Концепция бухгалтерского учета и отчетности
В Российской Федерации
Система бухгалтерского учета, существовавшая в планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств, ведомств, статистических и финансовых органов.
Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость трансформации бухгалтерского учета.
В конце 1990-х годов прошлого столетия в области бухгалтерского учета и отчетности в РФ произошли значительные изменения.
26 декабря 1997 года Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров была принята Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике Российской Федерации (не является нормативным документом). По существу, это был рабочий документ, который достаточно четко определял основные термины бухгалтерского учета, цели бухгалтерского учета, содержание информации, формируемой в бухгалтерском учете, требования, предъявляемые к этой информации, и другие элементы, необходимые как для организации учета на уровне хозяйствующего субъекта, так и для формирования законодательной и нормативной базы.
В развитие данной Концепции постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
В Программе была сформулирована цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО.
Определены задачи реформы:
- сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
- оказать помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.
В рамках выполнения этих задач намечены направления реформы:
- совершенствование нормативного правового регулирования;
- формирование нормативной базы (разработка и принятие стандартов);
- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
- кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
- международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансового результата деятельности предприятий, необходимой и полезной заинтересованным пользователям, с целью принятия ими обоснованных экономических решений.
В России выбран способ применения МСФО, который предполагает постепенное совершенствование российских правил учета и отчетности, направленное на формирование информации высокого качества в соответствии с требованиями международных стандартов.
В дальнейшем в обществе созрело понимание необходимости повышения темпов дальнейшего перехода к использованию МСФО. При этом была принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная приказом МФ РФ от 01.07.2004 г. № 180. Она представляет собой новый этап реформирования отечественного бухгалтерского учета с целью его адаптации к условиям рыночной экономики и Международным стандартам финансовой отчетности.
Основными направлениями активизации использования МСФО являются:
а) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, а именно:
- уточнение нормативных, правовых актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета;
- разработка общих требований к регистрам бухгалтерского учета (пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации);
- ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;
- разработка общих принципов бухгалтерской отчетности в рыночной экономике;
- завершение создания нормативно-правовой базы составления индивидуальной, консолидированной отчетности и др.
б) создание инфраструктуры применения МСФО заключается:
- законодательном признании МСФО в РФ;
- процедуре одобрения МСФО;
- обобщении и распространении опыта применения МСФО;
- официальном переводе МСФО на русский язык.
в) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
Реализация этого направления предполагает, в частности, разработку стандартов аудиторской деятельности, соответствующих Международным стандартам аудита.
г) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
При решении этой проблемы предлагаются переориентация учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов на углубленное изучение МСФО и формирование навыков их применения на практике; мониторинг качества учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов; обеспечение соответствия учебных программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов соответствующим международным программам (с учетом законодательства и традиций бухгалтерского образования в Российской Федерации) и т.д.
Концепция 2004 года, так же как и другие нормативные акты, регулирующие реформу бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, определяет в качестве магистрального направления реформирования переход на МСФО.
В рамках дальнейшей активизации перехода российских организаций на составление отчетности, отвечающей требованиям МСФО постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. № 107 утверждено Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации. В соответствии с данным Положением приказом Министерства финансов РФ от 25.11.2011 г. № 160н на территории Российской Федерации введены в действие Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности (Приложение 1). Также приказом Министерства финансов РФ от 30.11.2011 г. № 440 утвержден План Министерства финансов РФ на 2012-2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности, в котором выделены следующие направления:
- повышение качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
- совершенствование системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- развитие профессии;
- международное сотрудничество.
Таким образом, проводимая реформа бухгалтерского учета и отчетности должна обеспечить то, что индивидуальная бухгалтерская отчетность должна составляться по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. Т.е одновременно могут действовать два вида стандартов - отечественные (разработанные на основе МСФО, но с учетом национальных особенностей экономической деятельности и традиций организации и ведения бухгалтерского учета) и собственно МСФО. Не исключается возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно согласно МСФО. Консолидированная отчетность будет представляться исключительно согласно МСФО.