Вопрос 1 Понятие, цели создания СЭЗ и их виды
СЭЗ - часть государства, выведенная им за рамки таможенных границ, в которой любое передвижение товаров и денег не подвластно административному или какому-либо иному контролю. Свободные экономические зоны являются частью национального экономического пространства, где для местных и зарубежных предпринимателей создается такая система льгот и стимулов, которая на основе новейших технологий позволяет создавать приоритетные отрасли экономики, способные обеспечить производство высококачественной товарной продукции на мировой или внутренний рынок и успешное развитие социально-экономической жизни регионов своего базирования.
Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов. К экономическим целям относятся: интеграция в мировую экономику, создание полюсов роста, развитие новых территорий, привлечение инвестиций, развитие экспортных производств и рост валютных поступлений. К социальным целям относятся: развитие отсталых регионов, обеспечение более полной занятости рабочей силы в регионе, обучение и подготовка кадров, насыщение национального рынка высококачественными товарами. Часто выделяются научно-технические цели: привлечение новейших технологий, модернизация, получение ноу-хау, обучение собственных специалистов и рабочих новым методам труда, развитие новых наукоемких отраслей и повышение уровня менеджмента.
Существует множество классификаций СЭЗ, в основном в соответствии с целями их создания или хозяйственной специализацией:
- торговые (свободные таможенные, бондовые склады, свободные порты, торгово-производственные);
- промышленно-производственные (импортозамещающие экспортно-ориентированные);
- технико-внедренческие (технополисы, технопарки, внедренческие);
- сервисные (оффшорные, налоговые гавани, игровые, туристические, беспошлинные зоны);
- комплексные (европейские и канадские зоны свободного предпринимательства, специальные экономические зоны КНР, латиноамериканские территории особого режима);
- международные (евро регионы, приграничные зоны).
На практике в чистом виде перечисленные СЭЗ встречаются редко, обычно для каждой из них присуще сочетание особенностей разных типов зон.
СЭЗ - беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенная обособленность в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях от остальной территории принимающей страны, активное взаимодействие с иностранным капиталом, а также тесная связь с мировым рынком. Исторически зонам предшествовало создание свободных портов, иными словами территорий беспошлинного складирования товаров на период поиска покупателей, статус свободных портов имели Генуя (с 1595 года), Венеция (с 1661 года), Марсель (с 1669 года), а в России - Одесса (с 1817 года), Владивосток (с 1862 года) и Батуми (с 1878 года).
Основные требования, которым должна удовлетворять территория для создания СЭЗ благоприятное транспортно-географическое положение (включая возможность осуществлять экспорт-импорт), локальность для соблюдения таможенной границы, развитая инфраструктура, близость квалифицированных кадров, ресурсный потенциал или другие преимущества. Для успеха создания зоны необходимы хорошо разработанное обоснование проекта и четкая регламентация полномочий, прав и обязанностей между администрацией СЭЗ и местными и региональными властями.
Для привлечения инвесторов вводят различные льготы. В практике СЭЗ применяется широкая гамма льгот и стимулов для отечественных и иностранных вкладчиков капитала, зависящих от специфических условий каждой СЭЗ. Обычно, кроме отмены таможенных пошлин, предусматриваются следующие фискальные льготы:
- налоговые каникулы (5—15 лет), отмена какого-либо налогообложения в счет права на экспорт, освобождение от других налогов (НДС, на прибыль, на недвижимость, имущество, доходы персонала, на вывоз капитала), а также региональных и местных налогов;
- отмена налогов на доход иностранного персонала, работающего в СЭЗ;
- полная или частичная отмена налогов на прибыль зональных предприятий на определенный срок и в зависимости от ряда условий.
Другими важными тенденциями указанного этапа развития СЭЗ являются льготные финансовые условия деятельности предприятий, расположенных в этих зонах (аренда, коммунальные платежи, кредиты), и административные льготы - дебюрократизация их управления, оказание услуг, упрощение въезда-выезда иностранцев. Например, в Южной Корее предприятия, созданные в СЭЗ, в течение первых пяти лет полностью освобождаются от налогов, а в последующие три года налоги им снижаются на 50 %. В государстве Шри-Ланка полная отмена налогообложений длится от двух до десяти лет в зависимости от специфики функционирования предприятий СЭЗ, при этом учитываются число занятых на предприятии, приток конвертируемой валюты, применяемая технология и прочее.
Главными функциями администрации экономических зон независимо от их статуса являются:
- организация разработки и реализации стратегии и программы развития СЭЗ;
- организация и контроль за проектированием, строительством и эксплуатацией объектов инфраструктуры зоны;
- разработка в пределах своих полномочий правил, регламентирующих хозяйственную деятельность в СЭЗ;
- выдача лицензий резидентам СЭЗ на инвестирование и ведение хозяйственной деятельности;
- заключение договоров об аренде участков земли, зданий и сооружений и контроль за их осуществлением, установление ставок арендной платы;
- взимание платежей с вкладчиков капитала, создание фонда развития СЭЗ и контроль за использованием средств;
- контроль за выполнением правил хозяйственной деятельности и наказание за их нарушение - до аннулирования лицензий;
-контроль за соблюдением трудового законодательства страны и др.
Вопрос 2 СЭЗ в России
Первые СЭЗ (Выборг и Находка) были созданы в 1988 году, к середине 1990-х годов было зарегистрировано 19 зон, включая зоны экономического благоприятствования (Ингушетия и Кабардино-Балкария). Вложения государства были минимальны, были предоставлены кредиты, но эффект от них отсутствовал. Подавляющее большинство из созданных на территории России СЭЗ оказались нежизнеспособными, лишь Факторами, обусловившими слабость подобных образований до середины 2000-х годов, стали следующие:
- отсутствие адекватного правового регулирования, проект российского закона был разработан в 1995 году и принят в 2005 году;
- слишком большие размеры территории СЭЗ, все российские претенденты на создание СЭЗ стремились взять под свою юрисдикцию как можно большую территорию, не понимая, что чем она крупнее, тем ниже эффективность функционирования зоны;
- нахождение большинства СЭЗ во внутренней части страны, а успешность функционирования СЭЗ во многом зависит от близости к основным транспортным магистралям и мирохозяйственным центрам, что в большинстве случаев обеспечивается за счет приграничного и приморского расположения;
- отрицательное воздействие СЭЗ на экономику региона, принятие льгот, тормозящих развитие производства в зоне, как в Калининградской области в 1990-х годах;
- отсутствие зон для стимулирования инновационной деятельности, для технологического прорыва РФ;
- отсутствие четкого контроля со стороны государственных органов, сделавшее возможными злоупотребления на территории СЭЗ;
- недостаточное использование возможностей, предоставляемых режимом экономического благоприятствования, созданные зоны в основном ограничивали свои производственные функции сборкой продукции из импортных компонентов.
В 2005 году был принят закон об особых экономических зонах (ОЭЗ) - ФЗ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ». Этим законом заложены единая правовая основания создания и функционирования особых экономических зон на территории России.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) по законодательству России — это часть территории России, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.
Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» предусматривает создание особых экономических зон следующих типов: промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных, портовых.
В соответствии с законом, особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Указанные земельные участки должны принадлежать к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения либо земель населенных пунктов. Туристско-рекреационные особые экономические зоны также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения.
Допускается включать в границы особых экономических зон земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц.
Разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования особых экономических зон и управление особыми экономическими зонами возлагаются на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В качестве общего органа управления зональной практикой летом 2005 года был создан РосОЭЗ (федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами), подчиненный Минэкономразвития.
На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:
- инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства;
- благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы;
- предоставляется ряд налоговых преференций
- система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами.
На территории России на начало 2014 года было создано 28 особых экономических зон под управлением ОАО «ОЭЗ», из которых 14 — туристско-рекреационные, 6 — промышленно-производственные, 5 — технико-внедренческие и 3 — портовые. Все они предлагают своим резидентам таможенные преференции (без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования), льготы на налоги (на прибыль, добавленную стоимость, земельный, транспортный и прочее), а также готовую инфраструктуру. При этом льготы на налог на имущество предоставляются на то имущество, которое создано или приобретено, находится и фактически используется на территории ОЭЗ.
Срок жизни зон всех типов — 20 лет, кроме технико-внедренческих, для них — 15 лет.
Динамика инвестиций в ОЭЗ в 2007—2013 годах была положительна, в октябре 2013 года зафиксировано 78,5 млрд. рублей частных инвестиций и 55,6 млрд из федерального бюджета. Важно отметить, что с 2010 года объём частных вложений стал превышать объём государственных, направленных на развитие инфраструктуры, что свидетельствует о качественном развитии ОЭЗ. Так, к середине мая 2014 года на территории ОЭЗ было зафиксировано 379 резидентов, и каждая пятая компания — иностранная. При этом более половины инвесторов сосредоточены в наиболее желаемых для инвесторов типах ОЭЗ — промышленных
К середине мая 2014 года суммарный объём заявленных инвестиций, по данным управляющей компании ОАО «ОЭЗ», составляет 456 млрд. рублей. По оценке аналитиков Intesco Research Group, инвесторы уже вложили порядка четверти всех заявленных инвестиций.