Сколько погибло людей в результате карательной деятельности государства за 1928-1941?
Смертность в лагерях, колониях, тюрьмах официально фиксировалась только с 1940
Поэтому косвенные данные, например:
• за годы «великого перелома» было отправлено в лагеря около 12 миллионов крестьян
• в 1947 году с оставшихся в живых 80 тысяч ссыльных крестьян сняты основные ограничения в гражданских правах
• По последним данным: только за 1937-38гг расстреляно и умерло в ГУЛАГе– 1 млн человек (Исупов, Демографически кризисы и катастрофы в России ХХ века)
25. Какое влияние оказало широкое использование принудительного труда на развитие экономической, социальной и духовной сферы общества?
На экономич
Включая в систему принудительного труда до 80% всей советской экономики, этот хозяйственный уклад основывался на внеэкономическом принуждении, т.е. на самом неэффективном и непроизводительном способе производства
• С 1951 г -кризис лагерной экономики.
• В 1951–1952 гг. ни одно из крупных лагерно-производственных управлений не выполнило плана
• Новые стройки требовали труда добросовестного, квалифицированного, что не могли дать гулаговские кадры.
Система ГУЛАГа Влияние на духовную сферу
(отношение к труду)
сформировала у миллионов советских граждан устойчивое негативное отношение к труду (труд как наказание)
«Туфта» («Техника Учета Фиктивного Труда») стала нормой не только в ГУЛАГе, но и на воле
Влияние принудительного труда( внеэкономического принуждения) на другие подсистемы общества
• Влияние на духовную сферу:
ГУЛАГ наряду с выполнением экономических функций стал «подсистемой страха»
• дефицит морали и нравственности
• лагерная элита – уголовники (Лагерная администрация опиралась на них)
- Жестокость
- Безнравственность
• В существовании системы принудительного труда многие ученые видят истоки кризиса советской экономики
Влияние на стратификацию в социальной сфере:
• людей, занятых принудительным трудом, необходимо рассматривать как один из важнейших классов социальной структуры Советского Союза
• многочисленный и экономически не менее важный, чем класс свободных промышленных рабочих
• Класс, почти полностью лишенный прав
ГУЛАГ тормозил развитие производительных сил СССР
• Нерациональное использование трудовых ресурсов (необычайно высокая смертность, бесполезная расточительность человеческих талантов)
• Не внедрялись технические новшества ( ручной труд)
26. Сравните две модернизации, проведенные в Росси: «Царскую модернизацию» и «Сталинскую индустриализацию». В чем состоит их общее и различие?
Вопросы по практическим занятиям
Задание 3. Влияние духовной культуры на развитие экономической, социальной и политической сферы общества (на примере Голландии и Испании 17 века)
1. «Продуктивная» и «непродуктивная» культура/ модель – какая из них доминировала в Испании? Поясните.
в 1558 году - Филиппа II, Испания тоталитарное государство:
Все испанские студенты -отозваны из иностранных университетов, и д. б. предстать перед инквизицией;
Инквизиция- надзор за всеми иностранцами в Испании (посещают ли они мессу, ходят ли к исповеди, знают ли молитвы и ведут ли как добрые католики).
гонения на гуманистов- «ученых людей заставляют хранить молчание, внушая им ужас...»
• жесткая книжная цензура
• Ввоз и хранение запрещенных книг -преступление - смертная казнь
• «То рвение, с которым
Святой Престол старался изъять
текст Библии из рук простого народа, хорошо известно.
• В результате тот же самый народ, который раньше стремился к ней, теперь смотрит на нее с ужасом и отвращением;
• многим она безразлична, большинство ее не знает»
• С середины XVI века «статуты чистоты крови» приобрели силу закона.
• «чистота крови» стала частью веры,
• статуты «чистоты крови», ничего общего не с христианскими принципами,
• Римский папа Николас V в неоднократно осуждал законодательство, и даже отлучил от церкви тех, кто ввел его в силу, но законодательство осталось в силе
• сформулированы и навязаны государству и церкви общественным мнением
• «голубая кровь" - если на запястье идальго голубые прожилки, значит среди его предков не было смуглокожих арабов
• «хамон» - гостю предлагался кусок вяленой свинины
Дискриминация
• «нечистокровные» христиане могли бы претендовать только на самую грязную и всеми презираемую работу
• люди низкого происхождения, стремились сравняться с благородными людьми, благодаря «акту о чистоте крови» (с легкостью получают, потому что их никто не знает)
• Строгость «доказательств» все меньше по мере того, как возрастало презрение к крови неверных
2. «Продуктивная» и «непродуктивная» культура/ модель – какая из них доминировала в Голландии (Республике объединенных провинций)? Поясните.
Ценностная теория богатсва – рациональная модель
Голландия в ХYII веке – центр развития науки:
Оптика
Метеорология
Ботаника
Астрономия
Математика
Изобретения:
• Телескоп Hans Lippershey
• Микроскоп Левенгука
• Термометр
• Барометр
• Логарифм
• Дифференциал
Востоковедение:
• Лейденский университет
- кафедра восточных языков (семитские, турецкий, эфиопский)
- Крупнейшая коллекция восточных рукописей
(40 000 гульденов)
3. Как сказалось различие в разделяемых ценностях на политическом строе Голландии и Испании в 17 веке?
4. Какую роль сыграло «право убежища» (веротерпимость) на развитие некоторых отраслей промышленности в Голландии?
5. Какие отрасли экономики были подорваны в Испании в результате отсутствия веротерпимости?
6. Какие ценностные установки людей способствовали высокой производительности труда в Голландии и низкой - в Испании?