Вопрос 2 Региональная экономическая диагностика, ее роль в регулировании процессов развития
Проведение эффективной региональной политики требует глубокой диагностики социально-экономического развития регионов. Диагностика, применительно к экономическим процессам региона, рассматривает причины и величину отклонения экономических процессов в регионе от установленной нормы на основе типичных признаков. Предметом анализа являются связи и зависимости экономических явлений и процессов во всем их многообразии. Диагностика - это определение состояния, выделение проблемных, депрессивных, а также перспективных регионов. Региональная экономическая диагностика позволяет составить содержательный «паспорт» территории, оценить экономический, социальный и экологический потенциал, эффективность его использования; дает возможность получения исчерпывающей информации о состоянии региональных рынков, их емкости, сбалансированности.
Рынок всегда носит пространственный характер и может быть подразделен на локальный, региональный, национальный и мировой. Совокупность локальных рынков формирует региональный рынок. Анализ региональных рынков и их взаимодействия позволяет предпринимателям определить сферу приложения капитала, оцепить перспективность развития в том или ином регионе определенных видов деятельности.
Предметом диагностики является исследование регионального воспроизводственного процесса, экономических, экологических и социальных проблем развития. Диагностика позволяет определить надежность региональных систем, выявить «болевые точки», узкие места с целью принятия адекватных мер, обоснованных управленческих решений. При этом важно выяснить взаимосвязи, зависимости, которые являются определяющими для развития региона. Это, прежде всего, соотношение между:
- спросом и предложением, характеризующее удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах;
- источниками формирования и расходами местных бюджетов, как важное условие экономической самостоятельности и обеспечения комплексного развития региона;
- наличием трудовых ресурсов и рабочих мест, отражающее возможности рационального использования трудового потенциала;
- объемом инвестиций и производственными мощностями строительной индустрии;
- концентрацией производства, социальной инфраструктуры и плотностью населения;
- темпами роста цен и доходов населения;
- объемом экспорта и импорта, ввоза и вывоза.
Объектом диагностики являются явления и процессы, связанные с несовершенством экономического механизма управления. Прежде всего, это недостаточный объем полномочий региональных органов управления, в результате чего их влияние на развитие территории в течение многих лет ограничивалось местным хозяйством, которое по своим масштабам и экономическому потенциалу не могло играть решающей роли в региональном воспроизводственном процессе. Объектом диагностики являются явления и процессы, связанные с несовершенством экономического механизма управления. Прежде всего, это недостаточный объем полномочий региональных органов управления, в результате чего их влияние на развитие территории в течение многих лет ограничивалось местным хозяйством, которое по своим масштабам и экономическому потенциалу не могло играть решающей роли в региональном воспроизводственном процессе.
Не были эквивалентными экономические отношения между региональными органами управления и предприятиями. Пользуясь ресурсами и услугами региона, предприятия недостаточно участвовали в развитии социальной сферы. Доходы местных бюджетов по существу не зависели от эффективности функционирования региональной экономики. Экономический механизм не стимулировал ресурсосбережение.
Для современной территориальной организации производства характерно неравномерное размещение хозяйствующих субъектов и населения, что проявляется в ускоренной урбанизации, чрезмерной концентрации населения в областных центрах, в отставании развития малых и средних городов, ухудшении в них условий проживания.
Следует отметить сложность взаимодействия, сочетания отраслевых и региональных интересов. Отраслевые интересы в большей мере регламентированы, обеспечены системой правовых и экономических рычагов, гарантирующих надежность выполнения взаимных обязательств. Что касается региональных интересов, связанных с обеспечением комплексного развития территории, взаимодействием при решении социально-экономических, природоохранных задач обще регионального характера, то здесь нет четких норм и правил, регулирующих взаимоотношения и обеспечивающих их обязательность для всех участников. В результате возникают конфликтные ситуации.
В зависимости от динамических задач диагноза различается диагностика состояния и диагностика процесса. При диагностике состояния необходимо оценить положение региона на данный период. Диагностика процесса связана с определением динамики развития, выявлением генетики объекта, факторов эндогенного и экзогенного характера, влияющих на развитие региона.
Диагностика как наука включает теорию, принципы и методы организации процессов диагноза. В региональной экономической диагностике это, прежде всего, построение системы индикаторов для оценки состояния регионов и измерение значений этих индикаторов с помощью соответствующих методов, инструментов. Диагностика включает также процедуру сбора и обработки информации.
Диагностика регионального развития проводится заинтересованными органами власти, общественными и другими организациями, субъектами хозяйствования, отдельными исследовательскими коллективами и физическими лицами. Центральные органы власти исходят, прежде всего, из интересов республики в целом, а также преследуют отраслевые и другие цели. Местные органы власти рассматривают возможные варианты обеспечения наиболее благоприятных условий жизни для населения своего региона. Отдельные исследовательские коллективы и физические лица в основном выполняют соответствующие заказы органов власти и субъектов хозяйствования.
Обобщенные данные диагностики служат информационной базой для принятия управленческих решений по достижению устойчивого функционирования регионов, устранению неоправданных различий в уровне жизни населения различных территорий. На их основе разрабатываются планы, прогнозы экономического и социального развития регионов. Диагностическая информация необходима также для банков, инвестиционных компаний, бирж при выработке стратегии размещения капитала и формирования региональных рынков.
Вопрос 3 Показатели социально-экономического развития региона (региональная диагностика)
Региональная диагностика включает оценки уровня развития региона, его специализации и комплексности развития производительных сил, их эффективности, а также исследования региональных рынков товаров и услуг, труда, финансовых структур, уровней инвестиций и инноваций Важное значение имеет также анализ особенностей населения (демографических показателей, системы расселения и др.), оценка ресурсного, научного и производственного потенциалов, уровня развития и размещения инфраструктуры, экологической безопасности.
Для характеристики состояния и тенденций развития экономики регионов в России используется комплекс показателей, определяемых по субъектам Федерации и федеральным округам. Основная часть данных параметров представляется Росстатом и его территориальными подразделениями в регионах, при этом используется информация, получаемая от хозяйствующих субъектов, ряда других государственных органов, в том числе от налоговой службы, таможенной службы, миграционной службы, органов ЗАГС, территориального подразделения Центрального банка России, структур МВД и других.
Уровень развития регионов оценивают по многим видам показателей, которые условно можно разделить на экономические, социальные и политические.
Экономические показатели
Главными экономическими показателями являются валовой внутренний продукт (ВВП) или валовой общественный продукт (ВСП), валовой национальный продукт (ВНП) и валовая добавленная стоимость (ВДС) или национальный доход (НД Д) на одного человека.
Обобщающим показателем масштабов экономической деятельности в регионе является валовой региональный продукт (ВРП). По регионам ВРП определяется только на стадии производства и учитывает доходы, получаемые всеми участниками экономической деятельности, т. е. предпринимателями и собственниками, наемными работниками, государством. ВРП состоит из добавленной стоимости получаемой при вычитании из общего выпуска товаров и услуг промежуточного потребления, т. е. стоимости потребленных товаров и услуг.
Добавленная стоимость включает: прибыль организаций, заработную плату наемных работников, предпринимательские доходы, налоги в составе себестоимости продукции (единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог), поступления в амортизационные фонды участников хозяйственной деятельности.
Уровень экономического развития и особенности формирования хозяйственного комплекса характеризуются также показателями отраслевой структуры (соотношение промышленности, сельского производства, инфраструктуры), финансово-инвестиционными (общие и отраслевые объемы инвестиций, в т ч на одного человека), развития НТП (доля прогрессивных отраслей, уровень развития научно-образовательного сектора, внедрения инноваций) и др. Значительную роль играют показатели «ввоз – вывоз» (в т ч экспорта-импорта) продукции, поскольку они характеризуют специализацию региона, степень обеспеченности отдельным видам продукции, особенности территориальной организации хозяйства, международные интеграционные процессы. Важны также показатели темпов роста производства, институциональных сдвигов.
Социальные показатели
Это показатели качества, уровня жизни населения. К ним относятся показатели совокупных доходов на душу населения (заработной платы с учетом паритета покупательной способности - стоимости потребительской корзины; социальных выплат; денежных сбережений населения и др.), нищеты (уровни бедности, безработицы, инфляции и т.д.), питания людей (пищевая модель и уровень потребления основных продуктов питания), ох раны здоровья, уровня образования, обеспеченности различными материальными благами (например, жильем, средствами связи, собственными автомобилями, информационными средствами), а также некоторые демографические показатели (продолжительности жизни, естественного прироста, детской смертности, доля пожилых людей относительно общей численности населения, миграционный баланс).
Растут требования к показателям уровня развития инфраструктуры, которая сейчас является одним из важнейших критериев оценки общего уровня развития стран и регионов Состояние ее развития определяется показателям мы обеспеченности региональных и местных бюджетов средствами для обеспечения социальных потребностей населения, объектами коммунально-обслуживающего назначения (водоснабжение, канализация, транспорт, основные фонды непроизводственного назначения на одного человека и др.), платными услугами, розничной торговой инфраструктурой и др.
Уровень развития регионов характеризуется также показателями состояния рынка труда: уровни официально зарегистрированной и скрытой безработицы, средняя его продолжительность, соотношение количества безработных и рабочих вакансий.
Политические показатели
Такими показателями являются наличие политических и религиозных свобод в обществе, многообразие политических партий и общественных организаций, уровень коррумпированности власти и т.п. Они используются обычно для оценки уровней развития стран. Однако в случаях, когда в стране имеются значительные внутренние региональные политические и межконфессиональные противоречия, эти показатели выступают важнейшими критериями оцениваемых регионального социально-экономического развития.
Для вычисления и сравнение уровней регионального развития чаще всего используют метод индексов. Он основывается на том, что любой абсолютный статистический показатель можно вычислить как относительный щ относительно аналогичного среднего показателя по стране или миру Средний показатель принимают, как правило, за единицу соответствии конкретные региональные показатели будут или меньше, или больше единицы. С помощью таких расчетов можно быстро и просто вычислить отклонение показателей, исследуемых показателей, которые характеризуется ют обобщенные тенденции развития страны или мира
Различают простые (или специализированные) и сложные (или интегральные) индексы Простые индексы характеризуют только один показатель (например, отклонение регионального ВВП на душу населения от среднего по стране). Сложные индексы определяют составлением (суммированием) или перемножением нескольких простых индексов.
Для определения качественных процессов, которые невозможно охарактеризовать с помощью количественных показателей (например, уровне экономической свободы, демократичности власти, коррумпированности, инвестиционного риска), используют бальный метод оценки, то есть вместо реальных количественных индексов применяют условные бальные индексы. Этот подход, хотя и не дает точной информации, является достаточно достоверным.