Группировка. индексный метод

Группировка — это прием экономического анализа, позволяющий

- разъяснить смысл средних величин,

- показать роль отдельных единице этих средних,

- выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями.

Виды группировок:

1. В зависимости от задач исследования:

1) типологические (выделение социально-экономических типов, классов в качественно однородные совокупности);

2) структурные (разделение совокупности на группы с целью изучения внутреннего строения показателей, соотношение в них отдельных частей (состав рабочих по профессиям, стажу. полу));

3) аналитические (определение наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями).

2. По сложности построения:

1) простые (изучение взаимосвязи между явлениями);

2) комбинированные (деление изучаемой совокупности сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы — по другому признаку, по третьему и т.д. с целью изучение разнообразных и сложных взаимосвязей).

Аналитическая группировка может быть:

1) качественной, если признак не имеет количественного выражения;

2) количественной, если признак возможно измерить количественно.

Признаки группировки:

1) факторные (причины);

2) результативные.

Классификация — отдельная группировка; это систематизация распределения явлений и объектов по определенным классам.

Алгоритм построения группировки.

1. Определение цели анализа.

2. Сбор необходимых данных по всей совокупности объектов.

3. Ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку.

4. Выбор интервала распределения совокупности и деление на группы.

5. Определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам.

6. Анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.

Индексный метод — основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношения фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Принципы организации анализа хозяйственной деятельности:

1) научный характер. Анализ основывается на положениях диалектической теории познания, учитывает требования экономических законов развития производства, использует достижения НТП и новейшие методы экономических исследований;

2) плановая основа. Анализ проводится систематически, аналитическая работа на предприятии планируется заранее;

3) действенность. Анализ активно воздействует на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки в работе и информируя об этом руководство хозяйствующего субъекта;

4) эффективность аналитического процесса. Затраты, связанные с проведением анализа, должны давать многократный эффект.

Основные правила организации анализа:

1) четкое распределение обязанностей по проведению анализа между его исполнителями: полнота анализа, исключение дублирования одной работы различными службами, эффективность использования рабочего времени специалистов;

2) обеспечение экономичности и эффективности аналитической работы: осуществление наиболее полного и комплексного исследования при наименьших затратах на его проведение, использование рациональных методов сбора и хранения информации;

3) регламентация и унификация аналитических процессов.

Регламентация — это разработка для каждого исполнителя аналитической работы обязательного минимума таблиц и выходных форм анализа. Унификация (стандартизация)— это применение типовых методов и инструкций, таблиц и выходных форм, программ, единых критериев оценки исследуемых показателей.

Цели унификации: обеспечение сопоставимости, сводимости результатов анализа на всех уровнях управления; повышение объективности оценки хозяйственной деятельности; уменьшение затрат времени на аналитические процедуры; повышение эффективности АХД.

Организационные этапы экономического анализа:

1) определение объектов и исполнителей анализа, распределение обязанностей между отдельными подразделениями и службами;

2) планирование аналитического процесса;

З) информационное и методическое обеспечение субъектов анализа;

4) оформление результатов экономического анализа;

5) контроль осуществления мероприятий, предложенных по результатам анализа.

Планирование аналитической работывключает раз работку комплексного плана анализа деятельности предприятия, тематических планов проведения АХД.

Комплексный план аналитической работы -это документ, разрабатываемый специалистом, лицом, ответственным за проведение анализа, составленный за год.

Комплексный план содержит цели анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, перечень объектов анализа, подлежащих исследованию, разработанную систему показателей, изучение которых обеспечивает достижение намеченных целей АХД, определение периодичности проведения экономического анализа по каждому объекту, подлежащему исследованию (раз в год, поквартально, ежемесячно, подекадно, еженедельно, ежедневно), сроки проведения аналитических процедур, состав исполнителей (субъектов) аналитической работы по каждому во просу и распределение обязанностей между ними, определение источников информации (исходных данных) и методического обеспечения анализа производственной и финансовой деятельности экономического субъекта по каждому исследуемому вопросу, перечень внешних и внутренних пользователей результатов проведенного анализа.

Тематические планы аналитической работы — это планы проведения экономического анализа, сосредоточивающие внимание на конкретных вопросах, которые требуют более глубокого и детализированного изучения.

Тематический план содержит объекты анализа, субъектов (исполнителей) аналитических процедур, этапы и сроки проведения аналитической работы.

Наши рекомендации