Оценка рыночной стоимости компании: цели, задачи, методические подходы.

Доходный метод оценки стоимости компании

Рыночный (сравнительный) и затратный методы оценки стоимости компании

(все ответы тут)

Цели оценки экономической стоимости компании

Оценка рыночной стоимости компании: цели, задачи, методические подходы. - student2.ru

В ходе оценки действующих и приносящих доход компаний могут определяться следующие виды стоимости:

1. Инвестиционная стоимость бизнеса— определяется исходя из доходности бизнеса для конкретного инвестора при заданных инвестиционных целях

2. Стоимость действующего бизнеса при существующем использовании— рассчитывается на основании данных одоходности, демонстрируемой предприятием к моменту продажи

3. Рыночная стоимость— наиболее вероятная цена, по которой компания может быть продана на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величину цены сделки не влияют какие-либо чрезвычайные обстоятельств.

Основные методы оценки стоимости компании:

- рыночный (сравнительны)

- затратный (метод чистых активов или ликвидационной стоимости)

- доходный (метод дисконтированных денежных потоков)

- капитализации прибыли.

Рыночный подход

Рыночный подход- общий способ определения стоимости компании, в рамках которого используется один или более методов, основанных на сравнении данной компании с аналогичными компаниями.

Метод компании - аналога:основан на использовании цен, сформированных открытым рынком. Базой для сравнения служит цена на единичную акцию котирующейся компании Метод сделок:ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета акций.

Метод отраслевых коэффициентов:основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Рассчитываемые коэффициенты базируются на основе статистических наблюдений за отраслью и компанией.

Предприятия-аналоги должны относиться к той же отрасли, что и оцениваемая компания, а также быть сходны по следующим основным финансовым и производственным характеристикам:

· размер компании (выручка, численность, стоимость активов и т. д.);

· ассортимент;

· товарная и территориальная диверсификация;

· технологическая и техническая оснащенность;

· риски, связанные с работой;

· сопоставимость предполагаемой сделки (форма сделки, условияфинансирования, условия оплаты и т. д.).

Если между компаниями-аналогами и оцениваемой компанией по каким-либо из перечисленных критериев существуют расхождения, необходимо использовать соответствующие мультипликаторы (коэффициенты, характеризующие соотношения результирующего показателя к одной из его составляющих).

Используются следующие виды мультипликаторов:

· стоимость компании / прибыль (P/E);

· стоимость компании / денежный поток;

· стоимость компании / рыночная стоимость материальных активов.

При расчете стоимости компании рекомендуется пользоваться несколькими мультипликаторами, заранее рассчитав для каждого степень достоверности (весомость).

При использовании нескольких мультипликаторов формула расчета стоимости компании будет выглядеть следующим образом:

Стоимость компании = Σ (Кi *Mi * Bi),

где n - количество показателей деятельности, используемых при оценке стоимости компании;

Ki - показатель деятельности оцениваемого предприятия;

Mi - мультипликатор по i-му показателю;

Bi - вес i-го мультипликатора.

Затратный подход

Затратный подход основан на определение рыночной стоимости всех видов имуществ предприятия за вычетом долговых обязательств.

Метод чистых активов применяется в следующих случаях:

  • Оцениваемое предприятие обладает значительными материальными активами.
  • У оцениваемого предприятия отсутствуют ретроспективные данные о прибыли или нет возможности прогнозировать будущую прибыль.
  • Оценивается новое предприятие или незавершенное строительство.
  • Оцениваемое предприятие сильно зависит от контрактов или не имеет постоянной клиентуры.
  • Оценивается холдинговая или инвестиционная компания, которая не получает прибыли за счет собственного производства.

Информационной базой метода чистых активов является бухгалтерский баланс предприятия. Оценщик проводит анализ и корректировку всех статей ежеквартального баланса на последнюю отчетную дату для определения рыночной стоимости имеющихся активов.

Стоимость предприятия = Рыночная стоимость активов - долговые обязательства.

При оценке акционерных обществ необходимо учитывать "порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ", утвержден приказом министерства финансов РФ и федеральной комиссией по рынку ценных бумаг от 29 января 2003 г. №10Н, 03-6/ПЗ.

Процедура оценки рыночной стоимости предприятия методом чистых активов:

  1. Оценивается рыночная стоимость недвижимого имущества предприятия.
  2. Определяется стоимость движимого имущества предприятий.
  3. Выявляются и оцениваются нематериальные активы.
  4. Определяется рыночная стоимость краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений.
  5. Определяется рыночная стоимость материально-производственных запасов.
  6. Оценивается дебиторская задолжность.

Доходный подход

Подход базируется на финансовом анализе бизнеса предприятия и прогнозировании тех доходов, которые оно способно в будущем принести своему владельцу. Применение данного подхода наиболее обосновано для оценки предприятий, имеющих определенную историю хозяйственной деятельности и находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития. В меньшей степени метод применим для компаний, терпящих систематические убытки.

Основные понятия в данном подходе:

Денежный потокпредставляет собой зависимость от времени динамики денежных поступлений и затрат. Это последовательность годовых значений разностей между притоками и оттоками денежных средств за расчетный период

Чистый дисконтированный доходрассчитывается как алгебраическая сумма годовых дисконтированных значений денежного потока. Он характеризует превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами с учетом их неравноценности из-за разновременности.

Норма дисконта- это ставка дохода, используемая для пересчета денежных сумм, подлежащих уплате или получению в будущем, к текущей стоимости.

Это величина, которая удовлетворяет требованиям руководства или акционеров предприятия.

Необходимая норма дисконта представляет собой минимальную величину, которую можно рассчитывать как среднюю величину издержек собственного и заемного капитала, взвешенную по структуре капитала.

Издержки заемного капитала определяются на момент оценки процентом по кредитам (например, по банковским кредитам или ссудам). При определении издержек собственного капитала исходят из сравнимых (на взгляд акционеров) возможностей его альтернативных вложений, существующих на рынке, прежде всего с учетом ожидаемого риска.

Кроме того, норма дисконта ориентируется на рентабельность возможных альтернативных инвестиций на самом предприятии. Таким образом, величина нормы дисконта определяется структурой и оценкой капитала компании.

В рамках доходного метода традиционно выделяют метод дисконтированных денежных потоков(discounted cash flow method, DCF) и метод капитализации прибыликомпании (capitalized returns method).

Метод дисконтированных денежных потоков

Оценка рыночной стоимости компании: цели, задачи, методические подходы. - student2.ru

Денежный поток в постпрогнозный период(определяется для каждого прогнозного года) =Чистая прибыль +амортизационные отчисление + прирост норматива собственного оборотного капитала – прирост капитальных вложений- возврат долгосрочной задолженности и процентов.

Обоснованная рыночная стоимость предприятия = текущая стоимость денежных потоков в прогнозный период + текущая стоимость остаточного периода + дефицит (избыток) собственных оборотных средств по сравнению с нормативами – ликвидационная стоимость нефункицонльных активов (не принимающих участие в формировании денежного потока)

Метод капитализации прибыли

Метод капитализации прибыли - упрощенный метод в рамках доходного подхода.

Используется, когда предприятие в течение длительного срока получает примерно одинаковые величины прибыли (или темпы ее роста постоянны).

Оценка стоимости компании производится по формуле:

V= I / R,

где

V – стоимость компании

I – величина прибыли

R – ставка капитализации

Расчет ставки капитализации производится исходя из ставки дисконта, уменьшенной на ожидаемые среднегодовые темпы роста прибыли.

Оценка рыночной стоимости компании: цели, задачи, методические подходы. - student2.ru

[1] Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 416 с.

Наши рекомендации