Финансы субъектов хозяйствования как сфера финансовой системы государства

Финансы субъектов хозяйствования как сфера финансовой системы государства

Фин-ая сис-ма государства - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев фин. отношений и потоков, а также фин. учреждений, способствующих их возникновению, развитию. Сферы и звенья фин. отношений, отличаются формами и мет-ми формирования целевых фондов и направлениями их использования. Эти отличия обусловливают относительную обособленность и самостоятельность каждой сферы и звена фин. системы в рамках единой экон-ой категории «финансы».

Сферами фин. системы РБ явл.:

а) гос-ые финансы – это совокупность фин. отношений, обеспечивающих воспроизводственный процесс на уровне макроэкономики, а их функционирование связано с формированием и использованием централизованных фондов ден. средств гос-ва и удовлетворением ряда общегосуд-ых нужд;

б) фин. субъектов хозяйствования – это совок-ть фин. отношений, обеспечивающих воспроизводственный процесс на уровне микроэкономики, а их функционирование связано с формир-ем и испол-ием децентрал-ых фондов ден. ср-в субъектов хозяйствования.

Финансы субъектов хозяйствования –это совокупность фин. отношений и потоков, возникающих на уровне микроэкономики и ведущих к образованию и функционированию децентр-ых фондов ден. средств. Это особая сфера фин. системы гос-ва, поскольку именно здесь создаются первичные доходы - продукт дальнейшего распределения и перераспределения.

Звеньями сферы «Финансы субъектов хозяйствования» являются:

- финансы предприятий (организаций) сферы материального производства;

- финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы;

- финансы дом. хоз-в

Фин. отнош-я и потоки в этой сфере возникают в рез-те деят-ти предприятий, орган-й, учреж-й. Они явл. наиболее многочисленными субъектами фин. отношений в гос-ве.

Финансовая служба и ее роль в управлении финансами организации

Финансовая служба-самостоятельное структурное подразделение, выполняющее свои определенные функции в системе организации деятельности предприятия. Основное предназначение-выработка и реализация оптимальной финансовой политики.

Основные функции-финансовое планирование, фин.анализ, фин.контроль и фин.менеджмент.

Виды финансовой службы выделяются в зависимости от размеров предприятия, его организационно-правовой формы, спектра его финансовых отношений, объемов финансовых потоков, вида деятельности и стоящих перед ним задач:

1 на малых предприятиях обязанности финансовой службы выполняются, как правило, бухгалтером.

2 на средних по размеру предприятиях финансовая служба представлена специальной финансовой группой, входящей в состав бухгалтерии или планово-экономического отдела

.3 на крупных предприятиях, создаются специальные финансовые отделы. Финансовые отделы состоят из нескольких финансовых групп (бюро). Каждая группа (бюро) имеют свою специализацию

4. на предприятиях рыночного типак финансовой службе предъявляются повышенные требования. Этим требованиям в большей мере соответствуют финансовые дирекции. Возглавляет финансовую дирекцию финансовый директор. Финансовая дирекция предприятия объединяет в себе финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерию, отдел маркетинга и другие службы предприятия.

Планирование затрат на производство продукции: смета затрат и калькуляция себестоимости

Плановый расчет себестоимости товарной продукции проводится в смете затрат на производство. Данные сметы затрат на производство являются основой для расчета прибыли предприятия на плановый год. Чтобы рассчитать себестоимость товарной продукции необходимо учесть планируемое изменение переходящих остатков незавершенного производства. Их увеличение означает, что выход готовой продукции уменьшится и наоборот. Поэтому к затратам на производство прибавляют сумму уменьшения себестоимости переходящих остатков незавершенного производства или вычитают ее увеличение и в результате получают производственную себестоимость товарной продукции.

Для исчисления полной себестоимости товарной продукции необходимо еще добавить управленческие расходы и расходы на реализацию продукции.

Методы планирования себестоимости товарной продукции:

-составление сметы затрат: классификация затрат по экономическим элементам. Позволяет определить полную ее себестоимость в целом по предприятию и исчислить финансовый результат производства: прибыль или убыток. Но смета затрат не раскрывает уровень себестоимости и результат производства каждого конкретного изделия в составе товарной продукции.

-калькуляция себестоимости продукции: в отличие от сметы группировка затрат здесь осуществляется в разрезе калькуляционных статей, то есть исходя из целевого назначения расходов. Калькуляция себестоимости изделий позволяет реально планировать цену их реализации, в которую кроме затрат необходимо включить прибыль и налоговые платежи в государственный бюджет.

Планирования затрат, приходящихся на объем реализуемой продукции

Планирование себестоимости продукции предусматривает возможность ее снижения, поскольку руководство предприятия все время стоит перед необходимостью выбора оптимальных решений, касающихся цены реализации, номенклатуры, ассортимента и объема выпускаемой продукции, кредитной и инвестиционной политики предприятия и много другого.

Планируемый объем затрат рассчитывают исходя из структуры (номенклатуры и ассортимента) продукции и объема ее производства.

План по себестоимости продукции включаетв себя следующие основные элементы (разделы) : плановая смета затрат на производство продукции;плановые калькуляции (на единицу продукции, сводная общезаводская калькуляция, калькуляция себестоимости товарной продукции);расчет резервов снижения себестоимости товарной продукции.

Себестоимость реализуемой продукции не равна полной себестоимости, поскольку известно, что не вся произведенная в определенном периоде товарная продукция будет реализована в том же периоде. Объем реализации, а соответственно, и ее финансовый результат зависят также от величины переходящих остатков нереализованной продукции. Поэтому себестоимость товарной продукции должна быть соответствующим образом скорректирована с учетом этого обстоятельства, и в конечном итоге должна быть исчислена полная себестоимость объема реализуемой продукции на плановый период. Иными словами, разница между полной себестоимостью и себестоимостью реализуемой продукции равна остаткам нереализованной продукции на складе на конец и начало планируемого периода.

При этом остатки на конец и начало планируемого периода различаются по сумме. Они также неодинаковы при различных методах планирования выручки от реализации продукции.

Остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода включают в себя следующие элементы:готовую продукцию на складе;товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил;товары отгруженные, не оплаченные в срок;товары на ответственном хранении у покупателей.

При определении полной себестоимости реализованной продукции эти остатки принимаются в расчет по фактической производственной себестоимости отчетного периода в размере их фактического или ожидаемого наличия.

В составе остатков продукции на конец планируемого периода учитывают:готовую продукцию на складе;товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил.

Товары отгруженные, не оплаченные в срок покупателями, и товары, находящиеся на ответственном хранении, обычно не учитываются, так как их невозможно достаточно точно спрогнозировать и они являются следствием нарушения платежной и расчетной дисциплины, и потому они не планируются.

Планирование затрат может осуществляться разными методами — нормативным, расчетно-аналитическим, факторным и др. При планировании переменных и постоянных затрат применяют:а) эмпирические (средние) нормы расхода ресурсов на единицу продукции; б) фактические данные по себестоимости за истекший период или расчетные.

Факторный метод дополняет нормативный и расчетно-аналитический методы, поскольку призван выделять существенные факторы, влияющие на себестоимость продукции.

Для определения минимального объема выпуска продукции, ниже которого производство становится нерентабельным, используют показатель порога рентабельности, или точки критического объема продаж. При этом, изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами в пределах возможностей предприятия, можно решить вопрос оптимизации величины прибыли.

Планирование выручки: важность, способы

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является главным источником доходов хозяйствующих субъектов.

Важность планирования и прогнозирования выручки: от этого зависит расчет финансовых результатов деятельности предприятия.

Следует составлять многовариантные планы объемов продаж, сориентированные на низший, наиболее вероятный и высший объем сбыта продукции по основным номенклатурным позициям.

Показатели вероятных объемов продаж окажутся средними между низшими и высшими прогнозами.

Факторы, лежащие в основе планирования поступлений выручки:

-емкость освоенного рынка продаж выпускаемой продукции и возможности его расширения;

-производственные мощности предприятия, позволяющие выпускать такой объем продукции, который востребован рынком Методы планирования выручки:

-метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализованной продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены: В = Р*Ц, Р – объем сопоставимой реализованной продукции, Ц – цена единицы реализованной продукции.

-расчетный метод, где выручка от реализации определяется исходя из общего выпуска товарной продукции в планируемом периоде в отпускных ценах и общей суммы входных и выходных остатков. Поскольку не вся произведенная в данном периоде продукция (Т) в нем же и реализуется, то при планировании выручки от реализации (Р) учитываются также объемы переходящих ее остатков на начало (О1) и на конец (О2) планового года, то есть используется формула: Р = О1 + Т – О2

Факторы, непосредственно зависящие от деятельности предприятия: В сфере производства — объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, ее качество и конкурентоспособность, ритмичность производства. В сфере обращения — уровень применяемых цен, ритмичность отгрузки, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.

К числу факторов, не зависящих от деятельности предприятия, можно отнести нарушения договорных условий поставки предприятию материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременную оплату продукции вследствие неплатежеспособности покупателя.

Планирование прибыли организации

Важность планирования прибылиобусловлена тем фактом, что прибыль является главным финансовым ресурсом предприятия, за счет которого осуществляются затраты по расширению производства, материальному стимулированию персонала.

Методы планирования прибыли:

-метод прямого детального счета состоит в том, что на планируемый период прибыль от реализации исчисляется по каждому изделию или группам однородных изделий как разница между объемом их реализации в отпускных ценах (без косвенных налогов) и полной себестоимостью, а затем результаты суммируются в целом по предприятию;

-аналитический метод планирования прибыли основан на том, что расчет ведется по каждому фактору, влияющему на ее размер, в отдельности, а затем подводится общий результат.

Наиболее простой вариацией аналитического метода планирования прибыли от выпуска товарной продукции (П) является ее расчет на планируемый год на основе показателя затрат на рубль товарной продукции по формуле: П = Т х (1 - З) : 100,

где Т – товарная продукция в отпускных ценах за вычетом косвенных налогов;

З – затраты на 1 рубль товарной продукции.

Второй вариацией аналитического метода является метод, основанный на показателе базовой рентабельности( это отношение прибыли от выпуска товарной продукции за прошлый год, скорректированной на изменения отпускных цен, которые произойдут в плановом году, к ее полной себестоимости).

Источником образования прибыли предприятий является общий доход, который представляет собой сумму денежных средств, получаемых предприятием от всех видов его деятельности. Прибыль, прежде всего, зависит от объема реализованной продукции, ее конкурентоспособности, маркетинговой, инновационной и инвестиционной деятельности.

Получив прибыль, предприятие в первоочередном порядке обязано перечислить из нее в государственный бюджет предусмотренные Законом налоговые платежи, в состав которых входят: налог на прибыль; местные налоги и сборы. Процесс распределения прибыли завершается формированием чистой прибыли.

Чистая прибыль предприятия – это та ее часть, которая остается после уплаты налоговых платежей и отчислений.

Использование чистой прибыли сводится к ее делению на две части:

-используемую на увеличение имущества (накопление)

-выплачиваемую работникам и собственникам (потребление).

Особенности финансов ФПГ

Финансово- промышленные группы – продукт более развитой формы интеграции предприятий, организаций, учреждений.

Они объединяют множество субъектов хозяйствования, относящихся к разным отраслям экономики: пром-е, торговые, трансп-е предпр- я, банки , кредитные учреж- я , страх. компании. Такие объединения основаны на объективной технологической связи, здесь функц-ют общие интересы и единые эконом. стимулы. Концентрация и сращение капитала всех участников создают базу на которой образуется их фин.потенциал и проявл-ся их осн преимущества.

Цель – привлечь в нац.экономику доп. капитал, необходимый для освоения новых технологий, повышения конкурентоспособности производимой продукции и ее выход на мировые рынки. (Славнефть, Газпром, Лукойл)

Во главе ФПГцентральная компания– это юр.лицо, учрежденное всеми участниками договора на ведение дел ФПГ (выступает от имени участников, ведет консолидированный учет, отчетность, баланс).

В результате объединения промышленного, банковского и торгового капитала ФПГ получают мини-рынок капиталов, управление которыми происходит в единстве с рынком труда и мат.ресурсов. Правовая база – «Закон о ФПГ».

Участники ФПГ сохраняют свою независимость, они самостоятельность действуют на внутреннем рынке, вступают в международные торговые сделки. Центральной компании передаются только функции стратегического управления инвестициями, финансами.

Прибыль ФПГ – консолидированная прибыль ее участников.

По обязательствам ФПГ – ее участники несут солидарную ответственность (устанавливаются договором создания ФПГ).

Виды и признаки банкротства

Виды банкротства:

1) реальное – полная неспособность предприятия выполнять свои обязательства и восстановить в ближайшем будущем свою платежеспособность;

2) техническое – состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности;

3) фиктивное – заведомо ложное объявление предприятием о своей финансовой несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочек, скидок в выполнении своих обязательств;

4) преднамеренное– умышленно созданное руководителем предприятия состояние неплатежеспособности с целью нанесения предприятию экономического ущерба, преследуя личные интересы или интересы отдельных групп

Признаки возможного банкротства:

1) снижение денежных поступлений и доходов от основной деятельности (организация не имеет возможность развивать производство, привлекать ресурсы, занять нишу на рынке)

2) высокая доля заемного капитала (>60%)

Вопросник

1. Финансы субъектов хозяйствования как сфера финансовой системы государства

2. Финансовая служба и ее роль в управлении финансами организации

3. Сущность, функции, цели и задачи финансового менеджмента в организации

4. Финансовая информация о бизнесе, ее источники и пользователи

5. Понятие денежных расходов организации, их состав и источники финансирования

6. Себестоимость продукции, работ, услуг

7. Затраты на производство продукции, работ, услуг

8. Планирование затрат на производство продукции: смета затрат и калькуляция себестоимости

9. Планирования затрат, приходящихся на объем реализуемой продукции

10. Контроль за затратами на производство и реализацию продукции, работ, услуг

11. Понятие поступлений и доходов организации, их состав и структура

12. Выручка организации: понятие и способы учета

13. Планирование выручки: важность, способы

14. Этапы распределения выручки и ее роль в деятельности организации

15. Понятие прибыли и убытка и факторы, их определяющие

16. Состав прибыли до налогообложения организации

17. Распределение и использование прибыли организации

18. Рентабельность как показатель качества хозяйствования

19. Планирование прибыли организации

20. Оборотные средства организации: понятие, состав, особенности кругооборота, роль

21. Определение годовой потребности организации в оборотных средствах: нормирование, нормы, нормативы

22. Методика расчета норматива оборотных средств по сырью

23. Методика расчета норматива оборотных средств по незавершенному производству

24. Методика расчета норматива оборотных средств по готовой продукции

25. Совокупный норматив оборотных средств

26. Прирост норматива оборотных средств и источники его финансирования

27. Показатели эффективности использования оборотных средств

28. Основные средства организации: понятие, особенности кругооборота, роль в процессе производства

29. Сущность налогов и их понимание с позиции государства и организаций

30. Сущность страхования как финансовой категории и его функции

Финансы субъектов хозяйствования как сфера финансовой системы государства

Фин-ая сис-ма государства - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер и звеньев фин. отношений и потоков, а также фин. учреждений, способствующих их возникновению, развитию. Сферы и звенья фин. отношений, отличаются формами и мет-ми формирования целевых фондов и направлениями их использования. Эти отличия обусловливают относительную обособленность и самостоятельность каждой сферы и звена фин. системы в рамках единой экон-ой категории «финансы».

Сферами фин. системы РБ явл.:

а) гос-ые финансы – это совокупность фин. отношений, обеспечивающих воспроизводственный процесс на уровне макроэкономики, а их функционирование связано с формированием и использованием централизованных фондов ден. средств гос-ва и удовлетворением ряда общегосуд-ых нужд;

б) фин. субъектов хозяйствования – это совок-ть фин. отношений, обеспечивающих воспроизводственный процесс на уровне микроэкономики, а их функционирование связано с формир-ем и испол-ием децентрал-ых фондов ден. ср-в субъектов хозяйствования.

Финансы субъектов хозяйствования –это совокупность фин. отношений и потоков, возникающих на уровне микроэкономики и ведущих к образованию и функционированию децентр-ых фондов ден. средств. Это особая сфера фин. системы гос-ва, поскольку именно здесь создаются первичные доходы - продукт дальнейшего распределения и перераспределения.

Звеньями сферы «Финансы субъектов хозяйствования» являются:

- финансы предприятий (организаций) сферы материального производства;

- финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы;

- финансы дом. хоз-в

Фин. отнош-я и потоки в этой сфере возникают в рез-те деят-ти предприятий, орган-й, учреж-й. Они явл. наиболее многочисленными субъектами фин. отношений в гос-ве.


Наши рекомендации