Вопрос 2 Региональный потребительский рынок
Потребительский рынок региона - это основная составляющая структуры рыночной экономики, где часть ВНП в виде товаров и услуг покупается или приобретается населением региона для личного потребления.
Формирование и функционирование регионального потребительского рынка определяется многими факторами - прежде всего связями между потребностями населения и производством, спросом на товары и услуги и их предложением, дифференциацией доходов, уровнем и структурой потребления, текущим потреблением и накоплением и др.
По удельному весу потребительский рынок, обеспечивающий жизнедеятельность населения, занимает ведущее место в системе рынков региона. Он функционирует тем лучше, чем больше производство и ввоз товаров с других территорий соответствует потребностям и платежеспособному спросу населения.
Насыщенность и емкость потребительского рынка зависим от эффективности хозяйственной деятельности в регионе. Чем выше эффективность хозяйственной деятельности, тем, как правило, больше производится товаров и услуг, выше заработная плата и конечное потребление
Таким образом, региональный потребительский рынок воздействует на ряд фаз общественного воспроизводства, тесно связанных между собой в едином процессе, по цепочке: потребности населения производство (предложение) - денежные доходы населения - реализация (торговля) - потребление (удовлетворение потребностей).
Блок потребностей в начале процесса выступает в роли заявок производству, ориентирует его на определенный объем и структуру производственных ресурсов и производимых товаров и услуг. Он определяет приоритеты в политике и производственной программе региона. Каждая из фаз играет свою роль в процессе формирования и использования фонда потребления характеризуется своими особенностями, своим механизмом движения. Потребительский рынок соединяет их в процессе производства и использования фонда потребления.
Главным элементом во взаимодействии фаз являются сигналы, поступающие от потребителей к производителям. Они отражают реальный спрос населения на товары необходимого ассортимента.
Организационно региональный потребительски рынок представлен сетью магазинов розничной мелкооптовой торговли, оптовыми базами, посредническими организациями, предприятиями сферы услуг региона. Им противостоят покупатели, представленные домохозяйствами.
Пространство потребительского рынка определяется территорией, на которой покупатели могут приобрести товар или услугу. В России сегодня принято выделять следующие виды потребительских рынков:
- рынок экономического района (их всего 11 с Калининградской областью, которую принято рассматривать отдельно);
- рынок края, области, республики, округа или их группы;
- рынок города, района, отдельных населенных пунктов, входящих в состав района.
Проводимые исследования потребительского рынка обычно направлены:
- на выявление общего спроса населения на отдельные группы и виды товаров, объема их предложения;
- определение розничного товарооборота;
- соотношения отечественных и импортных товаров, анализ их качества;
- изучение платных услуг и др.
Изучение спроса дает информацию для прогнозирования емкости и структуры рынка.
Для России сегодня характерны перепады в доходах и потреблении, их дифференциация и нестабильность в различных сферах и по социальным труппам, а это снижает стимулы к труду, усугубляет кризисные процессы, нарушает равновесие спроса и предложения, ведет к падению розничного товарооборота.
По размеру душевого дохода и потребления российские регионы сегодня существенно различаются. Доходы москвичей и жителей Ямало-Ненецкого АО более чем в 10 раз превосходят доходы жителей Калмыкии. В Западно - Сибирском регионе первенство по доходам держит Тюменская область. Далее идут Кемеровская, Томская, Новосибирская области и Алтайский край соответственно. Однако стоимость потребительской корзины в регионе существенно нивелируется ценами, которые делают реальные доходы и различных субъектах Федерации примерно одинаковыми. При этом различия по объему розничного товарооборота на душу населения возрастают, и дифференциация регионов по этому показателю усиливается. Объем товарооборота в богатых районах превышает таковой объем в бедных.
Сегодня российский потребительский рынок не сформировался и находится в стадии становления.