Написание текста бакалаврской работы
Собрав и изучив литературные источники и практический материал, выполнив необходимые расчеты и исследования, студент приступает к написанию бакалаврской работы.
Изложение компонентов темы работы должно быть последовательным и логичным. Написание бакалаврской работы начинается с основной части. Первая глава работы пишется, как правило, до прохождения преддипломной практики, остальные главы – после. Введение пишется после подготовки основной части и заключения. В завершение написания работы формируются приложения, если это необходимо.
При написании бакалаврской работы не всегда целесообразно использовать весь законспектированный и собранный материал, выбираются только те данные, выполняются только те расчеты и проводятся только те исследования, которые позволяют четко и обоснованно раскрыть тему бакалаврской работы. Приводимые в тексте цитаты, формулы, данные финансовой отчетности, статистические данные снабжаются ссылками на источники информации по действующим стандартам. Бакалаврская работа без ссылок не принимается к рассмотрению.
Бакалаврская работа пишется вначале на одной стороне листа с полями слева, для последующего внесения изменений и дополнений. Редактировать работу следует спустя некоторое время, т.к. будет легче увидеть недочеты и пути улучшения содержания работы.
1.Содержание введения. Введение содержит обоснование актуальности темы, объект, предмет, цель и задачи, поставленные в работе, применяемые методы и методики, теоретическую и эмпирическую базы исследования, практическую значимость полученных результатов, краткую характеристику основных разделов работы. Объем введения должен составлять три страницы.
2. Содержание основной части бакалаврской работы. Основная часть бакалаврской работы должна быть представлена двумя или тремя главами, разбитыми на 2-4 параграфа, имеющими равноценный объем. Главы и параграфы должны заканчиваться выводом или краткими обобщениями по исследуемому вопросу.
Первая глава носит теоретический характер. В ней приводятся основные понятия и определения, т.е. научный аппарат. Первая глава включает освещение теоретических основ поставленной проблемы, дискуссию и определение авторской позиции и трактовки отдельных вопросов. Если по теме бакалаврской работы существуют различные позиции ученых или имеются сведения о различных путях (способах) практического решения данной проблемы, то студент должен определить свое отношение, сформулировать свою позицию, обосновать свою точку зрения, которая может совпадать с чьим-то мнением или может быть оригинальной. В этом случае обоснование должно быть развернутым, базироваться на теоретической основе и иметь практическое подтверждение.
Теоретические положения первой главы должны продемонстрировать знание студентом экономической литературы и умение творчески работать с ней, выделять основные проблемы, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу и т.д.
Изучение теоретических основ проблемы должно опираться на законодательные решения органов власти, обобщение мирового опыта, работы ведущих ученых-экономистов. В этой главе, помимо вышеуказанного, можно показать процесс исторического развития анализируемых экономических отношений. Основные положения, сформулированные и изложенные в первой главе, должны стать базой анализа практической деятельности учреждения, проводимого в последующих главах бакалаврской работы.
В аналитической части бакалаврской работы проводится анализ объекта исследования, состояние проблемы, экономические факторы, влияющие на ее динамику. Бакалаврская работа должна выполняться на основе конкретных материалов, собранных студентом во время производственной практики или по месту работы (для студентов заочного отделения).
Принимая непосредственное участие во время практики в работе предприятия (или его отдела) автор может самостоятельно или под руководством сотрудников проводить анализ экономических и финансовых данных, принимать участие в сборе и обработке материалов, разработке и апробировании различных методик, разработке бизнес-планов, проведении плановых расчетов, исследовании теоретических вопросов, необходимых для совершенствования работы в перспективе. Главным является не просто анализ, а обобщение и использование конкретных материалов предприятия для решения проблем, стоящих перед ним. Именно этим условиям должно отвечать содержание бакалаврской работы. Такой подход к выполнению бакалаврской работы дает возможность студенту не только показать свою подготовленность и навыки практической работы, но и оказать конкретную практическую помощь предприятию.
При обработке фактического материала следует иметь в виду, что качеством обработки использованного материала, степенью самостоятельности анализа определяется во многом ценность бакалаврской работы. Статистический материал для анализа должен охватить 3 последовательных года по сопоставимым периодам, включая год защиты.
На материалах исследуемого объекта обосновываются методы решения проблемы. В ходе исследования проводится выявление экономических закономерностей на основе различных методов анализа. Необходимо также определить значение данной проблемы для экономической деятельности предприятия (организации) в условиях рыночной экономики, и сегодняшнего состояния экономики России.
В преддверии анализа объекта исследования необходимо в начале второй главы дать краткую экономическую и финансовую характеристику объекта исследования, на материалах которого анализируется объект, показать его место на рынке (региональном, российском), его организационную структуру.
В параграфах второй главы анализируется динамика и структура показателей, которыми характеризуется объект исследования. Автор должен дать оценку достигнутого уровня развития объекта, определить имеющиеся недостатки. Здесь же необходимо указать обоснованные требования к развитию (состоянию) изучаемого объекта в обозримом будущем.
В третьей главе бакалаврской работы выявляются наиболее существенные проблемы в рассматриваемой сфере, обобщаются материалы анализа и намечаются пути устранения конкретных недостатков. Автор на основе рассмотренного теоретического и практического материала вырабатывает собственный подход (методику, предложения, модель, концепцию и т. п.) по устранению недостатков, выявленных в хозяйствующем субъекте (объекте исследования) на основе анализа. Авторский подход является предметом защиты. Предложения автора должны быть обоснованы расчетами экономической эффективности и дополнены предполагаемыми (возможными) социальными последствиями, которые будут проявляться в результате реализации предложений, рекомендаций, мероприятий. Глубина проработки предложений, рекомендаций характеризует уровень подготовленности студента для самостоятельной профессиональной деятельности.
3. Содержание заключения. В заключении должны быть представлены развернутые выводы по всей бакалаврской работе, отражена целесообразность, место и направления внедрения ее результатов, а также направления дальнейшего совершенствования исследуемой предметной области (объем – 2-3 стр.). В заключении важно проследить, чтобы на все задачи, которые были сформулированы во введении, был дан ответ.
8. Порядок оформления бакалаврской работы
Объем работы составляет, как правило, 70-80 страниц, при этом приложения в нормируемый объем не входят и их количество не ограничивается. По ГОСТ 7.32-2001 текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала.
Цвет шрифта должен быть черным. Размер шрифта (кегль) −14, шрифт −Times New Roman.Размеры полей: левое −30 мм, верхнее и нижнее −20 мм, правое −15 мм. По ГОСТ 7.32-2001 страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер страницы на титульном листе не проставляют.
Абзацный отступ (красная строка) должен составлять 1,5 см без дополнительных интервалов между абзацами. Расстояние от края листа до верхнего колонтитула и нижнего колонтитула должно составлять по 1 см и применяться вертикальное выравнивание по верхнему краю. Наличие висячих строк запрещается.
Нумерация страниц бакалаврской работы должна быть сквозная, арабскими цифрами, начиная с титульного листа. Листы должны быть пронумерованы внизу справа и сброшюрованы в специальную папку либо бакалаврская работа должна быть издана типографским способом. Применение скоросшивателей не допускаются. Помарки и исправления запрещены. На первой страницы бакалаврской работы – титульном листе (см. Приложение 4) – номер не проставляется. Вторая страница содержит оглавление, где дается название всех частей бакалаврской работы с указанием страниц начала каждой части. Начиная с третьей страницы, излагаются введение, главы, заключение, библиографический список и приложения.
При изложении текста выдерживается логическая связь. Наименования глав и параграфов бакалаврской работы должны полностью отвечать содержанию излагаемого в них материала. Каждый раздел (оглавление; введение; главы, которые должны иметь наименования; заключение; библиографический список)бакалаврской работы следует начинать с новой страницы. Содержащиеся внутри глав бакалаврской работы параграфы должны иметь наименования и следовать друг за другом, т.е. не могут начинаться с новой страницы. Слова в наименованиях глав и параграфов переносить нельзя, точку в их конце ставить запрещено, наименования параграфов нельзя указывать в конце страницы, если на ней не остается хотя бы две строки текста после наименований параграфов.
По ГОСТ 7.32-2001 заголовки структурных элементов работы располагают в середине строки без точки в конце и печатают заглавными буквами без подчеркивания. Каждый структурный элемент следует начинать с новой страницы.
На основании ГОСТ 2.105-95 главы нумеруют арабскими цифрами, в конце номера точка не ставится. Слово «Глава» не пишется.
Первая и вторая главы должны делиться на параграфы. Третья глава может не делиться на параграфы.
Номер параграфа состоит из номеров главы и параграфа в главе, разделенных точкой. В конце номера точка не ставится.
Заголовки параграфов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Размер абзацного отступа стандартный – 1,25 см.
Расстояние между заголовком и текстом должно быть установлено следующим образом: интервал (абзац) «до» и «после» – 6пт. Расстояние между заголовками главы и параграфа «до» и «после»–12пт.
Например:
2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СИБТЕХПРОМ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Оформление содержания
По ГОСТ 7.32-2001 заголовок СОДЕРЖАНИЕ пишется прописными буквами по центру строки.
Содержание включает введение, наименование всех глав, параграфов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы.
Все структурные элементы: ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ, СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (ГЛАВЫ), ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, ПРИЛОЖЕНИЯ следует печатать прописными буквами. Параграфы следует печатать, начиная с прописной буквы с абзацным отступом 1,25 см (см. Приложение 2).
Наименование параграфа отделяется от наименования главы двумя строками, текст бакалаврской работы отделяется от наименования главы или от наименования параграфа одной строкой, наименование параграфа отделяется от текста тремя строками. Наименования разделов и параграфов выделяются полужирным шрифтом, размер которого увеличивается до 14, кроме того, применяется выравнивание по ширине и устанавливается одинарный межстрочный интервал.
Фразы, формулировки, выводы должны быть законченными и четкими, при этом следует избегать длинных фраз, повторений, в том числе одного и того же слова, иностранных слов и словосочетаний, которые затрудняют чтение и восприятие текста. Следует соблюдать единообразие обозначений и терминов, а часто встречающиеся слова заменять синонимами. В тексте бакалаврской работы не допускаются необоснованные пропуски, произвольные сокращения, используются только общепринятые (стандартные) сокращения. Могут применяться в сокращенном виде часто употребляемые в экономической литературе термины и названия, которые один раз следует полностью расшифровывать. При перечислениях следует применять дефисы, цифры, буквы.
Оформление рисунков
По ГОСТ 7.32-2001 на все рисунки в тексте должны быть даны ссылки. Рисунки должны располагаться непосредственно после текста, в котором они
упоминаются впервые, или на следующей странице. При ссылках на рисунки следует писать «... в соответствии с рисунком 1.2» или «...(рисунок 1.2)».
Рисунки нумеруются арабскими цифрами, нумерация в пределах главы. Номер рисунка состоит из номера главы и порядкового номера рисунка, разделенных точкой. Подпись к рисунку располагается под ним посередине строки. Слово «Рисунок» пишется полностью, название рисунка – через тире. Точка в конце названия не ставится.
Если в работе есть приложения, то рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения.
Например:
Рисунок А.1 – Четыре проекции сбалансированной системы показателей
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Следует различать использование в тексте работы таких знаков, как тире и дефис.
Тире – знак препинания, ставится между словами, выделяется пробелами с двух сторон, до и после.
Дефис – соединительный знак, знак деления, ставится между частями одного слова, визуально короче тире, не выделяется пробелами.
Оформление таблиц
По ГОСТ 7.32-2001 на все таблицы в тексте должны быть ссылки. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами в пределах главы. Номер таблицы состоит из номера главы и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Размер шрифта (кегль) в таблице – 12, шрифт – Times New Roman, междустрочный интервал – одинарный.
Слово «Таблица» пишется полностью. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Точка в конце названия не ставится.
Например,
Таблица 2.1 – Доходы фирмы
Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением впереди обозначения приложения.
Например,
Таблица В.1 – Доходы фирмы
По ГОСТ 7.32-2001 при переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица», ее номер и название указывают один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями также слева пишут слова «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы. В таблице, являющейся продолжением, верхняя строка представляет собой нумерацию столбцов первой части таблицы(см. Приложение 8).
Таблицу с большим количеством столбцов допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и столбцы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае – боковик. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номером столбцов и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами столбцы и (или) строки первой части таблицы.
Заголовки столбцов и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки столбцов – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят. Разделять заголовки и подзаголовки боковых столбцов диагональными линиями не допускается.
Заголовки столбцов записывают параллельно строкам таблицы, при необходимости допускается их перпендикулярное расположение.
Оформление примечаний
По ГОСТ 7.32-2001 примечания размещают сразу после текста, рисунка или таблицы, к которым они относятся. Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа и не подчеркивать. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире, текст примечания печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без точки.
Например,
Примечание – __________
или
Примечания
1 ________________
2 ________________
3 ________________
Примечания можно оформить в виде сноски. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. Знак сноски выполняют надстрочно арабскими цифрами со скобкой. Сноску располагают в конце страницы с абзацного отступа, отделяя от текста короткой горизонтальной линией слева.
Оформление формул и уравнений
По ГОСТ 7.32-2001 формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Над и под каждой формулой или уравнением нужно оставить по пустой строке (при условии, что после формулы не следует пояснение). Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства « = » или после знаков плюс «+», минус «−», умножения «×», деления «÷», или других математических знаков, причем этот знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «×».
На основании ГОСТ 2.105-95 пояснения значений символов и числовых коэффициентов приводятся сразу под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле, если они не были пояснены ранее в тексте. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки без абзаца в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него. После пояснения следует оставить одну пустую строку.
Все формулы нумеруются. Нумерация формул в пределах главы. Номер формулы состоит из номера главы и порядкового номера формулы, разделенных точкой. Номер проставляется арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
Формулы в приложениях имеют отдельную нумерацию в пределах каждого приложения с добавлением впереди обозначения приложения, например, формула (В.1).
Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.
Например:
«.....в формуле (1.2)....»
Например:
где Р – результат производства продукции, которая может быть использована в рамках технологического цикла (ТЦ) (руб.);
З – затраты на производство инновационной продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ (себестоимость) (руб.);
ДТЦ – длительность технологического цикла производства инновационной продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ (дн.).
Рекомендуется выполнение формул в редакторе формул.
Для создания формулы (MSOffice Word 2007, 2010) следует выполнить следующие действия:
1. На вкладке Вставка в группе Символы щелкните стрелку рядом с пунктом Формула, а затем выберите Вставить новую формулу.
2. Введите формулу.
3. Теперь можно ввести формулу в отведенное место.
Оформление перечисления
Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.
Для оформления перечислений необходимо использовать маркированный, нумерованный и многоуровневый списки.
Для маркированного списка следует использовать маркер «– », каждый элемент списка начинается со строчной буквы, в конце элемента списка ставится знак препинания « ; », в конце последнего элемента списка ставится точка.
Для нумерованного списка используются цифры, каждый элемент списка печатается с прописной буквы, в конце элемента списка ставится точка.
Уровни, абзацы выставляются автоматически.
Например:
К основным свойствам информации можно отнести следующие свойства:
−достоверность;
−точность;
−актуальность.
Или
К основным свойствам информации можно отнести следующие свойства:
1. Достоверность.
2. Точность.
3. Актуальность.
или
Например:
1. Финансовая система.
1.1.Понятие, сущность и функции финансов.
1.2.Финансы коммерческих и некоммерческих предприятий. Финансы
населения.
2. Бюджетное устройство.
2.1.Бюджетная система.
2.2.Доходы и расходы бюджетов.
3. Денежная система.
4. Кредитная система.
4.1.Сущность, формы и функции кредита.
4.2.Банковские и кредитные риски.
Оформление приложения
По ГОСТ 7.32-2001 в тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь. После слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» следует буква, обозначающая его последовательность (например: ПРИЛОЖЕНИЕ А). Если в документе одно приложение, оно обозначается «ПРИЛОЖЕНИЕ А».
Текст каждого приложения может быть разделен на разделы, подразделы и т.д., которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.
Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.
Оформление списка использованных источников
По ГОСТ 7.32-2001 список литературы должен называться «Список использованных источников».
При оформлении списка использованных источников следует руководствоваться общепринятой практикой.
Использованные источники принято располагать в алфавитном порядке (относительно заголовка соответствующей источнику библиографической записи). При этом независимо от алфавитного порядка впереди обычно идут нормативные акты. Исходя из этого, можно считать устоявшимся правилом следующий порядок расположения источников:
−нормативные акты;
−книги;
−печатная периодика;
−источники на электронных носителях локального доступа;
−источники на электронных носителях удаленного доступа (т.е. интернет-источники).
В каждом разделе сначала идут источники на русском языке, а потом – на иностранных языках (так же в алфавитном порядке). Нормативные акты располагаются в следующем порядке:
− международные акты, ратифицированные Россией, причем сначала идут документы ООН;
−Конституция России;
−кодексы;
−федеральные законы;
−указы Президента России;
−постановления Правительства России;
−приказы, письма и пр. указания отдельных федеральных министерств и ведомств;
−законы субъектов России;
−распоряжения губернаторов;
−распоряжения областных (республиканских) правительств;
−судебная практика (т.е. постановления Верховного и прочих судов России);
−законодательные акты, утратившие силу.
8.8. Общие требования к описанию использованных источников
По ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» описание документа содержит ряд областей:
− область заглавия и сведений об ответственности (название и ФИО автора или редактора);
− область издания (особенности данного издания по отношению к предыдущему изданию того же произведения);
− область специфических сведений (последующие сведения);
− область выходных данных (место издания, издательство, дата издания);
− область физической характеристики (объем материала, размеры и пр.);
− область серии (основное заглавие, номер серии или подсерии);
− область примечания
− область стандартного номера (или его альтернативы) и условий доступности.
Области описания отделяются друг от друга точкой и тире (точка, пробел, тире, пробел). В конце библиографического описания ставится точка. Библиографические сведения указывают в описании в том виде, в каком они даны в описываемом источнике информации ( см. Приложение 5).
Оформление ссылок
По ГОСТ 7.32-2001 ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером библиографического описания источника в списке использованных источников. Порядковый номер ссылки заключают в квадратные скобки. Нумерация ссылок ведется арабскими цифрами в порядке приведения ссылок в тексте отчета независимо от деления отчета на разделы.
Например:
А.Ю. Казак и О.Б. Веретенникова определяют оборотные средства как денежное выражение части текущих активов, используемых для текущих операций во время каждого операционного цикла [14, с. 169].
Подготовка к защите и защита бакалаврской работы
Согласовав окончательный текст бакалаврской работы с руководителем, студент должен оформить его в соответствии с предъявляемыми требованиями, устранить логические и стилистические ошибки, опечатки, сброшюровать.
Защите работы в ГАК предшествует предварительная защита на кафедре финансов и бухгалтерского учета (для студентов направления 080100.62 «Экономика») по установленному графику. Ее задачами являются: определение степени готовности к защите в ГАК и психологическая подготовка к ней.
На предварительную защиту представляются:
− бакалаврская работа;
− презентация в печатном виде (1 экземпляр, подписанный руководителем).
Студент представляет бакалаврскую работу для предварительной защиты выпускающей кафедре. Предварительная защита проводится за 20 рабочих дней до защиты. Студент, не прошедший предзащиту, к защите в ГАК не допускается. Повторная предзащита, в порядке исключения проводится не позднее, чем за 10 рабочих дней до защиты. Отрицательное решение при повторной предзащите – основание для не допуска студента к защите в ГИА в установленный срок.
Готовая ВКР, с внесенными исправлениями в соответствии с замечаниями научного руководителя, оформленная согласно изложенным требованиям и отредактированная, должна быть переплетена. Обязательным является использование твердого переплета с проклеиванием. Возможно использование специальных папок для дипломных работ, где листы скрепляются шнуром. Недопустимо применение фиксаторов, скоросшивателей, зажимов.
Законченная бакалаврская работа, подписанная студентом на титульном листе, представляется научному руководителю, который после ее прочтения дает письменный отзыв и подписывает бакалаврскую работу. Наименование темы в титульном листе, отзыве рецензента о выпускной квалификационной работе, отзыве руководителя выпускной квалификационной работы должно быть идентичным и соответствовать формулировке темы в утвержденном приказе. При несоответствии формулировки темы приказу студент может быть не допущен до защиты бакалаврской работы в связи с неправильным оформлением документов.
На титульном листе необходимо наличие трех подписей: студента, научного руководителя и заведующего кафедрой.
К моменту защиты бакалаврской работы представляется отзыв научного руководителя, в котором отмечаются сильные и слабые стороны работы. Отзыв заполняется преподавателем кафедры на специальном бланке и заверяется подписью. Научный руководитель оценивает соответствие подготовленности автора бакалаврской работы требованиям Государственного образовательного стандарта, а также дает рекомендацию к ее защите. Без рекомендации работа не принимается.
Каждая работа должна быть прорецензирована внешним рецензентом. В качестве рецензентов выступают высококвалифицированные практические работники или сотрудники высших учебных заведений (научно- исследовательских организаций) с ученой степенью в сфере экономики. Рецензент высказывает собственное мнение о бакалаврской работе, которое должно быть заверено его личной подписью и печатью организации.
В рецензии отмечаются актуальность темы, обоснованность плана, знание и пути решения студентом проблемы, в ней отражается, насколько правильно сделаны выводы, насколько они обоснованы и какое имеют практическое значение. Заполнению подлежат все пункты, включая «замечания и недостатки». Рецензент должен оценить работу непосредственно оценкой «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно».
После оформления всех документов (бакалаврского задания, отзыва, внешней рецензии) бакалаврская работа сдается на кафедру для прохождения нормоконтроля и допуска к защите.
Студент, который не получил допуск к защите от заведующего кафедрой, не допускается к защите. Работа защищается на открытом заседании ГАК в присутствии научного руководителя и всех желающих. Для защиты каждый студент должен подготовить презентацию, которая включает основные таблицы и рисунки, иллюстрирующие содержание работы. После объявления председательствующим (секретарем) фамилии и темы студент выступает с докладом в течении 7-10 минут, в котором излагаются:
- актуальность выбранной темы исследования;
- цель и задачи исследования;
- объект и предмет исследования;
- основные результаты исследования;
- предложения студента по исследуемой проблеме, направленные на совершенствование российской практики и проработку возможностей по адаптации мирового опыта. Предложения должны содержать экономический расчёт их эффективности.
- Практическая значимость работы.
По окончании доклада члены комиссии имеют право задавать вопросы по теме. Ответ автора должен быть кратким, но исчерпывающим. Бакалаврская работа оценивается по системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценки выпускной квалификационной работы
Критерии оценки заданий научным руководителем:
1. Актуальность и научно-практическое значение темы выпускной квалификационной работы.
2. Научно-теоретический уровень разработки проблемы.
3. Сбалансированное сочетание количественных и качественных методов исследования.
4. Качество используемых методик, полнота и системность предложений по рассматриваемой теме.
5. Разработка новых методических и методологических подходов решения научных проблем.
6. Значимость результатов теоретических и экспериментальных исследований.
7. Полнота решения поставленных в выпускной квалификационной работе задач.
8. Самостоятельный характер изложения и обобщения материала и качество выполнения выпускной квалификационной работы.
Критерии оценки задания нормоконтролером:
1. Полное соответствие пояснительной записки требованиям к оформлению ВКР.
2. Полное соответствие презентации требованиям к ее оформлению.
Критерии оценки задания комиссией по предварительной защите:
1. Актуальность и научно-практическое значение темы выпускной квалификационной работы.
2. Научно-теоретический уровень разработки проблемы.
3. Сбалансированное сочетание количественных и качественных методов исследования.
4. Качество используемых методик, полнота и системность предложений по рассматриваемой теме.
5. Разработка новых методических и методологических подходов решения научных проблем.
6. Значимость результатов теоретических и экспериментальных исследований.
7. Полнота решения поставленных в выпускной квалификационной работе задач.
Критерии оценки задания государственной аттестационной комиссией:
1. Актуальность и научно-практическое значение темы выпускной квалификационной работы.
2. Научно-теоретический уровень разработки проблемы.
3. Сбалансированное сочетание количественных и качественных методов исследования.
4. Качество используемых методик, полнота и системность предложений по рассматриваемой теме.
5. Разработка новых методических и методологических подходов решения научных проблем.
6. Значимость результатов теоретических и экспериментальных исследований.
7. Полнота решения поставленных в выпускной квалификационной работе задач.
8. Содержательность доклада и ответов на вопросы.
9. Грамотная, ясная, аргументированная речь во время выступления.
10. Наглядность представленных результатов исследования.
По результатам защиты бакалаврской работы выносится решение ГАК о присвоении студенту квалификации Бакалавр.
Материалы бакалаврских работ могут быть рекомендованы к опубликованию в печати, использованию в учебном процессе, внедрению (при наличии справки о внедрении). Лучшие работы рекомендуются на конкурс бакалаврских работ.
После завершения итоговой аттестации определяется уровень сформированности компетенций для каждого студента.