Публичные финансы: понятие и соотношение с частными

Финансы бывают публичные и частные

Понятие в трёх аспектах:

1. Историческая категория: периоды развития финансовой науки 1. Ненаучный; 2. Переход к научной обработке; 3. Научный подход. Отношения появились уже в Вавилоне. В Средневековье появились первые труды по финансам.

2. Экономическая категория: экономические отношения, которые связаны с образованием, распределением и использованием денежных средств.

3. Материальный смысл: централизованные и децентрализованные фонды денежных средств

Подходы к финансовой науке: государственный и частный (классический и неоклассический)

Распределительная концепция: только на стадии распределения

Воспроизводственная концепция: на всех стадиях возникают финансы

Сферы денежных отношений:

1. Распределение, образование и использование централизованных денежных фондов;

2. То же но с децентрализованными фондами;

Централизованные денежные фонды:

- публичные бюджеты;

- обособленные денежные средства государственных корпораций;

- денежные части казенных учреждений;

- денежные средства бюджетных учреждений;

- денежные средства унитарных предприятий;

- средства ЦБ;

- денежные средства АО с 100% участием РФ;

Децентрализованные денежные форды:

1. Публичные (АСВ)

2. Частные

Критерии разграничений публичных и частных денежных отношений:

1. По субъекту: публичный и частный субъект;

2. Источники формирования: обязательные платежи и иные методы;

3. Приоритет: расходы и доходы;

4. Цель: обеспечивание публичного интереса и обеспечение другой группы интересов;

5. По составу: централизованные денежные фонды и децентрализованные денежные фонды;

Казна (средства бюджета и федеральное/муниципальное имущество)

Публичная финансовая деятельность

Это финансово-правовая категория, имеющая определяющее значение.

Понятие:деятельность уполномоченного субъекта, которая направлена на образование и обьединение фондов денежных средств, а также их использование в публичных целях.

Субъекты деятельности

1. Те, финансовые полномочия которых являются частью компетенции (Президент, органы исполнительной власти общей компетенции, законодательные органы)

2. Те, которые специально были созданы для осуществления финансовых полномочий (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Центральный банк, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Внебюджетные фонды, АСВ, ВЭБ, УК Фонда консолидации банковского сектора)

Методы публичной финансовой деятельности:

1. Обязательные и добровольные платежи для образования фонда;

2. Метод финансирования и метод кредитования для распределения фонда;

3. Метод наличных и безналичных вопросов

В финансовом праве есть общая и особенная часть

Лекция 2: Понятие и источники финансового права

Понятие, предмет и метод финансового права

Как отрасль права

1) Предмет: общественные отношения, которые складываются в процессе образования, распределения и потребления денежных фондов

2) Метод: императивный + зарождение диспозитивности;

3) Отрасли: бюджетное и налоговое право

4) Институты:

i. государственный и муниципальный контроль

ii. государственный и муниципальный кредит

iii. финансово-правовые основы банковской деятельности

iv. эмисионное право

Как отрасль законодательства

1) Законы:

i. Отраслевые (Кодексы)

ii. Иной принадлежности, но содержащие нормы финансового права (Об основах регулирования и внешней деятельности)

iii. Законы, регулирующие правовое положение органов

Как наука – система знаний

1) Предмет: категории, система, практики, опыт публичных финансов в зарубежных странах.

2) Метод: системный анализ; метод комплексного анализа; сравнительно-правовой; социологический

4. Как учебная дисциплина – систематизированная информация о финансовом праве как об отрасли, так и как о науке.

Источники финансового права

Конституция РФ

a. Свобода перемещения финансов по территории РФ

b. Государственные займы возмещаются на основании закона и принимаются добровольно

c. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют

d. Принципы сбора налогов и сборов устанавливаются ФЗ

e. Стабильность рубля – основная функция ЦБ

f. Нормативно-правовое регулирование = финансовое регулирование – не верно, так как таким образом нарушаются положения Конституции. Понятие финансовый суверенитет

(Конституции ЗС: есть целые главы, посвященные финансовым отношениям (Люксембург, Швеция, Бельгия)

Международные договоры

a. Участие России в Международных финансовых организациях

b. Договоры, связанные с налоговым обложением

c. Сотрудничество в финансово-экономической сфере, включая финансовый контроль

Федеральные законы

a. Бюджетный Кодекс: бюджетные полномочия, контроль, отношения

b. Налоговый Кодекс

c. Часть 1: общие принципы, структуру налоговой системы, основы налогового контроля, налоговые правонарушения

d. Часть 2: -

Единого кодифицированного акта нет.

Закон о бюджете

a. История закона о бюджете. 2004 год – закон о статусе военнослужащих. Возможно ли, чтобы нормы одного закона отменяли нормы другого равного его закона. ФЗ о бюджете – круче, так как он особенный по следующим характеристикам (в принципе, везде признается особенным законом).

b. Характеристики закона о бюджете:

c. Предметно-материальные особенности

d. Предписания касаются доходов и расходов государства за определенное время

e. Этот закон создает условия для реализации правовых норм

f. Не порождает прав и обязательств, которые бы действовали дольше финансового года

g. Закон о бюджете не может отменять и изменять положения других законов, может только приостанавливать

h. Специальные субъекты права законодательной инициативы

i. Для контроля над исполнением есть специальный орган

Подзаконные НПА

a. Федеральные – МинФин, Правительство.

b. У субъектов – Законы по бюджетным отношениям

c. У муниципалов – уставы, решения.

Судебная практика


Наши рекомендации