Особенности складывания русской промышленной монополии
Одной из главных проблем переходного периода российской экономики, не
разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков
в условиях спада производства и кризиса неплатежей, охвативших все отрасли
промышленности и регионы Российской Федерации, в том числе, сферу
естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе
образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для
оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития
реального сектора экономики Поэтому задача обеспечения их финансовой
устойчивости приобретает особую важность.
Предприятия сферы естественных монополий, подобно подавляющему большинству
промышленных предприятий, подверглись воздействию неблагоприятных факторов
переходного периода. По прошествии семи лет существования в условиях
экономической реформы снизился производственный потенциал, произошло
ухудшение финансового положения многих предприятий естественных монополий.
Между тем, от адекватности финансового поведения предприятий сферы
естественных монополий в переходной экономике в конечном итоге зависит не
только их выживание в неблагоприятных условиях, но также и перспектива общей
стабилизации и поступательного роста предпринимательской активности в
российской экономике.
Специфика статуса естественных монополий в российской переходной экономике
состоит в том, что для российских естественных монополий никто и никогда не
считал ни предельных доходов, ни предельных издержек Структурный и
технологический монополизм был в принципе присущ социалистической директивной
экономике Российские естественные монополии не вырастали в рыночной среде
естественным путем последовательных укрупнений и перешли в рынок в своем
первозданном виде. Поэтому для России они в наибольшей степени были и
остаются своеобразным понятием на стыке производственной технологии с
макроэкономикой, в связи, с чем у многих политиков и экономистов велико
искушение решать все проблемы привычными административными методами (Этим, в
частности можно объяснить обилие проектов структурной реорганизации
естественных монополий) Многие аспекты классических представлений о
естественных монополиях в связи с российской спецификой переходной экономики
остаются чистой теорией
Необходимо признать, что серьезного всестороннего анализа положения
естественных монополий, в том числе обобщения особенностей их финансового
поведения, в российской переходной экономике не проводилось. По этим причинам
тема диссертационной работы, посвященной исследованию направлений
формирования стратегий финансового поведения предприятий сферы естественных
монополий в российской экономике переходного периода, является актуальной
2) Для начала дадим определение понятия “монополия”. Монополия – это
абсолютное преобладание единоличного производителя или продавца продукции.
Это хозяйствующий субъект, олицетворяющий собой отрасль, определяющий
рыночную цену товара и объемы его поставки для продажи.
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на
товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов,
но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия
твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех
экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических
преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы
регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В
нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-
административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-
монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и
недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
Поэтому огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной
базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции,
необходимости экономических реформ в данной сфере.
Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике.
Возникновение и сущность монополий.
В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю
развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для
функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка. На пути
конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических
образований в экономике.
История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в
разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития
рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в
последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873
г. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из
причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных
потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней
экономической литературе получили название “детей кризиса”.
Что представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание
на промышленное производство, то это отдельные крупные предприятия,
объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят
значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают
доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс
ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные)
прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии)
является занятие монопольного положения. Последнее определяется как
доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность
самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать
конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или
предприятия. Оно позволяет им избежать целый ряд проблем и рисков, связанных
с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в
своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с
позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.
Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои
личные интересы