Оценка состояния бизнеса на основе анализа коэффициентов
Система финансового анализа и коэффициенты, заложенные в ее основу, предназначены, прежде всего, для выявления изменений в финансовом состоянии, определения тенденций, позволяющих составить представление о том, какие риски и возможности для компании существуют, как минимизировать первые и «нарастить» последние. Оценка бизнеса с помощью коэффициентов показывает то состояние дел, которое было характерно для прошедшего периода.
Идея использования комбинации коэффициентов для целей финансового анализа, безусловно, не нова, она базируется на классической финансовой школе и перекликается с уже известными подходами к принятию решений, такими как метод Т. Саати.
При построении системы финансового анализа, прежде всего, нужно определить его цели и круг пользователей аналитической информации, выбрать и рассчитать наиболее важные коэффициенты, проанализировать полученные результаты, интерпретируя каждый из показателей в отдельности и в комбинации с другими.
Периодом анализа могут быть месяц (хотя в этом случае и нельзя получить полную картину состояния бизнеса), квартал, год – словом, любой срок в зависимости от целей компании, целей анализа, потребностей пользователей.
Цели анализа и круг пользователей
Цель финансового анализа должна совпадать со стратегическими целями компании. Например, если компания планирует размещение акций на бирже, то цель анализа – найти решения для увеличения стоимости бизнеса. Если стратегией предусмотрено увеличение доли рынка, занятие определенной ниши, вытеснение конкурентов, то анализ проводится с тем, чтобы найти пути повышения эффективности деятельности компании.
Поскольку интересы менеджмента, собственников, кредиторов или потенциальных инвесторов лежат в разных плоскостях, то в зависимости от того, для кого готовится информация, в систему анализа рекомендуется включать разные показатели. Но в любом случае это должны быть показатели, характеризующие прибыльность и доходность деятельности компании с одной стороны, и показатели эффективности использования ресурсов – с другой.
Необходимо принимать в расчет, на основе каких стандартов (РСБУ, МСФО, US GAAP) формируется финансовая отчетность в компании (прежде всего баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств), какова ее учетная политика.
Универсальных рецептов для построения системы финансового анализа нет, поэтому целесообразно говорить об условной компании – торговой фирме средней величины. Цель анализа – найти оптимальные решения для повышения эффективности деятельности.
Финансовый анализ строится с точки зрения интересов менеджмента и руководителя компании на основе финансовой отчетности. Учетная политика рассматриваемой компании предусматривает, что выручка от реализации признается по отгрузке, расходы классифицируются и списываются на уменьшение финансового результата по методу начисления, НДС включается в состав выручки от реализации и затрат, товарно-материальные запасы (ТМЗ) оцениваются по цене приобретения.
Коэффициентный метод анализа финансового состояния: сложности и ограничения практического его применения
Анализ финансовых коэффициентов (коэффициентный метод) является одной из главных составляющих финансового анализа, как начального этапа обработки информации об объекте оценки. Удобство его применения обусловлено, главным образом, наличием необходимой исходной информации и информативностью получаемых в результате значений коэффициентов.
Как показал обзор экономической литературы по оценке финансового положения, и в зарубежной, и отечественной практике нет более или менее четко регламентированного набора финансовых коэффициентов. Каждый из авторов определяет состав используемых им показателей чисто экспертно (интуитивно) без серьезных обоснований. Так, Н.А. Русак для анализа финансовой устойчивости рекомендует использовать 9 коэффициентов, М.Н. Крейнина – 7, М.А. Маркарьян – 15, В.В. Ковалев – 8 и т.д. Всего же во всех рассмотренных источниках упоминается около сотни показателей (примерно на такое же их количество ориентированы и новые программные продукты по финансовому анализу) при отсутствии обоснований выбора коэффициентов
Общепринятая классификация финансовых коэффициентов отсутствует. Наиболее часто они классифицируются по отражаемым аспектам финансового состояния на показатели ликвидности (платежеспособности), финансовой устойчивости, рентабельности, деловой активности), а также по группам пользователей, для которых они предназначаются (показатели для собственников, менеджеров и кредиторов).
Наличие столь большого количества недостаточно четко упорядоченных показателей значительно затрудняет аналитическую деятельность. Финансовые коэффициенты, должны представлять не набор, а систему, то есть не противоречить друг другу, не повторять друг друга, не оставлять «белых пятен» в финансовой оценке работы предприятия. Очевидно, что часть показателей могут рассматриваться как избыточные, это обусловлено следующим.
Во-первых, значительная часть коэффициентов находится в функциональной зависимости между собой (например, коэффициент маневренности собственных средств и индекс постоянного актива, коэффициенты автономии и соотношения заемных и собственных средств и т.д.); исключение соответствующих коэффициентов вообще не приведет к снижению информативности анализа;
Во-вторых, сравнительный анализ российских предприятий часто затруднен, поскольку для многих коэффициентов достаточно сложно подобрать адекватную базу сравнения (т.е. определить значения, являющиеся нормальными для предприятия). Так, сравнение можно осуществлять:
- с общепринятыми нормативными значениями. При этом обоснованность аналитически рассчитанных нормативов вызывает сильные сомнения. Некоторые исследователи склоняются к невозможности на данном этапе чисто теоретически рассчитать оптимальные соотношения показателей отчетности.
- со среднеотраслевыми данными.
Однако Росстат даже для промышленности публикует данные только примерно по 5-6 показателям. Использование показателей западных компаний применительно к российским предприятиям затруднительно: как показывает практика, для многих успешных предприятий фактические значения показателей ликвидности и финансовой устойчивости в этом случае оказываются меньше рекомендуемых.
В-третьих, для применимости стандартных западных методов к оценкам финансово-хозяйственных показателей деятельности российских предприятий необходимо вводить поправки на специфические «российские» условия, а именно: на особенности налогообложения, на отличия действующей в России системы бухгалтерского учета по сравнению с международными стандартами, на неполноту и неопределенность значительной части финансовой информации о деятельности предприятий и т.п.
Определение избыточных коэффициентов может осуществляться с использованием нескольких подходов.
Первый – это разработка одного или нескольких комплексных показателей путем сведения связанных между собой финансовых коэффициентов. В качестве примера при этом часто приводят формулу Дюпона. Однако экономической сущностью данных моделей является как раз обратное действие: факторный анализ результирующего показателя, то есть возврат к множеству финансовых показателей.
Второй подход – это выбор из всех существующих финансовых коэффициентов незначительного количества тех, которые наиболее полно и всесторонне характеризуют финансовое состояние предприятия. Осуществление второго подхода может идти двумя путями:
- экспертным, который применяет практически каждый автор, специализирующийся в области финансового анализа, когда отдает предпочтение тем или иным финансовым коэффициентам;
- статистическим, который может основываться на анализе корреляционных взаимосвязей между коэффициентами и, таким образом, в значительной степени позволяет избежать субъективности при их отборе.
Считается, что не существует единой системы коэффициентов, пригодной для любых целей. В частности, отсутствует ее обоснование для целей оценки предприятия (бизнеса). Данная система применительно к оценке должна позволять решать следующие задачи:
- выявлять сильные и слабые стороны бизнеса, диспропорции в структуре капитала;
- служить одним из источников информации об уровне риска, присущем бизнесу (и, соответственно, о требуемой норме доходности для инвестиций в данный бизнес);
- способствовать выявлению ключевых факторов, влияющих на стоимость данного бизнеса;
- обеспечивать базу для сравнения с компаниями-аналогами.
По – нашему мнению, к выбору коэффициентов для анализа в целях оценки, исходя из сформулированных выше задач, следует подходить следующим образом:
- коэффициенты должны иметь ясный экономический смысл и быть слабо коррелированы между собой;
- количество коэффициентов должно быть минимальным, однако, не в ущерб качеству анализа;
- система коэффициентов должна быть такой, чтобы анализ не был самоцелью, анализом ради анализа, а позволял увеличить точность оценки.
Оглавление
Построение системы показателей для решения задач анализа и диагностики хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм) 4
Оценка и диагностика объема выполняемых работ (объема реализации) 7
Диагностика (анализ и оценка) наличных ресурсов предприятия в части основных средств. 8
Анализ и диагностика обеспеченности предприятия основными средствами производства. 8
Примерный состав и структура основных средств (железной дороги) 10
Оценка технического состояния основных средств и пригодность их для дальнейшей эксплуатации. 11
Анализ эффективности использования основных производственных средств и их структуры.. 16
Алгоритм оценки эффективности использования основных средств. 20
Анализ оборотных средств (наличных материальных ресурсов) 22
Анализ эффективности использования материальных ресурсов по показателю общей материалоотдачи. 25
Анализ и диагностика финансового результата производственно-хозяйственной деятельности организации. 26
Анализ финансовых результатов работы организации. 30
Оценка, анализ и диагностика финансовых результатов деятельности предприятий (пофакторный анализ) 44
Показатели прибыльности и рентабельности. 48
Анализ и оценка финансового состояния организации. 55
Анализ платежеспособности и ликвидности. 61
Оценка платежеспособности, ликвидности и банкротства. 61
Современные методы управления текущей ликвидностью предприятия. 63
Рассмотрим анализ влияния структуры и состояния оборотных активов на коэффициент текущей ликвидности. 68
Оценка состояния бизнеса на основе анализа коэффициентов. 73
Оценка состояния бизнеса на основе анализа коэффициентов. 75
Коэффициентный метод анализа финансового состояния: сложности и ограничения практического его применения 76
Данилин Валерий Федорович