Эффективность управления муниципальной собственностью
Система управления муниципальной недвижимостью имеет свою специфику, определяемую в основном спецификой использования муниципальной недвижимости.
Критерием эффективности использования муниципального имущества может выступать рациональность размещения разнообразных объектов с учетом специфики положения и уровня развития различных районов города, а также сочетания общегородских и местных интересов природопользования, экологической безопасности и т.д.
Выделяют три аспекта, с позиций которых оценивается эффективность использования муниципальной недвижимости: земельный; градостроительный; природоохранный.
С позиций первого аспекта эффективность выражается максимальной суммой собираемых земельных платежей, с позиций второго – созданием пространственных условий развития материальной базы многоотраслевого комплекса города; с позиций третьего – максимальным сохранением ценных природных ландшафтов и обеспечением экологического равновесия, положительно сказывающегося, в конечном итоге, на здоровье населения.
На основании оценки эффективности использования объектов муниципальной недвижимости можно проводить планирование вариантов использования объектов недвижимости (продажа, сдача в аренду, передача в управление, передача в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал создаваемого общества).
Общим основанием для планирования проведения любого из перечисленных мероприятий является определение реальной рыночной стоимости объекта недвижимости. Основным критерием отбора варианта является максимальный доход от реализации того или иного варианта использования объекта недвижимости.
Бюджетная эффективность организаций, использующих городское имущество, а также организаций, в уставном капитале которых есть доля муниципалитета, рассчитывается как отношение суммы всех поступлений в бюджет и внебюджетные фонды города за анализируемый период (за вычетом льгот) к стоимости имущества, принадлежащего муниципалитету.
Можно выделить следующие задачи экономического механизма эффективного управления муниципальной собственностью:
– создание благоприятного экономического климата для функционирования хозяйствующих субъектов;
– совершенствование экономических условий для развития малого и среднего предпринимательства;
– финансовое оздоровление хозяйствующих субъектов посредством предоставления ресурсов города и различных льгот;
– формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики для производственного, технологического и социального развития предприятий, создания конкурентоспособной продукции и услуг;
– стимулирование прозрачности капиталов и привлечение инвестиций;
– координация деятельности предприятий, связанных технологическими цепочками;
– согласование мер государственного протекционизма и поддержки отечественного производителя с требованиями рынка и финансовыми возможностями города;
– управление долгами и правами требования города как частью нематериальных активов;
– стимулирование внутренних преобразований на предприятиях и содействие их реструктуризации, необходимой для успешной работы в условиях рыночной экономики;
– использование долей (пакетов акций), находящихся в собственности города, как эффективного средства управления хозяйствующими субъектами и источник доходов города;
– оптимизация структуры собственности города.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочная правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. – Москва: Проспект, 2012. – 96 с.
3. О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)»: постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. № 848 (с изменениями и дополнениями от 13 октября 2016 г. [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовой портал: http://base.garant.ru/.
4. Адамидов, Д. Транспортный сектор: нехватка инвестиций и «финансовый экстремизм» // Российская газета. – 2011. – № 30. – С. 19-20.
5. Александрова, Т. Проблемы организации работы городского общественного транспорта // Российская газета. – 2010. – № 40. – С. 5-6.
6. Бабич, A.M. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов [Текст] / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 687 с.
7. Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления: учебное пособие [Текст] / Р.В. Бабун. – СПб.: Питер, 2005. – 192 с.
8. Баршев, В. Коммерческий транспорт становится популярным в России [Текст] / В.Баршев // Российская газета. – 2011. – № 43. – С. 10-11.
9. Васильев, А.А. Система муниципального управления: учебное пособие / А.А. Васильев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 733 с.
10. Воробьев, Д.С. Право человека на безопасность: сущность и проблемы реализации // Общество и право. – 2010. – № 4. – С. 12-14
11. Конин, В.Н. Экологические угрозы на федеральном уровне // Административное право и процесс. – 2010. – № 6. – С. 7-9.
12. Новое в экономике и управлении. Управление развитием транспортного комплекса России: сборник статей / под общей ред. д.э.н., проф. В.А. Николаева. – М.: Каталог, 2006. – 94 с.
13. Петросян, Г.Г. Экологическая безопасность общества // Общество и право. – 2009. – № 3. – С. 18-23.
14. Повышение устойчивости работы городского пассажирского транспорта в сбойных ситуациях // Аргументы и факты. – 2010. – № 38. – С.8-9.
15. Пути повышения экономической эффективности транспортного комплекса города // Российская газета. – 2010. – № 40. – С.15-17.
16. Родионов, А.Ю. Методические рекомендации по вопросам организации транспортного обслуживания населения муниципальных образований. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. – 89 с.
17. Система муниципального управления: учеб. для вузов / под ред. В.Б. Зотова. – СПб.: Питер, 2007. – 493 с.
18. Современные проблемы транспортного комплекса России: межвуз. сб. науч. тр./ под ред. А.Н. Рахмангулова. – Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2011. – 209 с.
19. Сухов, Д. Реформа гор транспорта: миф или реальность [Электронный ресурс] // Независимая газета. – 14.04.2003. – Режим доступа: http://www.ng.ru.
20. Черная, И.П. Муниципальное хозяйство: учеб. для вузов / Ростов-на-Дону: Изд-во «МарТ», Феникс, 2010. – 268 с.
21. Шефтер, Я. Наземный пассажирский транспорт в городе: состояние, проблемы, решения [Электронный ресурс] / Я. Шефтер // Бюджет.ru: интернет-издание. – Режим доступа: http://bujet.ru/article/45973.php.
22. Проблемы парковки [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://spokoino.ru
23. В помощь активному домовладельцу и жильцу / Н. В., Васильева, Е. В., Мчедлишвили, М.С., Ковалев. - СПб.: ООО «Издательство «Золотой век», 2003.
24. Горный, М. Б., Иванова, В. Н., Ошурков, А. Т., Скрябина, Н. И. Основы муниципальной экономики. - М: Издательство «Весь мир», 2000. -236 с.
25. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 495 с.
26. Игонина, Л. Л. Муниципальные финансы: Учеб. пособие / Л.Л.Игонина. - М.: Экономисть, 2003. - 330 с.
27. Кирсанов, С. А., Иванов, В. П. Проблемы укрепления финансовой основы местного самоуправления Российской Федерации// Теория и практика финансов и банковского дела на современном этапе: Материалы межвуз. конф. асп. и докт. 7 дек. 2005 г. Секции 1-4 /Под ред. А.И. Михайлушкина, Н.А. Савинской. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005. -531 с.
28. Кирсанов, С. А. Предоставление жилищно-коммунальных услуг. // Издательство «Петрополис», СПб, 2002 г. - 312 с.
29. Кирсанов, С. А. Разграничение полномочий органов государ-
ственной власти и местного самоуправления в сфере ЖКХ: проблемы и решения.// Сборник научных трудов «Экономический механизм регулирования инвестиционной деятельности в сфере городского хозяйства и недвижимости». - СПб.: СПбГИЭУ, 2004.
30. Кирсанов, С. А. Формирование новых экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе Санкт-Петербурга.// Кодекс-info. - СПб. 2004. № 9-10
31. Клисторин, В. И. Методология анализа налогово-бюджетной и региональной политики на субфедеральном уровне / Под ред. д.э.н. С.А. Суспицына. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2004. - 240 с.
32. Крутякова, Ю. А. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. пособие. - М.: Издательство РИОР, 2005. - 97 с.
33. Маркварт, Э., Савранская, О., Стародубровская, И. Рекомендации по формированию экономических и финансовых основ местного самоуправления. - М., 2004.
34. Местное самоуправление: технологии социально-экономического роста./Под ред. А.Г. Воронина и В.Н. Ивановой. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. -465 с.
35. Мирзалиев. М. Н., Кирсанов, С. А. Финансовые последствия для межбюджетных отношений новой терминологии Бюджетного Кодекса // Информационные технологии и системы. Сб. науч. трудов / Под ред. з.д.н. РФЮ д.т.н., проф. Гаспарова, Д. В., 2005г.
36. Мысляева, И. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 268 с.
37. Любарская М.А. Организация обращения с твердыми бытовыми отходами: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2004.
38. Организация местного самоуправления в муниципальных образованиях: Методическое пособие - справочник должностного лица местного самоуправления / Под общ. ред. Мельниковой, Р. И. - Воронеж: изд-во им.Болховитова, 2005. - 441с.
39. Ошурков, А. Т. Муниципальная составляющая проекта Закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2000 год» (экспресс-анализ проекта Закона с комментариями. - В кн.: Бюджет Санкт-Петербурга - 2000 глазами экспертов: экономистов, юристов, социологов, менеджеров./ Под ред. Т.И. Виноградовой. - СПб, 2000, с.55-70.
40. Ошурков, А. Т. Региональный и муниципальный аспекты современной региональной политики. - В кн.: Муниципалы и общественники. Взаимодействие органов местного самоуправления и негосударственных организаций в Санкт - Петербурге /Сост.: А.А. Клецина, А.В. Орлова. - СПб: ЦРНО, 2000, стр.23-28.
41. Савас, Э. С. Приватизация: ключ к рынку. - М.: Дело, 1992. - 411 с.
42. Сборник докладов симпозиума «Мир измерений и учета». - СПб, 2005.
43. Сергеева, В. Г. Формирование комплексной системы управления сферой санитарной очистки города. - СПб.: СПбГИЭУ, 2004.
44. Сиваев, С. П. Проблемы развития жилищно-коммунального комплекса// Жилищное право, 2000, № 2
45. Сутырин, Н. М. Городской транспорт: Учеб. Пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2004.
46. Управление муниципальным хозяйством и местными финансами / Кухтин, П. В., Мирзалиев, М. М., Ряховская, А. Н., Широков, А. Н., Юркова, С. Н.; под ред. А.Н. Широкова.- М.: ФГНУ РНЦГМУ, 2004.
47. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический маркетинг: Учебник для студентов вузов, обучающихся по техн. и экон. специальностям, специальностям "Маркетинг" и "Менеджмент" / М.: Бизнес-шк. "Интел-Синтез", 2000. - 637.
48. Чекалин, B. C. Экономика городского хозяйства: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГИЭУ, 2003.
49. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях": [федер. закон: принят ГД ФС РФ 14 марта 1995 г.: по состоянию на 18 июля 2011 г.]. – Информационно-правовая система «Гарант», 2011
50. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе": [федер. закон: принят ГД ФС РФ 23 ноября 1995 г.: по состоянию на 19 июля 2011 г.]. – Информационно-правовая система «Гарант», 2011.
51. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации": [федер. закон: принят ГД ФС РФ 30 ноября 1995 г.: по состоянию на 18 июля 2011 г.]. – Информационно-правовая система «Гарант», 2011
52. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха": [федер. закон: принят ГД ФС РФ 4 мая 1999 г.: по состоянию на 19 июля 2011 г.]. – Информационно-правовая система «Гарант», 2011
53. Федеральный закон от 31 июля 1999 года №145-ФЗ. Бюджетный кодекс Российской Федерации;
54. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды": [федер. закон: принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г.: по состоянию на 19 июля 2011 г.]. – Москва: изд-во «КноРус», 2011. – 62 с.
55. Решение Алтайского края от 03.06.2011 N 538"Об утверждении Стратегии развития городского пассажирского транспорта в городе Барнауле на 2011-2015 годы"
56. Постановление Администрации города Барнаула от 26 сентября 2011 г. N 2830 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обновление подвижного состава городского электрического транспорта в городе Барнауле на 2012-2016 годы
57. Муниципальное управление: учебное пособие для преподавателя. 4.1 - М.: АНХ, 2005. - 424с.
58. Пробковый налог // Свободный курс. – 2011. - №15. – С.10-11