Анализ объёма и ассортимента продукции

Продукция предприятия - это совокупность потребительных стоимостей, являющихся прямым полезным результатом его основной деятельности.

Объём производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Натуральные показатели используются для определения физического объёма выпуска отдельных видов продукции. Без учёта продукции в натуральном выражении невозможен учёт продукции в любых других измерителях.

Обобщающие показатели объёма производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объёма производства служат валовая, товарная и реализованная продукция.

Валовая продукция- это показатель стоимости всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершённое производство.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в неё не включают остатки незавершённого производства и внутрихозяйственный оборот, т. е. показатель товарной продукции характеризует объём продукции, законченной производством и предназначенной для реализации. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершённого производства.

Реализованная продукция (проданный товар) – это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчётный счёт поставщика.

Объём продукции (работ, услуг) оценивается в фактических оптовых (отпускных) ценах (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей). Для изучения динамики выполнения плана объём продукции следует оценивать также в сопоставимых ценах.

Анализ следует начинать с оценки динамики и выполнения плана по общему объёму отгруженной продукции. В процессе анализа проверяется выполнение плана по отгрузке продукции и даётся характеристика изменения объёма продукции по сравнению с предшествующим периодом. С этой целью сравнивают фактические данные за отчётный период с плановыми показателями и соответствующими данными за прошлый период. Если анализируется динамика объёма продукции за ряд лет, то исчисляются базисные и цепные темпы динамики объёма продукции (в %).

Базисные темпы роста определяются относительно базисного периода:

Тб=Vi / V0 · 100%, (4.1)

цепные – относительно предыдущего периода:

Тц= Vi / V1 · 100%. (4.2)

где Vi-1, Vi – объём производства товаров в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-м периоде соответственно;

Vо - объём производства товаров за период, принятый за базу сравнения.

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста Tср и прироста Тпр данных показателей по среднеарифметической Тсра или среднегеометрической Тсрг взвешенной:

Анализ объёма и ассортимента продукции - student2.ru , (4.3)

Анализ объёма и ассортимента продукции - student2.ru , (4.4)

Тпр = Тср – 100 . (4.5)

где Т1, Т2, Тn - цепные темпы роста.

Производственный план и отчётность предприятия включают не только показатели общего объёма продукции в стоимостном выражении, но и ассортимент продукции.

При анализе объёма продукции (работ, услуг) необходимо также различать следующие показатели: номенклатура, ассортимент и структура продукции (работ, услуг).

Номенклатура- перечень наименований изделий, выпускаемых предприятием, и работ, производимых им.

Ассортимент- перечень наименований изделий с указанием объёма выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой, внутригрупповой.

Структура- соотношение (удельный вес) выпуска отдельных видов изделий в общем объёме произведенной продукции.

Выполнение плана по ассортименту способствует наиболее полному удовлетворению потребностей общества в разнообразных видах продукции. Особое внимание при анализе уделяется изучению выполнения плана по выпуску новых типов изделий, обеспечивающих технический прогресс, повышение качества и конкурентоспособности продукции. Внимательно также следует изучать выполнение плана по ассортименту продукции, являющейся объектом поставок по хозяйственным договорам. Степень выполнения плана определяется как по всей продукции, так и по отдельным её видам, узлам, деталям.

Оценка выполнения плана по ассортименту может проводиться:

- по способу наименьшего процента выполнения плана выпуска и отгрузки отдельных видов изделий (таблица 4.1) он составляет 93 %. При этом следует иметь в виду, что применение этого способа правомерно в том случае, если изделие, по которому наблюдается наименьший процент выполнения плана, составляет подавляющий удельный вес в общем объёме отгруженной продукции. На анализируемом предприятии доля этого изделия (изделие «Г») составляет всего лишь 17,3 % (7 860 : 45 490 · 100);

- по способу среднего процента, который определяется путём деления общего фактического объёма продукции в пределах плана в стоимостном выражении на общий плановый объём продукции;

- по стоимости недовыпущенной продукции по сравнению с планом. Средний процент выполнения плана по ассортименту при этом способе определяется путём деления разности между планируемым объёмом продукции и стоимостью недовыпущенной продукции на общий плановый выпуск продукции.

Таблица 4.1 - Выполнение плана по ассортименту

Изделие Объём отгруженной продукции отчётного года в сопоставимых ценах, тыс.руб. Недовыпущено продукции против плана, тыс.руб. Выполнение плана, % Объём продукции зачтенный в выполнение плана по ассортименту
по плану фактически
А 12 540 13 740   109,6 12 540
Б 6 570 6 250 -320 95,1 6 250
В 15 820 17 640   111,5 15 820
Г 8 450 7 860 -590 93,0 7 860
Итого 43 380 45 490 -910 104,9 42 470

План отгрузки продукции выполнен в целом на 100,4 %, но степень выполнения плана по отдельным изделиям значительно различается: по изделию А план перевыполнен на 9,6 %, по изделию Б - недовыполнен на 4,9 %, по изделию В - перевыполнен на 11,5 %, а по изделию Г - недовыполнен на 7 %. Выполнение плана по ассортименту всей продукции составило: по первому способу расчёта - 97,9 %, по второму способу расчёта - 98,93% (42 470 : 43 380 · 100) и по третьему способу расчёта - 97,9 % [(43 380 -320 - 590) : 43 380 · 100].

Наиболее объективную оценку выполнения плана по ассортименту можно дать с помощью второго и третьего способов расчёта, в соответствии с которыми степень выполнения плана составила 97,9 %.

Невыполнение плана по ассортименту может быть вызвано как внешними, так и внутренними причинами. К внешним причинам относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по не зависящим от него причинам и др. Внутренние причины - недостатки в организации производства, ошибки в планировании, плохое техническое состояние оборудования, перебои в снабжении предприятия электроэнергией, газом, водой и др.

Выполнение плана по структуре продукции означает сохранение в фактическом выпуске соотношения отдельных видов продукции, предусмотренных планом. Изменение структуры производства продукции оказывает влияние на все экономические показатели работы предприятия: объём продукции в стоимостном выражении, её материалоёмкость и себестоимость, прибыль и уровень её рентабельности. Объём продукции может возрасти без увеличения количества продукции в натуральном выражении в результате структурных сдвигов в ассортименте, т.е. по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции. Сумма прибыли может увеличиться вследствие увеличения удельного веса высокорентабельной продукции.

Расчёт влияния изменения структуры производства на объём продукции в стоимостном выражении можно выполнить способом цепных подстановок (таблица 4.2).

Данные таблицы показывают, что общее увеличение объёма продукции по сравнению с планом составило 2 110 тыс. руб. (45 490 – 43 380). При сохранении плановой структуры объём продукции возрос бы на 1 182,8 тыс. руб. (25601,8-24419) в результате значительного перевыполнения плана по производству изделий А и В. Однако в результате изменения структуры производства объём продукции в стоимостном выражении увеличился на 318,2 тыс. руб. (250920-25 601,8). Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий А и изделий пользующихся повышенным спросов В в общем объёме продукции.

Таблица 4.2 - Расчёт влияния структурных сдвигов на объём продукции

Изделие Плановая цена за единицу, руб. Отгружено продукции, шт. Удельный вес продукции. % Объём продукции, тыс.руб.
по плану фактически по плану фактически по плану фактически при плановой структуре фактически
А 6 (гр.1·гр.2) (итог гр.3· гр.4·гр.1) (гр.1· гр.3)
А 12 540 13 740 28,9 30,2 10 032 10 517,3 10 992
Б 6 570 6 250 15,1 13,7 3 942 4 121,4 3 750
В 15 820 17 640 36,5 38,8 7 910 8 301,9 8 820
Г 8 450 7 860 19,5 17,3 2 535 2 661,2 2 358
Итого - 43 380 45 490 100,0 100,0 24 419 25 601,8 25 920

Примечание: Гр. 7 = итог гр. 3 · гр. 4 · гp. 1 = 45 490 · 0,289 · 800 = 10 517,3 тыс. руб.

Проведённый анализ влияния изменения структуры выпуска товаров на объём производства продукции и среднюю цену единицы продукции показывает важность обоснованности планирования структуры товаров и выполнения принятых планов.

Анализ качества продукции

Качество продукции - один из важных показателей работы предприятий. В условиях рыночных отношений обеспечение конкурентоспособности продукции, получение наиболее выгодных контрактов возможны для тех предприятий, уровень качества продукции которых соответствует требованиям внутреннего и внешнего рынка. Поэтому оценка качества продукции является важнейшей составляющей системы маркетинга, внедряемой на предприятиях. Задачи анализа состоят в том, чтобы дать оценку стабильности качества продукции, выявить наиболее важные причины снижения уровня качества продукции и размер его влияния на объём продукции. Рост объёма выпуска за счёт качества отражается через себестоимость, цену, прибыль и уровень рентабельности продукции.

Качество продукции - это совокупность свойств, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющая её качество, называется показателем качества.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Показатели качества характеризуют потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надёжность и долговечность.

К обобщающим показателям качества относят:

- удельный и качественный вес продукции в общем объёме её выпуска;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;

- удельный вес аттестованной продукции.

Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д.), надёжность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоёмкость и энергоёмкость).

Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объём и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.

В процессе анализа качества:

- оценивается технический уровень продукции;

- выявляются отклонения технического уровня отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

- анализируется структура выпуска по параметрам, характеризующим качество изготовления и поставки продукции;

- выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;

- обосновываются возможности повышения качества.

Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путём сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

Показатели качества продукции анализируются путём сравнения фактических данных с предыдущими отчётными периодами, планом, аналогичными данными других родственных предприятий. По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объёме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;

б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и рекламационных товаров.

Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции, выручка от реализации, прибыль.

Косвенным показателем качества продукции является брак.

Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).

Выпуск брака ведёт к росту себестоимости продукции и снижению объёма товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товаров, определяют потери от брака.

После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.

Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.

Наши рекомендации