Тема 1. Решения в системе менеджмента. Технология принятия управленческих решений.
Тема 3. Методы разработки и принятия управленческих решений
План
1. Классификация методов принятия решений
2. Методы декомпозиции проблем
1. «Метод - способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического и теоретического познания действительности». Методы конкретизируются в методике, где описываются конкретные приемы, средства, например, для получения и обработки информации по решаемой проблеме. Методология как «учение о методах познания и преобразования действительности» выделяет четыре основных метода: сравнение, анализ, синтез и абстрагирование.
Сравнение - установление различия и сходства исследуемых проблем, факторов, ограничений, альтернатив и др.
Анализ - мысленное разложение общего на части (объекта на составляющие элементы).
Синтез - мысленное объединение в единое целое выделенных, анализируемых элементов.
Абстрагирование - выделение существенных элементов в анализируемом объекте.
Методология управленческих решений использует все вышеперечисленные методы и формирует специфические приемы принятия управленческих решений.
Методы принятия управленческих решений являются регламентируемыми действиями и способами по решению управленческих задач выбора альтернатив. Системный подход применительно к данному процессу позволяет сформулировать состав подпроцессов (этапов) поиска решения и путем установления отношений следования между этапами выстроить так называемую системную последовательность принятия решений. В самом общем виде данная последовательность включает этапы анализа (диагностики), целевыявления и проектирования (поиска средств достижения целей), реализации и оценки результатов и применима для принятия решений в самых разных и сложных системах управления.
Классификация методов обоснования управленческих решений формирования экономической политики, выстроенная на основе системной последовательности принятия решений, представлена на рис. 7.
Следует различать методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования и методы, основанные на психологических приемах работы в группах.
Метод проб и ошибок - метод, ориентированный на действие
С точки зрения организации - это самый простой метод, так как он не требует специальной организации. Метод предполагает перечисление всех возможных вариантов решения проблемы без попытки упорядочить или строго организовать этот процесс.
Этот метод связан с неисследованностью, высоким уровнем новизны проблемы или с недостаточным уровнем профессионализма принимающего решение (небольшой опыт работы, отсутствие знания экспертных методов разработки и принятия управленческих решений).
Метод контрольных вопросов
Позволяет упорядочить процесс отбора вариантов и состоит в том, что варианты перечисляются в последовательности, задаваемой рядом специально подобранных наводящих вопросов. Эти вопросы составляются с учетом особенностей мышления.
На этапе разработки управленческих решений и на этапе выбора варианта управленческого решения используются ключевые слова, построенные в логической последовательности. Например:
• какова проблема (в чем заключается проблема)?
• кто участвует в ее решении?
• кто ее создает?
• где она возникла?
• какие возможны варианты решения?
Метод построен на логической структурной основе, но уровень аргументации часто бывает не очень высок.
Морфологический анализ рассмотрен выше
Метод «мозгового штурма»
Бывают ситуации, когда один человек не может принять окончательное решение. Тогда применяют метод «мозгового штурма» (или метод номинальной группы), который полезен в тех случаях, когда необходимо выявить и сопоставить индивидуальные суждения, а затем принять решение. Этот метод был разработан в 1939 г. американским ученым А. Осборном.
Методы мозгового штурма, или мозговой атаки, основываются на следующем психологическом эффекте. Если взять группу в 5—8 человек, каждому из которых независимо предложить и индивидуально высказать идеи и предложения по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, то в сумме можно получить N идей. Если предложить этой группе коллективно высказать идеи по той же задаче, то получится N*к идей. При этом оказывается, что N*k намного больше N. Во время сеанса мозгового штурма происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву.
Метод мозгового штурма предназначен для активизации поиска различных вариантов решений и выбора из них наилучшего. Он широко применяется в управленческой практике с целью получения максимального количества оригинальных идей за короткий промежуток времени (30 мин, максимум 40 мин). Причем экспертами являются как генераторы идей — специалисты в этой сфере, так и генераторы идей — дилетанты (специалисты в другой сфере).
Метод мозгового штурма предполагает разделение по времени и по исполнителям этапов «штурма». Участников разбивают на «генераторов» и «критиков». Генераторы высказывают как можно больше идей, а критики оценивают их идеи. Все высказанные идеи записывают на бумаге или на магнитофон.
Виды мозговой атаки
Правила проведения мозговой атаки:
• краткость высказывания идеи (менее 1 мин);
• отсутствие критики высказанных предложений;
• возможность развития идеи, высказанной ранее;
• возможность записи идей на магнитофонную пленку.
Существует несколько видов мозговых атак.
Прямая мозговая атака («мозговой штурм»). Постановка задачи перед творческой группой — участниками мозговой атаки — может иметь самую различную форму и содержание. Однако в ней должны быть четко сформулированы два момента: что в итоге желательно получить или иметь и что мешает получению желаемого. Постановка задачи для «мозгового штурма» должна отличаться краткостью изложения. Она может быть представлена в виде описания проблемной ситуации. Иногда имеет смысл дать более детальное изложение постановки, когда описание проблемной ситуации дополняют предварительной формулировкой задачи в соответствии с операцией.
Оптимальное число участников в творческой группе для проведения сеанса мозговой атаки составляет 5—12 человек, хотя допустимо и меньшее, и большее число участников.
Цель проведения прямой мозговой атаки состоит в выработке управленческого решения путем обсуждения предложенных идей для
решения данной проблемы. Метод прямого мозгового штурма целесообразно использовать:
• при решении изобретательских и рационализаторских задач в
самых различных областях техники и видах деятельности, в том
числе управленческой (по форме, деятельности и глубине
проработки);
• на различных этапах решения творческой задачи и на различных стадиях разработки и проектирования изделий;
• в сочетании с другими эвристическими методами.
Обратная мозговая атака. В основе обратной мозговой атаки лежит закон прогрессивной конструктивной эволюции. Согласно этому закону переход к новому происходит через выявление и устранение дефектов в существующем. Таким образом, обратная мозговая атака не генерирует идеи, а целиком направлена на критику уже имеющихся идей.
Метод обратной мозговой атаки ориентирован на решение первой творческой задачи, то есть цель обратной мозговой атаки заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта, который подвергается ничем не ограниченной критике. Объектом обратной мозговой атаки может быть конкретное изделие, процесс, сфера обслуживания и т. д.
Формулировка задач для обратной мозговой атаки должна содержать краткие и достаточно исчерпывающие ответы на следующие вопросы: что представляет собой объект, который требуется улучшить, какие недостатки объекта известны, что требуется получить в результате мозговой атаки, на что нужно обратить особое внимание.
Обратная мозговая атака может быть использована в следующих случаях:
• при уточнении постановки изобретательских и рационализаторских задач;
• при разработке технического задания или технического предложения;
• при проведении экспертизы проектно-конструкторской документации на любой стадии разработки.
Двойная мозговая атака. Суть двойной мозговой атаки заключается в том, что после проведения прямой мозговой атаки делается перерыв от двух часов до двух-трех дней, затем еще раз повторяется прямая мозговая атака. При двойной мозговой атаке число участников может возрасти до 20 и более человек. Обсуждение задачи идет в непринужденной обстановке и во время перерыва, при этом допускается критика высказанных идей, причем как бы «неофициальная». После перерыва генерация высказанных идей продолжается, но уже с учетом высказанных замечаний.
Теневая атака: мнения фиксируются на бумаге, затем выполняется их обработка.
Метод индивидуального мозгового штурма: человек поочередно выполняет роли «генератора» и «критика».
Метод функционально-стоимостного анализа (ФСА)
Метод ФСА применяется не только в технической сфере, но и при решении управленческих задач по формированию организационных структур, организации работы персонала, повышению отдачи функционирования подразделений. Он является универсальным методом выбора решений, позволяющим добиваться оптимизации затрат на исполнение функций объекта без ущерба их качеству.
Основная суть метода сводится к представлению объекта в виде совокупности функций (функциональной модели) и решению вопроса о том, все ли функции действительно необходимы, какие из них можно совместить или убрать без ущерба для качества.
Метод ФСА хорошо себя зарекомендовал в управленческой практике разработки и принятия решений: он обладает высокой практической полезностью в сфере построения организационных структур управления, в том числе при анализе функций исполнителей (выявление лишних функций, нейтральных, негативных и др.) и выборе оптимального соответствия качества выполнения функций с затратами на их реализацию.
Метод платежной матрицы
Это один из методов принятия управленческих решений, который применяется в условиях, когда:
• число альтернативных вариантов разумно ограничено;
• нет полной определенности в отношении того, что может произойти (неопределенность среды).
В данном случае платеж — это денежное вознаграждение за конкретную стратегию (работу) с учетом конкретных обстоятельств.
Если рассматриваемые варианты и платежи представить в виде матрицы, то получится платежная матрица. Менеджер (руководитель) должен объективно оценить вероятность совершения события и рассчитать ожидаемое значение вероятности. Вероятность события варьируется от 0 (когда событие определенно не произойдет) до 1 (когда оно определенно произойдет). Сумма всех вероятностей равна 1. Вероятность может быть определена на основе экспертной оценки руководителя. Она прямо влияет на определение ожидаемого значения альтернативы.
Метод сценариев
Метод сценариев используется в сфере принятия управленческих решений в долгосрочном периоде.
Сценарий — описание или картина будущего какого-либо объекта (фирмы), составленные с учетом правдоподобных предпочтений.
Прогнозная оценка чаще всего представляется в виде трех возможных вариантов сценария:
1)оптимистического;
2)пессимистического;
3)ожидаемого, наиболее вероятного.
Сценарий используют для принятия решений в сфере стратегического развития фирм, регионов, технологий, рынков.
Эти показатели не должны быть амбициозными или завышенными. Те сферы деятельности, развитие которых может идти по нескольким вариантам, описываются при помощи нескольких альтернативных показателей.
2. Методы декомпозиции проблем
Основные методы анализа проблем - графические. Построение: «дерево проблем», «дерево целей и задач», «дерево решений» и структурная диаграмма Ишикавы «рыбий скелет».
Дерево проблем. Термин «дерево» (рис. 4) в данном контексте предполагает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей проблематики на основной тип проблематики (ствол), прочие присутствующие типы (ветви), подтипы (ответвления) и собственно проблемы (листья).
Рис. 4. «Дерево проблем» |
Метод «дерева проблем» ориентирован на получение относительно устойчивой структуры проблематики. Для достижения этого при построении первоначального варианта структуры учитывались закономерности и использовались принципы формирования иерархических структур.
Достоинства метода «дерева проблем»:
• Дерево проблем позволяет представить значительный объем информации о проблематике менеджмента компактной форме.
• Дерево проблем отлично справляется с задачами выявления и ранжирования имеющихся в организации проблем, а также с задачами классификации, т.е. распределения проблем по известным типам проблематики.
• Дерево проблем позволяет наглядно увидеть соотношение и взаимосвязь различных типов проблематики.
• Дерево проблем помогает выделить центральную - корневую - проблему менеджмента и проконтролировать ее влияние на различные типы проблематики.
Для построения «дерева проблем» необходимо разбить проблемное множество, ассоциированное с каждым типом проблем на подмножества, т.е. декомпозировать проблемы по их типам.
Последовательность построения «дерева проблем»:
1. Выявить и сформулировать основную проблему менеджмента организации.
2. Выявить основное множество проблем организации.
3. Установить преобладающий тип проблемы.
4. Проанализировать соотношение и взаимосвязь различных типов проблем.
5. Разбить проблемное множество на подмножества.
6. Распределить полученные группы по типам проблем.
Дерево целей и задач - развернутая, распределенная по уровням совокупность целей и задач принятия и реализации решений, построенная по логической схеме: «цели - программы - задачи, которые надо решить для достижения этих целей, - мероприятия, обеспечивающие решение зад)ач, - ресурсы, необходимые для проведения мероприятий» (рис. 5,6).
«Дерево целей и задач» используется в программно-целевом планировании и управлении при разработке целевых комплексных программ.
Дерево решений - схематическое представление процесса принятия управленческих решений по определенной проблеме, изображаемое графически в виде древовидной структуры (рис. 11). Используется в менеджменте на подготовительных стадиях процесса выработки решений для выбора лучшего способа действий.
Рис. 5. «Дерево целей» |
Рис. 6. «Дерево задач» |
Рис. 7. «Дерево решений» |
Структурная диаграмма Ишикавы «рыбий скелет». Построение причинно-следственной диаграммы «рыбий скелет» включает следующие этапы: выбор результативного признака; выбор главных причин - «большие кости»; выбор вторичных причин - «средние кости»; выбор (описание) причин третичного порядка - «мелкие кости»; ранжирование факторов по их значимости и выделение наиболее важных. Схема причинно-следственной диаграммы «рыбий скелет» представлена на рис. 12.
Данный метод может применяться для анализа качества управленческих решений и отдельных этапов процесса принятия решений, т.к. состоит в формировании показателей качества, характеризующего результат альтернативы, и факторные показатели.
Рис. 8. Структурная диаграмма Ишикавы «рыбий скелет» |
Контрольные вопросы для самоподготовки студентов
1. Что такое «метод»? Назовите основные виды методов, применяемых в процессе принятия УР.
2. Классификация методов принятия УР
3. Назовите классификацию методов реализации УР
4 Какие методы относятся к методам декомпозиции проблем?
5. Назовите методы, основанные на творческом мышлении.
6. Назовите методы, базирующиеся на математическом моделировании.
7. Назовите суть, достоинства и недостатки метода «дерево целей»
8. Назовите суть, достоинства и недостатки метода «дерево проблем-задач».
9. Назовите суть, достоинства и недостатки метода «дерево решений»
10.На что ориентирован метод «дерева проблем»?
11. Опишите метод сценариев.
12.Опишите метод «мозгового штурма»
13. Назовите достоинства метода Дельфи
Рекомендуемая литература
1. К. В. Балдин, С. Н. Воробьев, В. Б. Уткин. Управленческие решения: учебник для вузов. - М.: Дашков и К, 2006.
2. А. И.Орлов. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений: учеб. пособие для вузов. - М.: МарТ, 2005
3. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. - Юнити-Дана, 2000
4. Рыков А.С. Модели и методы системного анализа: принятие решений и оптимизация: Учеб. пособие для вузов. - М.: МИСИС, 2005
5. Бабенко Т.И., Барабаш С.В. Методы принятия управленческих решений. - СО РАН, 2006
Тема 1. Решения в системе менеджмента. Технология принятия управленческих решений.
План
1. Значение управленческих решений для обеспечения успеха деятельности фирм
2. Принципы принятия решений
3. Японская модель принятия решений – метод Ринги
4. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
5. Виды управленческих решений
6. Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
7. Разработка алгоритма процесса принятия конкретного управленческого решения
8. Этапы принятия управленческих решений
1. Главной функцией менеджмента и менеджера согласно их предназначению является разработка и принятие управленческих решений. Данная функция связана с другими функциями менеджмента:
• планированием;
• организацией;
• контролем;
• мотивацией.
Менеджер должен принимать обоснованные, взвешенные решения, представляющие собой звенья цепочки от поставленной цели до конкретного результата, и добиваться их исполнения. Принять решение — означает сделать выбор одной из альтернатив. Успешное принятие решения зависит от уровня профессиональных знаний менеджера.
Управленческие решения обладают рядом особенностей, отличающих их от других видов решений, принимаемых в организации (например, технических, организационных, сугубо профессиональных и т. д.), — в первую очередь:
• масштабностью (охватывают более широкий круг людей);
• психологической спецификой;
• финансовыми последствиями;
• экономическими аспектами.
При принятии многих управленческих решений можно столкнуться с непредсказуемостью, вероятностным результативным исходом, на который оказывает влияние очень большое количество различных факторов, в том числе внутреннего и внешнего характера. И тем выше непредсказуемость, чем ниже уровень профессионализма управленца (недостаточные знания в сфере кадрового менеджмента, методов социально-психологического воздействия, отсутствие навыков и знаний технологии разработки управленческих решений).
Особенности управленческих решений многоаспектны (рис..1).
Особенности управленческих решений | ||||||||||||||||
Аспекты управления | ||||||||||||||||
экономический | социальний | организационний | правовой | психологический | педагогический | |||||||||||
Рис.1. Спектр особенностей управленческих решений
Из всего многообразия выделяют следующие аспекты:
экономический:
• эффективность использования всех видов ресурсов;
• материальная заинтересованность персонала;
• правильность управленческих решений;
• максимизация экономического эффекта;
социальный:
• неформальная структура рабочих групп;
• качество трудовой деятельности;
• развитие системы участия в управлении;
• внепроизводственная деятельность неформальных групп;
организационный:
• делегирование полномочий;
• локализация и устранение конфликтов;
• разделение труда;
• структуризация функций управления;
правовой:
• соблюдение правовых норм при подготовке, принятии и реализации управленческих решений;
• придание управленческому решению формы нормативного акта;
• соблюдение и соответствие компетенции персонала по принятию решения;
• распределение ответственности за выполнение принятого решения;
психологический:
• учет инновационной готовности персонала;
• оценка социально-психологического климата;
• профессиональные качества руководителя;
• деловые качества руководителя и психологический склад личности подчиненных;
педагогический:
• воспитательный характер управленческих решений;
• квалификационный рост персонала;
• формирование позитивных моральных установок (формирование корпоративной культуры).
Отличие управленческих решений от производственных заключается в объекте (разработчик принимает решения о механизмах, деталях, менеджер — об организации производства этих деталей). Особая роль отводится менеджеру не только в ходе разработки решения и его принятия, но и при реализации и контроле исполнения, поскольку на данном этапе осуществляется обратная связь, и менеджер может оказывать корректирующие управляющие воздействия, совершенствуя при этом свой профессиональный уровень.
Особенности решений, принимаемых на государственном уровне:
• широта охвата (круг вовлеченных в исполнение решения или затрагиваемых этим решением);
• широта решаемых проблем;
• ответственность перед обществом:
—финансовая;
—социально-политическая;
—нравственно-этическая;
—экологическая.
Особенности решений, принимаемых на различных уровнях управления:
• технический уровень: оперативные, конкретные, четко формализованные, контролируемые;
• средний уровень: тактические, текущие, с высоким экспертным уровнем и уровнем аргументации;
• высший уровень: стратегические, высокоответственные.
2. Принципы
Единоначалие:
• управленческие решения принимаются руководителем лично;
• зачастую 90% таких решений подвергается критике;
• как правило, такой принцип проявляется у авторитарных
руководителей;
• однако все шире распространяется система вовлечения исполнителей в процесс принятия решений.
Единогласие:
• безоговорочная поддержка принимаемого решения;
• упор на этот принцип делается в экстремальных ситуациях и
при отсутствии противоборствующих групп и коалиций.
Большинство:
• используется в ситуациях с явно выраженными коалициями и/
или разными взглядами;
• используется система голосования;
• нет гарантии принятия качественного решения
Консенсус:
• согласование по всем спорным вопросам и различным мнениям в процессе выработки решений;
• использование этого принципа обусловлено влиянием следующих факторов:
а) углублением демократизации, возможностью выразить свое
мнение;
б) ростом информационных потоков и усложнением технико-экономических условий принятия управленческих решений.
Компромисс:
• соглашение, достигаемое путем взаимных уступок;
• уступки должны быть разумными
3. Большинство японских компаний славятся тем, что их система разработки управленческих решений оказывается очень эффективной и живучей. Она обеспечивает текущую стабильность и вместе с тем дает возможность развития в будущем. В Японии используется метод Ринги (рингисе — «доработка документа»). Он включает в себя следующие этапы:
1.Формулирование проблемы руководителем (необходимо, чтобы
эту формулировку можно было однозначно понять!).
2.Передача проблемы вниз — в секцию, где организуется работа над проектом ее решения.
3.Детальное согласование с исполнителями по всем пунктам готовящегося проекта: сглаживаются все углы, ослабляются разногласия и отсекаются противоположные точки зрения.
4.Проведение целенаправленного совещания/конференции, на которой обсуждается предлагаемый вариант решения проблемы.
5.Доработка документа и визирование его исполнителями, утверждение руководителем.
Несмотря на определенную длительность процесса, отказываться от этой системы японские компании не собираются.
4. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Чтобы принимаемое управленческое решение было эффективным, менеджер должен соблюдать все требования, предъявляемые к управленческим решениям:
Единство целей. Для удовлетворения этому требованию при разработке и принятии решения должно обеспечиваться условие его непротиворечивости ранее принятым целям.
Научная обоснованность и правомочность. Заключаются в обеспечении соответствия прав и обязанностей органов принятия решения. Научная обоснованность состоит в том, что каждое управленческое решение должно быть обязательно аргументировано и обосновано. Аргументы должны по возможности носить формализованный характер (статистические, экономические и другие данные).
Ясность формулировок — ориентация на конкретного исполнителя.
Краткость формулировок принятого решения. Выполнение этого требования повышает конкретность, действенность решений и способствует лучшему усвоению задачи исполнителем.
Своевременность и оперативность принятия решений, повышающие ценность принятого решения.
Объективность. Менеджеры не должны игнорировать фактические условия или фактическое положение дел при разработке вариантов решений.
5. Виды управленческих решений
По принадлежности к функциональному звену:
• конструкторские;
• технологические;
• плановые;
• организационные.
По сложности принятия:
• стереотипные (на основе навыка, опыта, традиции);
• творческие.
По срокам действия:
• постоянные (о технике безопасности);
• длительного действия (должностная инструкция);
• периодические (ежеквартальные);
• краткосрочные (диспетчирование);
• разовые (о премировании).
По форме:
• письменные;
• устные.
По содержанию:
• производственные;
• социально-политические;
• экономические;
• организационные;
• технические.
По возможности автоматизации:
• программируемые (связаны с большим объемом информации);
• поддающиеся частичной автоматизации (когда необходимо
переработать большой объем информации за короткий срок,
автоматизация - в рамках частных задач);
• принимаемые на основе только логического обоснования;
• неисследованные (на основе интуиции и опыта работы).
6. Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
Принятие управленческих решений осуществляется под воздействием ряда факторов.
Личностные оценки руководителя. Каждый руководитель как человек обладает системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на процесс принятия им решений. Например, в процессе принятия управленческого решения руководитель, располагая информацией, может дать ее полностью или придержать (финансовые успехи, прибыль и т. д.).
Среда принятия решения, которая характеризуется условиями определенности или неопределенности.
В условиях определенности, например, руководитель, имея избыточную наличность, может принять решение о вложении ее в 5—10-процентные депозитные сертификаты или в другие банковские системы, при этом он уверен, что организация получит именно это (5—10%) количество процентов на вложенные средства. В условиях определенности руководитель, например, может точно установить затраты на производство, оказание услуг и т. д.
В условиях неопределенности, характеризующихся, как правило, финансовой, политической, экономической, социальной и т. п. нестабильностью, невозможно точно оценить вероятность потенциальных результатов, которая будет варьироваться от 0 до 1. Поэтому каждое важное решение формируется с учетом принципа компромисса.
Культурные различия, заключающиеся в том, каким рычагам отдается предпочтение в процессе управления, например, в данной стране или регионе, то есть используется «мягкий» или более «жесткий» подход к выработке и реализации управленческих решений, применяются подходы, имеющие крен в сторону индивидуализма (США) или, наоборот, в сторону национального коллективизма (Япония).
Информационные ограничения. Для принятия решения необходимо располагать достаточным, оптимальным или полным объемом информации. Любая информация стоит денег, даже в том случае, если она собирается именно на данной фирме, а уж тем более если ее необходимо получить из других источников. Поэтому требуется проведение предварительной оценки затрат на получение информации и выгоды от принятого решения.
В этих условиях возможны три варианта:
а) выгоды от исполнения принятого решения превышают либо практически сопоставимы с затратами на информацию. В этом случае имеет
смысл вкладывать средства в получение информации
б) до определенного момента расходы выгодны в) выгоды превосходят затраты .
Поведенческие ограничения. Руководители по-разному воспринимают значимость проблемы ограничения, по-разному оценивают альтернативы (рассматривают варианты), из-за чего возникают конфликты и несогласия в процессе принятия решения (то есть должны учитываться психологические и личностные особенности, которые могут существенно сказываться на окончательном выборе варианта решения) — например: антипатия, симпатия к работнику при увольнении.
Взаимосвязь решений. Данный фактор характеризуется тем, что выигрыш от принятия управленческого решения в одной сфере может повлечь за собой существенный проигрыш в другой. Например, решение руководителя об автоматизации производства, в частности внедрении автоматических линий, как правило, предполагает освобождение рабочих мест, а, следовательно, и увольнение рабочих. При этом руководитель должен выбирать те решения, которые дают больший выигрыш.
Фактор сложности. Сложность исполнения (реализации) принятого решения зависит от того, какова степень охвата различных сфер деятельности фирмы при реализации решения. Чем сложнее решение, тем, как правило, шире круг охвата сфер (материально-техническая, кадровая, организационно-экономическая, маркетинговая, финансовая и т. д.). Чем больше направлений работ и чем больше людей (персонала) вовлечено в сферу реализации, тем сложнее и дороже реализация решений.
Перспективность действия решения. Поскольку любой вариант решения не исключает наряду с позитивными и негативных последствий, то необходимо, чтобы позитивные преобладали и способствовали развитию фирмы, выходу ее на более высокий уровень.
Фактор финансовых вложений и анализа финансовых вложений. При выборе решений, связанных с радикальными нововведениями, как правило, требуются значительные финансовые вложения, средства. Они могут быть собственными и/или заемными. Важно отслеживать и анализировать соотношение собственных и кредитных средств с тем, чтобы не оказаться в сильной зависимости от внешних источников финансирования и не обанкротиться.
Экономическая целесообразность принятия решения. Данный фактор связан с оценкой затрат и экономического эффекта, экономической выгоды и предполагает анализ соотношения выгоды и затрат.
Учет не только экономической выгоды, но и других видов эффекта, а именно: социального, нравственно-этического, технического.
Степень риска, связанного с последствиями от реализации решения. Данный фактор требует применения различных методик оценки рисков (финансовых, экономических и т. д.); соответственно, руководитель должен обладать навыками выполнения такого анализа.
7. Разработка алгоритма процесса принятия конкретного управленческого решения
Уровни принятия управленческих решений
Первоочередная задача менеджеров — это решение проблем. Менеджер должен уметь: осуществить анализ хозяйственной деятельности; руководить трудным совещанием; убедить покупателя изменить свой заказ; проконсультировать подчиненного по вопросам внесения изменений в его служебную карьеру; урегулировать конфликт; справиться с личными стрессами и т. д. Проблемы, которые встают перед менеджером, многообразны. Существуют различия в типах принимаемых руководителями решений и относительной трудности проблем, требующих решения. М. Вудкок и Д. Фрэнсис выделяют четыре уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки.
Уровень 1 —рутинный. Принимаемые на этом уровне решения представляют собой часть обычной рутины. Руководитель ведет себя в соответствии с имеющейся программой подобно компьютеру, распознающему ситуации и «поступающему» предсказуемым образом. Функция менеджера состоит в том, чтобы «почувствовать» и идентифицировать ситуации, а затем взять на себя ответственность за начало определенных действий. Трудности здесь могут возникнуть, если руководитель не обладает чутьем, неверно трактует имеющиеся указания по той или иной ситуации, действует нелогично, принимает ошибочные решения или проявляет нерешительность либо вовсе не может обеспечить эффективных действий в нужное время. Руководитель, правильно оценивающий ситуацию, делающий верные выводы и разумно действующий, добивается того, чего от него ждут. На этом уровне не требуется творческого подхода, поскольку все процедуры заранее предписаны.
Уровень 2 — селективный. На этом уровне требуется некоторая доля инициативы и свободы действий, однако в определенных границах. Руководитель оценивает достоинства целого круга возможных решений и стремится выбрать из некоторого числа хорошо отработанных альтернативных вариантов действий те, которые лучше всего подходят к дан-ной проблеме. Результативность зависит от способности руководителя выбрать направление действий с максимальной вероятностью и от того, окажется ли оно приемлемым, экономичным и эффективным.
Уровень 3 — адаптационный. На этом уровне встречаются дополнительные трудности, так как здесь руководитель должен выработать творческое решение, которое в определенном смысле может быть абсолютно новым. Обычно здесь имеются набор проверенных возможностей и некоторые новые идеи. Успех руководителя зависит от его личной инициативности и способности сделать прорыв в неизвестное. Подобные решения дают ответ, который мог существовать и ранее, но в иной форме. Руководитель ищет новое решение известной проблемы.
Уровень 4 — инновационный. Проблемы этого уровня наиболее сложны и требуют наибольшего внимания менеджера. Для того чтобы добиться удовлетворительного результата, к ним необходимо применить совершенно новый подход. Зачастую проблемой может быть то, что плохо поняли ранее, и ее решение требует абсол