Деятельность органов местного самоуправления по управлению жилищно-коммунальным комплексом
Уровень обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ) – один из самых важных показателей качества жизни на территории муниципального образования.
Объектом муниципальной политики в сфере ЖКХ является обеспечение потребностей населения в услугах по содержанию жилищного фонда и придомовой территории, потребностей в воде, газе, тепле, электроэнергии и др. услугах согласно действующим нормативам и стандартам.
В состав жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) входят:
- жилищное хозяйство, т.е. жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их предприятий и организаций;
- системы инженерного обеспечения поселений или коммунальная энергетика;
- общегородское коммунальное хозяйство (дороги, благоустройство территории, вывоз бытовых отходов и др.).
В настоящее время уровень содержания жилищного фонда не соответствует правилам и нормам технической эксплуатации жилых зданий. Действующая система водоснабжения не справляется с удовлетворением потребности населения в воде в соответствии с нормативами и стандартами. Система теплоснабжения технологически устарела и не соответствует требованиям экологии. Причины перечисленных проблем аналогичны другим сферам муниципального хозяйства – дефицит бюджетных средств и административный механизм управления.
Деятельность органов местного самоуправления по проведению реформы жилищно-коммунального хозяйства, к сожалению, не предотвратила системный кризис жилищно-коммунального сектора. Как отметил в одном из своих выступлений Президент РФ Путин В.В., этот кризис «ярко продемонстрировал, в том числе, и внутренние противоречия самой системы местного самоуправления. Прежде всего, очевиден дисбаланс между функциями местного самоуправления и объемом его ресурсов – административных, правовых, финансовых».
Из такой объективной оценки состояния дел в жилищно-коммунальной сфере, роли органов местного самоуправления в осуществлении реформы жилищно-коммунального хозяйства вытекает вывод о необходимости укрепления финансово-экономической и нормативной правовой базы местного самоуправления, подготовки квалифицированных кадров для жилищно-коммунального сектора экономики.
Одной из первоочередных задач нормативно-правового обеспечения функционирования ЖКК является совершенствование бюджетно-налогового законодательства, в которое необходимо внесение поправок с целью обеспечения расходных полномочий органов местного самоуправления в сфере ЖКХ.
Ожидаемого эффекта реформы ЖКХ не принесут без изменения системы регулирования субъектов естественной монополии, продукция которых напрямую влияет на стоимость жилищно-коммунальных услуг. Законодательное регулирование субъектов естественной монополии, действующих на местном уровне, должно решить ряд задач:
- определение форм и методов регулирования;
- разграничение компетенции органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления;
- установление механизма взаимного делегирования полномочий.
С 1 марта 2005 г. Жилищный кодекс РФ является основным документом, регулирующим нормативно-правовое пространство в сфере ЖКХ. Модернизация отношений между субъектами жилищно-коммунального комплекса, заложенная в Жилищном кодексе, принципиально отличается от административной реформы. Ведь, кроме федеральных и региональных министерств и ведомств, поставщиков услуг, управляющих компаний, других специализированных предприятий ЖКХ внесенные изменения напрямую касаются буквально каждого гражданина страны. Поэтому как никакой другой документ, Жилищный кодекс нуждается в продуманном механизме реализации его положений.
В постановлении Государственной Думы № 1924-IV ГД от 27 мая 2005 года отмечается: «До настоящего времени реформы жилищно-коммунального хозяйства, начатые в 1997 году, не дали необходимых результатов... финансовое положение организаций коммунального комплекса не улучшается, а качество предоставляемых ими жилищно-коммунальных услуг остается низким. ...Сложившееся положение в жилищно-коммунальном хозяйстве обусловлено многими факторами, в том числе сохраняющимся характером нерыночных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг, низкой эффективностью системы регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также отсутствием государственного контроля за экономической обоснованностью регулируемых цен и тарифов. ...Деятельность Правительства Российской Федерации по созданию институциональных основ для решения проблемы жилищного строительства и осуществления реформы жилищно-коммунального хозяйства имеет бессистемный характер. ...Правительство Российской Федерации и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Министерство регионального развития Российской Федерации – не исполняют свои обязанности по подготовке и изданию нормативных правовых актов, необходимых для реализации указанных федеральных законов».
В первую очередь это касается нормативных актов по вопросам, отнесенным Жилищным кодексом к исключительной компетенции Правительства РФ. Например, установление порядка предоставления размера субсидий и определения его размера (ст. 159); порядок снижения оплаты за ЖКУ при неполной или некачественной поставке услуг (ст. 155); порядок перерасчета оплаты при временном отсутствии граждан (ст. 155); правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (гл.6); порядок финансирования капитального ремонта жилищного фонда с долевым участием государства и граждан в зависимости от степени износа дома (ст. 158) и другие.
Появление новых операторов на рынке жилищных услуг и поставки коммунальных ресурсов в отсутствии апробированных и общепризнанных схем передачи отрасли в частные руки, а также вакуум в области правовой и методической поддержки для нового слоя многочисленных управленцев жилищным фондом привели к нерегулируемой коммерциализации всей отрасли. Только после введения закона о коммерческой концессии (Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005г.) появились, наконец, единые правила игры для крупных инвесторов.
Смена формы управления, замена поставщиков услуг - нормальные явления в рыночной экономике, но в отсутствие единых стандартов по управлению жилым фондом, формальных правил и процедур оказания услуг, с учетом недостаточной квалификации новых управленцев, могут привести к неконтролируемому росту организационных, технических и финансовых проблем.
Один из немаловажных вопросов - сохранение преемственности баз данных по расчетам и платежам жильцов при смене управляющих компаний. Другой касается лавинообразного увеличения потока отчетов от управляющих компаний в органы местной власти, что неизбежно при создании ТСЖ в отдельных многоквартирных домах. Ясно, что бесперебойную унифицированную отчетность в виде, пригодном для планирования управленческих решений и анализа результатов их выполнения на уровне муниципалитета и, тем более, региона, может обеспечить только специализированный оператор, в пользовании которого находится современный мощный инструментарий.
Федеральным законом от 6 мая 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» предусмотрено, что органы местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством РФ, устанавливают нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в муниципальном жилищном фонде и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.
Закон устанавливает, что пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием решения об утверждении местного бюджета на очередной финансовый год и только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, которые проводятся в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Кроме того, ст. 151 закона содержит важную норму, согласно которой органы местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ осуществляют постепенную замену финансовой помощи, передаваемой организациям жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения возмещения расходов на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, субсидиями, предоставляемыми гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, при обеспечении указанных в законе мер социальной защиты граждан.
Значительно расширен перечень полномочий органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере законодательством ряда субъектов РФ.
За последние годы существенно изменилась структура собственности жилищного фонда Российской Федерации. Необходимо упорядочение правового регулирования отношений собственности в жилищно-коммунальном хозяйстве на уровне муниципалитета, инвестора и населения.
Органы местного самоуправления, являясь собственниками имущества в жилищно-коммунальном хозяйстве, обязаны организовать квалифицированное управление этим имуществом. Для этого они должны нанимать управляющие компании, самостоятельные в принятии управленческих решений, при контроле со стороны собственника; стимулировать создание объединений собственников жилья. При формировании договорных отношений с ресурсоснабжающими предприятиями ЖКК целесообразно, чтобы со стороны заказчика услуг выступали совместно управляющая компания и администрация муниципального образования. В этом случае управляющая компания будет нести ответственность в пределах платежей населения, а администрация МО – в пределах сумм бюджетного дотирования предоставляемых услуг. Одним из важных стимулов создания объединений жильцов было бы введение механизма адресной помощи объединениям собственников.
Необходимо обеспечить открытость процесса тарифного регулирования для заинтересованных сторон, предусмотрев возможность публичных слушаний на заседаниях регулирующего органа, а также порядок привлечения представителей потребителей к процессу регулирования. Процедуры тарифного регулирования должны работать на развитие механизмов партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, бизнеса и населения.
Другой, не менее важной проблемой, требующей решения, является вопрос о налогообложении инвестиций, идущих на модернизацию основных фондов и капитальное перевооружение коммунальной инфраструктуры. Так, при том уровне износа основных фондов, который существует сегодня в ЖКХ, доля амортизации в структуре затрат составляет 1-5%. Очевидно, что замена оборудования значительно увеличивает долю амортизации, что приведет к резкому увеличению издержек, росту НДС и, соответственно, – к росту тарифов для населения. Необходимо предусмотреть нормы, снижающие налоговую нагрузку для предприятий, осуществляющих крупные капитальные проекты в жилищно-коммунальной сфере.
Перспективным направлением развития становится постепенное сокращение доли расходов на капиталовложения в коммунальную инфраструктуру из текущего бюджета при одновременном росте доли средств инвесторов и собственных средств коммунальных предприятий. Одним из путей осуществления данных капиталовложений будет являться передача российским и иностранным инвесторам на основании заключаемых договоров концессии объектов инженерной инфраструктуры.
Вхождение коммерческих структур в сферу эксплуатации коммунальных систем стимулирует создание конкурентных условий в сфере предоставления услуг ЖКХ. Однако опыт функционирования частного бизнеса показывает, что средства вкладываются не в модернизацию, а в краткосрочные инвестиционные проекты, связанные с текущим ремонтом. Во многом это объясняется тем, что частные компании работают, в основном, на правах аренды, что не способствует долгосрочным капитальным вложениям.
Роль органов местного самоуправления в реализации положений нового Жилищного кодекса с правовой точки зрения конкретно описана в соответствующих статьях указанного же Кодекса, а, в основном, в ст.ст. 14, 161, 165.
Основные задачи органов МСУ по реформированию ЖКХ:
- совершенствование местной нормативной базы;
- установление экономически обоснованных тарифов;
- разработка и реализация программ ресурсосбережения;
- создание товариществ собственников жилья;
- реформирование муниципальных предприятий;
- создание конкурентной среды в управлении и эксплуатации жилищного фонда;
- организация службы жилищных субсидий;
- установка нормативов качества ЖКУ, контроль за их соблюдением;
- ограничение монополизма в системе ЖКХ;
- обеспечение права выбора потребителями объема и качества ЖКУ;
- привлечение населения к активному участию в сфере жилищно-коммунального обслуживания.
В целях усиления взаимодействия органов местного самоуправления с населением и другими участниками жилищно-коммунальных отношений в регионах действуют Положения о территориальном общественном самоуправлении, о старших по дому, кварталу, улице. Основная цель деятельности территориального общественного самоуправления в этой сфере состоит в оказании помощи органам МСУ в осуществлении задач по развитию социальной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, поддержании общественного порядка.
Вместе с вступлением в действие нового Жилищного Кодекса перед жителями встала задача – сделать свой выбор, как управлять домом, в котором они живут. Для принятия такого серьезного решения, как выбор способа управления жилым домом, необходимо хорошо ориентироваться в правовом поле, иметь исчерпывающую информацию о состоянии дома, правилах его эксплуатации и др.
Законодатель в ст. 161 ЖК РФ приводит три способа управления многоквартирными домами:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление управляющей организацией на основании договора;
3) управление товариществом собственников жилья.
Любой из перечисленных способов управления выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения.
Актуальная задача – организовать взаимодействие муниципальных советов, жилищных структур и общественности по разъяснению ситуации, преодолению пассивности жителей, обеспечению системного решения проблемы предоставления качественных услуг населению.
Вопросы:
1. Что является объектом муниципальной политики в сфере ЖКХ?
2. Что входит в состав жилищно-коммунального комплекса?
3. В чем, по словам В.В. Путина, наблюдается дисбаланс в системе местного самоуправления?
4. Какая задача является одной из первоочередных задач нормативно-правового обеспечения функционирования ЖКК?
5. Без чего не принесут ожидаемого эффекта реформы ЖКХ?
6. Какие задачи должно решить законодательное регулирование субъектов естественной монополии, действующих на местном уровне?
7. Какой правовой актрегулирует нормативно-правовое пространство в сфере ЖКХ?
8. Чем принципиально отличается модернизация, заложенная в Жилищном кодексе, от административной реформы?
9. Какие причины привели к нерегулируемой коммерциализации всей отрасли ЖКХ?
10. Какие причины привели к неконтролируемому росту организационных, технических и финансовых проблем в управлении жилым фондом?
11. С какой регулярность и в каком порядке может происходить пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях?
12. Какую важную норму содержит ст. 151 ФЗ от 6 мая 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики»?
13. Что обязаны организовать органы местного самоуправления при управлении собственным имуществом?
14. Какие современные методы управления муниципальным имуществом (ЖКХ) внедряются в РФ?
15. Какие существуют особенности при формировании договорных отношений с ресурсоснабжающими предприятиями ЖКК?
16. Какие особенности процесса тарифного регулирования вы можете назвать?
17. В чем состоит вопрос о налогообложении инвестиций, идущих на модернизацию основных фондов и капитальное перевооружение коммунальной инфраструктуры?
18. Один из путей осуществления капиталовложений в коммунальную инфраструктуру это…
19. Какие основные задачи стоят перед органами МСУ по реформированию ЖКХ?
20. Для чего задействованы Положения о территориальном общественном самоуправлении, о старших по дому, кварталу, улице?
21. Какие способы управления многоквартирными домами приводятся в ст. 161 ЖК РФ?
22. Какие основные преимущества ТСЖ вы можете назвать?
23. Какая актуальная задача стоит перед МСУ в отношении ТСЖ?