Финансы субъектов хозяйствования

Субъекты хозяйствования создаются как юридические лица в порядке установленном законом.

Согласно Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении:

- обособленное имущество;

- несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам;

- может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;

-исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

-иметь самостоятельный баланс или смету.

Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов организаций.

Децентрализованные финансы состоят из двух подсфер:

- Финансы организаций материального производства;

-Финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Каждая из названных подсфер децентрализованных финансов может подразделяться на звенья.

Деление на звенья может осуществляться по отраслям или по форме собственности.

Например:

По отраслевой направленности финансы организаций материального производства можно распределить по следующим звеньям:

- финансы организаций промышленности;

- финансы сельского хозяйства;

- финансы строительства;

- финансы грузового транспорта;

- финансы связи;

- финансы торговли и заготовок и др.

В непроизводственной подсфере различают следующие финансовые звенья:

- финансы образования;

- финансы культуры и искусства;

- финансы здравоохранения и физической культуры;

- финансы науки и научного обслуживания;

- финансы пассажирского транспорта;

- финансы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания;

- финансы обороны страны и др.

В зависимости от формы собственности в составе обеих подсфер различают: - финансы организаций, основанных на государственной собственности;

- финансы организаций, основанных на частной собственности.

Государственная собственность подразделяется на республиканскую (собственность Республики Беларусь) и коммунальную (собственность административно-территориальных единиц). С учетом этого различают финансы организаций республиканской собственности и финансы организаций коммунальной собственности.

С учетом организационно-правовых обстоятельств, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь, финансы хозяйствующих субъектов подразделяются на финансы коммерческих и некоммерческих организаций.

Коммерческими организациями являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Коммерческие организации часто именуются как предприятия.

Финансы коммерческих организаций являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны – главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих организаций во многом зависит финансовое положение страны в целом.

Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств, а также из заемных и привлеченных. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия источниками его финансовых ресурсов могут быть бюджетные средства, долевые средства учредителей, паевые взносы членов кооперативов, средства акционеров.

В условиях развития рыночных отношений все организации материального производства являются коммерческими организациями т.е. предприятиями.

Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятия.

Они включают денежные отношения, которые возникают между:

а) предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги);

б) предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств);

в) предприятиями и входящими в них структурными подразделениями;

г) предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета);

д) предприятиями и учреждениями банков ( получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

Некоммерческими организациями признаются те, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, и соответствуют этим целям.

Некоммерческие организации могут быть созданы в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных или иных фондов, в других формах, предусмотренных законодательством.

Некоммерческие организации именуются просто организациями.

Названные организационно-правовые формы некоммерческих организаций оказывают влияние на организацию их финансов, в частности, на порядок формирования и использования финансовых ресурсов, на наличие в их составе членских взносов, бюджетных средств. На право использования заемных средств и т.д. В этих организациях широко используется сомообложение как способ получения финансовых ресурсов.

До недавнего времени подавляющая часть организаций непроизводственной сферы осуществляла некоммерческую деятельность, т.е. такую деятельность, которая не преследует цели получения прибыли. Однако в последние годы многие учреждения непроизводственной сферы стали оказывать платные услуги и у них появились некоторые элементы коммерческой деятельности. В связи с этим финансы с этим финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы можно подразделить на три группы:

1) Финансы учреждений и организаций, функционирующих на коммерческой основе;

2) Финансы учреждений и организаций, частично функционирующих на коммерческой основе;

3) Финансы учреждений и организаций, полностью финансируемых из бюджета.

К субъектам хозяйствования относятся также и домашние хозяйства и соответственно различают финансыдомашних хозяйств.

Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Термин «домашнее хозяйство» не равнозначен термину «семья». В отличии от семьи домохозяйство включает не только родственников, но и наемных работников.

Таким образом, внутри сферы «финансы субъектов хозяйствования» деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы не коммерческих организаций, финансы домашних хозяйств.

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.

В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья:

- государственный бюджет (республиканский и местный бюджеты);

- государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

- государственный кредит.

Государственный бюджет является одним из основных звеньев финансовой системы.

Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных.

В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.

В расходной части государственного бюджета указываются конкретные направления денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны.

По размерам доходной и расходной части государственного бюджета обычно судят об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения.

При составлении государственного бюджета большое внимание уделяется сбалансированности бюджета, т.е. чтобы расходы не превышали доходы.

В случае, если расходная часть превышает доходную, образуется бюджетный дефицит, который говорит о том, что в стране имеются финансовые затруднения.

В последние годы государственный бюджет все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, социальной поддержки определенных слоев населения, развития рыночных отношений, развития и укрепления предпринимательских структур, приватизации государственной собственности, развития внешнеэкономической деятельности предприятия.

В состав государственного бюджета Республики Беларусь включаются бюджеты отдельных областей и бюджет города Минска, составляющие в совокупности консолидированный бюджет страны.

Внебюджетные фонды представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.

Использование средств внебюджетных фондов вызвано прежде всего ограниченностью бюджетных ресурсов.

Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия.

Внебюджетные фонды по своему экономическому содержанию представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – мобилизация средств для пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования, приоритетных отраслей экономики и т. д.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.

Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. В Республике Беларусь в связи с тем, что контроль за расходованием этих фондов был недостаточным, некоторые (например, фонд социальной защиты молодежи) были отменены, иные республиканские внебюджетные фонды включены в состав государственного бюджета. Указанные фонды называются республиканскими целевыми бюджетными фондами.

Согласно законодательства, областные и Минский городской Совет депутатов также формируют местные целевые бюджетные фонды (в частности, инновационные).

Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируются законодательством.

Государственный кредит является важным звеном общегосударственных финансов. Посредством государственного кредита осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций, учреждений, Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком ( или займодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

Необходимость существования государственного кредита заключается в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, наличии бюджетного дефицита.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним.

Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, внешний кредит размещается в других странах.

В Республике Беларусь преимущественной развитие получил внутренний кредит. Однако в последние годы в связи с постоянной нехваткой внутренних финансовых ресурсов правительство все шире привлекает внешний, т.е. международный, государственный кредит.

Органы управления финансами – финансовый аппарат – третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой.

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующими полномочиями.

Согласно Конституции Республики Беларусь высшим законодательным и исполнительным органом Республики Беларусь является парламент – Национальное собрание, состоящее из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Представительные органы в лице Национального собрания обсуждают и утверждают республиканский бюджет, принимают законы о бюджете, налогах и сборах в пределах, определенных Конституцией Республики Беларусь.

Наряду с Парламентом регламентация деятельности финансовой системы осуществляется Президентом страны в форме законов, указов, декретов (имеющих силу закона), которые имеют главенствующее значение в регулировании финансовых отношений во всех сферах финансовой системы.

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство Республики Беларусь. Правительство разрабатывает и представляет Президенту страны для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении, обеспечивает проведение данной финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства, изучает постановления и распоряжения по вопросам финансов.

Кроме указанных высших органов государственной и исполнительной власти в финансовой деятельности страны участвуют специальные органы. К ним относятся Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет по ценным бумагам при Правительстве, финансовые управления (отделы) отраслевых министерств, финансовые отделы субъектов хозяйствования и др.

Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.

Особенность третьей сферы (финансового аппарата) состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых отношений, Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства.

Финансовая система Республики Беларусь представлена на рисунке.

Необходимо отметить, что состав и структура финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с Россией и другими странами в составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения.

3.ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА

В современной экономической литературе нет единого мнения по многим вопросам содержания финансовой системы. К наиболее дискуссионным проблемам, в частности, относятся вопросы:

1) количества и наименования сфер финансовой системы;

2) количества и названия звеньев финансовой системы, включаемых в соответствующие сферы финансовой системы.

Некоторые экономисты выделяют кроме названных сфер финансовой системы еще сферу страхования, куда включают: социальное страхование, личное и имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. Безусловно, финансовые отношения, связанные со страхованием, являются очень важной составляющей в общей совокупности финансовых отношений государства.

Но выделять эти отношения в самостоятельную сферу финансовой системы нет экономических оснований. Страховые организации (государственные и негосударственные) функционируют на тех же принципах, что и другие коммерческие организации, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Именно по этой причине страховые организации в Гражданском кодексе Республики Беларусь не выделяются в самостоятельную сферу или звено субъектов хозяйствования.

Что касается социального страхования, то применительно к Республике Беларусь финансовые отношения, формируемые в этом в этом сегменте, материализуются в бюджете Фонда социальной защиты населения, который включается, согласно законодательству в состав республиканских внебюджетных фондов.

До недавнего времени не было единого мнения среди экономистов Республики Беларусь и по вопросу отдельных звеньев, включаемых в каждую из сфер финансовой системы. С принятием Гражданского Кодекса Республики Беларусь в 1998 году этот вопрос можно считать разрешенным. В соответствии с указанным кодексом в Республике Беларусь субъекты хозяйствования включают юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) и физические лица (индивидуальные предприниматели).

Однако до конца не решен вопрос о включении в первую сферу финансовой системы домашних хозяйств. Большинство экономистов не включают в состав финансовой системы домашние хозяйства.

Однако выделение домашних хозяйств в качестве одного из звеньев первой сферы финансовой системы имеет серьезные основания, так как в этом сегменте существуют определенные экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег.

Домашние хозяйства являются важной важной экономической ячейкой общества, где осуществляется процесс формирования денежных доходов и их использование как на внутренние нужды ( на приобретение продовольственных, промышленных и иных товаров), так и на общественные потребности (путем внесения платежей в республиканский и местные бюджеты и их последующего использования на финансирование плановых мероприятий).

Необходимо также иметь в виду, что в состав домашних хозяйств, согласно Системе национальных счетов, входят индивидуальные предприниматели, которые в Республике Беларусь включены в самостоятельное звено финансовой системы (в сфере «финансы субъектов хозяйствования»). Получается, что одна часть домашних хозяйств (индивидуальные предприниматели) включена в финансовую систему, а более значительная часть физических лиц домашних хозяйств, не занимающихся предпринимательской деятельностью, не включается в домашние хозяйства.

Чтобы устранить эти противоречия необходимо внести соответствующие коррективы в законодательство РБ, т.е. вместо индивидуальных предпринимателей включить в число хозяйствующих субъектов домашние хозяйства.

В последнее время в состав общегосударственных финансов отдельные экономисты включают и такое звено, как финансовый или фондовый рынок, который объединяет такие секторы, как рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты.

Все денежные операции, имеющие место в перечисленных секторах фондового рынка, выполняют соответствующие финансовые посредники (кредитные организации, биржи, и другие финансовые институты), которые включаются в коммерческие организации. Поэтому выделять -дополнительное звено – «фондовый рынок» - в составе государственных финансов нет необходимости.

Все сказанное говорит о том, что вопросы состава и структуры финансовой системы государства остаются дискуссионными и требуют дальнейшего осмысления и обсуждения.

Наши рекомендации