кризиса советской экономики

Влияние на стратификацию в социальной сфере:

• людей, занятых принудительным трудом, необходимо рассматривать как один из важнейших классов социальной структуры Советского Союза

• многочисленный и экономически не менее важный, чем класс свободных промышленных рабочих

• Класс, почти полностью лишенный прав

ГУЛАГ тормозил развитие производительных сил СССР

• Нерациональное использование трудовых ресурсов (необычайно высокая смертность, бесполезная расточительность человеческих талантов)

• Не внедрялись технические новшества ( ручной труд)

26. Сравните две модернизации, проведенные в Росси: «Царскую модернизацию» и «Сталинскую индустриализацию». В чем состоит их общее и различие?

Вопросы по практическим занятиям

Задание 3. Влияние духовной культуры на развитие экономической, социальной и политической сферы общества (на примере Голландии и Испании 17 века)

1. «Продуктивная» и «непродуктивная» культура/ модель – какая из них доминировала в Испании? Поясните.

в 1558 году - Филиппа II, Испания тоталитарное государство:

Все испанские студенты -отозваны из иностранных университетов, и д. б. предстать перед инквизицией;

Инквизиция- надзор за всеми иностранцами в Испании (посещают ли они мессу, ходят ли к исповеди, знают ли молитвы и ведут ли как добрые католики).

гонения на гуманистов- «ученых людей заставляют хранить молчание, внушая им ужас...»

• жесткая книжная цензура

• Ввоз и хранение запрещенных книг -преступление - смертная казнь

• «То рвение, с которым

Святой Престол старался изъять

текст Библии из рук простого народа, хорошо известно.

• В результате тот же самый народ, который раньше стремился к ней, теперь смотрит на нее с ужасом и отвращением;

• многим она безразлична, большинство ее не знает»

• С середины XVI века «статуты чистоты крови» приобрели силу закона.

• «чистота крови» стала частью веры,

• статуты «чистоты крови», ничего общего не с христианскими принципами,

• Римский папа Николас V в неоднократно осуждал законодательство, и даже отлучил от церкви тех, кто ввел его в силу, но законодательство осталось в силе

• сформулированы и навязаны государству и церкви общественным мнением

• «голубая кровь" - если на запястье идальго голубые прожилки, значит среди его предков не было смуглокожих арабов

• «хамон» - гостю предлагался кусок вяленой свинины

Дискриминация

• «нечистокровные» христиане могли бы претендовать только на самую грязную и всеми презираемую работу

• люди низкого происхождения, стремились сравняться с благородными людьми, благодаря «акту о чистоте крови» (с легкостью получают, потому что их никто не знает)

• Строгость «доказательств» все меньше по мере того, как возрастало презрение к крови неверных

2. «Продуктивная» и «непродуктивная» культура/ модель – какая из них доминировала в Голландии (Республике объединенных провинций)? Поясните.

Ценностная теория богатсва – рациональная модель

Голландия в ХYII веке – центр развития науки:

Оптика

Метеорология

Ботаника

Астрономия

Математика

Изобретения:

• Телескоп Hans Lippershey

• Микроскоп Левенгука

• Термометр

• Барометр

• Логарифм

• Дифференциал

Востоковедение:

• Лейденский университет

- кафедра восточных языков (семитские, турецкий, эфиопский)

- Крупнейшая коллекция восточных рукописей

(40 000 гульденов)

3. Как сказалось различие в разделяемых ценностях на политическом строе Голландии и Испании в 17 веке?

4. Какую роль сыграло «право убежища» (веротерпимость) на развитие некоторых отраслей промышленности в Голландии?

5. Какие отрасли экономики были подорваны в Испании в результате отсутствия веротерпимости?

6. Какие ценностные установки людей способствовали высокой производительности труда в Голландии и низкой - в Испании?

Наши рекомендации