Лекция 3: Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения

Понятие и особенности финансово-правовых норм

Обычные признаки +

1. Складываются в процессе публичной финансовой деятельности

2. Публично-правовой характер – преобладание публичных интересов (в налоговых отношениях у налогоплательщиков есть право на оспаривание и поэтому нормы применяются наиболее эффективно)

3. Особенности санкций – имущественный характер

Классификация норм:

I. По характеру содержащихся в них предписаний

1. управомочивающие (бюджетный кредит, налоговые льготы);

2. обязывающие (учет, отчетность, проверки аудиторские);

3. запрещающие (устанавливать НПА по собиранию налогов и сборов);

II. По назначению механизмов правового регулирования

1. Материальные (вообще в этом праве в целом нет обособления одних норм от других)

2. Процессуальные (процедуры налоговых проверок)

III. В зависимости от выполняемых функций

1. Регулятивные

2. Охранительные

IV. В зависимости от территории действия

1. Федеральные

2. Региональные

3. Местные

Специализированные (также дополнительные) финансово-правовые нормы

1. Оперативные – вступление в силу, продление действия, прекращение действия;

2. Коллизионные нормы (например про действие международных договоров);

3. Нормы-дефиниции (понятия и термины, используемые в НК; ст. 6 Бюджетного кодекса) являются условиями для применения остальных норм;

4. Нормы-принципы – только то, что закреплено в норме, толкование судов не считается (Принципы налогообложения, Основные начала законодательства о налогах и сборах, Принципы бюджетной системы, Принципы валютного регулирования и валютного контроля)

Презумпции и фикции

Юридические презумпции – предположение о наличии или отсутствии оснований для возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей, направленное на достижение целей правового регулирования. Связаны с целями правового регулирования. Много в НК: п. 7 ст. 3 – добросовестность налогоплательщика; п. 6 ст. 8 – добросовестность налогоплательщика

Виды презумпций

1. Опровержимые – те, в отношении которых закон допускает возможность опровержения, и которые действуют до тех пор, пока не доказано иное (п. 1 ст. 40 НК РФ: для целей налогообложения принято, что цена, указанная в договоре, считается соответствующей уровню рыночных цен);

2. Неопровержимые – те, опровержение которых не допускается (п. 6 ст. 69 НК РФ: требование об уплате налогов; если почтой, то в течение 6 дней налогоплательщик будет считаться получившим уведомление)

Юридические фикции – технико-юридический прием, суть которого состоит в том, что несуществующее объявляется существующим и наоборот (в НК есть элементы налогообложения, после прохождения которых налог считается установленным законом; но сбор может собираться. Случай с индивидуальными предпринимателями)

Финансовые правоотношения

Особенности:

1. В процессе публичной деятельности

2. Властно-имущественный характер – один из участников всегда осуществляет властные полномочия по отношению к субъекту + имущество в качестве объекта

3. Субъект – публично-правовой

Классификация правоотношений

I. По функциональной направленности

1. Регулятивные

2. Охранительные

II. В зависимости от области

1. Бюджетные

2. Налоговые

3. Кредитные

4. Страховые

5. Банковские

III. В зависимости от характера финансово-правовых норм

1. Материальные

2. Процессуальные

IV. По юридическому характеру взаимоотношений

1. Вертикальные – неравные права и обязанности

2. Горизонтальные – равные права и обязанности (даже если статус органов различен)

Субъекты финансового права

I. Публично–территориальные образования (государство и муниципальные образования):

1. Роль государства

i. Казна; или

ii. Властвующий субъект

2. Муниципальные образования

i. Закрытые административно-территориальные образования (особенности касаются бюджетного финансирования: бюджетные ассигнования + обычные межбюджетные траншы)

ii. Особые экономические зоны (ФЗ 2005 года: особый режим предпринимательской деятельности – свободная таможенная зона; УК может быть АО но со 100% участием РФ)

II. Коллективные субъекты:

1. Органы государственной власти и Органы местного самоуправления

2. Юридические лица (ГУП, фонды, публично-правовые компании (см. одноименный ФЗ) и государственные корпорации (ВЭБ, АСВ, Фонд содействия ЖКХ, Роскосмос, Ростехнологии, Роснано, Росатом, Автодор). ОТЛИЧИЯ: см. в законе)

III. Индивидуальные субъекты:

1. Физические лица (граждане + предприниматели)

2. Статус аудитора (ИП + особые права и обязанности по ФЗ; спор о свободе ИП деятельности и аудиторские проверки)

3. Вопросы резидентства (НК: ФЛ, находящееся на территории РФ в течение 183 дней в России; ВП: ФЛ-граждане, кроме проживающих на территории иностранного государства в течение 1 года)

Наши рекомендации