Организация ремонта теплотехнического оборудования

Оборудование теплового хозяйства промышленного пред­приятия необходимо периодически ремонтировать. В каждом цехе должна быть разработана система планово-предупреди­тельных ремонтов, которые выполняются в соответствии с гра­фиком, утвержденным главным инженером предприятия. Кроме плановых ремонтов для ликвидации аварий при эксплуатации оборудования приходится выполнять ремонты аварийные.

Система планово-предупредительного ремонта оборудования состоит из текущих и капитального ремонтов. Текущий ремонт котельных агрегатов производится один раз в 3—4 месяца, а капитальный — один раз в 1—2 года. Одновременно с ко­тельным агрегатом ремонтируется его вспомогательное обору­дование, контрольно-измерительные приборы и система автома-

автоматического регулирования. Текущий ремонт тепловых се­тей производится не реже одного раза в год. Капитальный ре­монт тепловых сетей, имеющих в течение года Сезонный пере­рыв в работе, производится один раз в 1—2 года. В тепловых сетях, работающих без перерыва, капитальный ремонт произ­водится один раз в 2—3 года. В промежутках между текущими ремонтами производится межремонтное обслуживание, которое заключается в устранении мелких дефектов на работающем или находящемся в резерве оборудовании. Сроки текущего и капитального ремонта теплоиспользующего и другого оборудо­вания устанавливаются в соответствии с данными заводов-из­готовителей. При этом обычно текущий ремонт производится 3—4 раза в год, а капитальный— 1 раз в год.

Текущие и капитальный ремонты оборудования произво­дятся своими силами или специализированной организацией на договорных началах. В последнее время ремонтные работы выполняются преимущественно специализированными органи­зациями, так как это сокращает сроки выполнения работ и по­вышает их качество.

Независимо от организации ремонтных работ инженерно-технический и руководящий персонал обязан обеспечить вы­полнение подготовительных операций к моменту остановки обо­рудования для ремонта. Подготовка оборудования к выводу в ремонт заключается в уточнении объема ремонта (составле­нии дефектной ведомости), обеспечении материалами и запас­ными частями. До остановки оборудования подготавливают не­обходимый инструмент и приспособления, леса и рабочие пло­щадки, такелажные устройства, освещение и подвод сжатого воздуха. Подъемные механизмы и такелажные приспособления должны быть проверены и испытаны в соответствии с Прави­лами Госгортехнадзора. Заблаговременно до остановки обору­дования инженерно-технический и руководящий персонал цеха (или участка) производит наружный осмотр и проверяет ра­боту агрегата при повышенной нагрузке. На основании пред­варительной дефектной ведомости составляется сетевой график ремонтных работ.

Качество и сроки ремонтных работ в значительной мере зависят от подготовки персонала. В соответствии с действующими Правилами Госгор­технадзора ремонтный персонал также сдает экзамены по технике безопас­ности в объеме выполняемой работы. До начала работ весь ремонтный пер­сонал должен быть проинструктирован по методам выполнения работ и по технике безопасности. Перед производством каких-либо работ электрическое оборудование должно быть обесточено, теплотехническое оборудование (ко­тельный агрегат, участки трубопроводов, теплоиспользующие аппараты и т. п.) подготовлено в "соответствии с требованиями Правил Госгортехнадзора.

Началом ремонта оборудования считается момент отключения его от паропровода, а если оно было в резерве, момент выдачи ремонтной бригаде наряда-допуска на производство ремонта и вывод оборудования из резерва. О выводе оборудования в ремонт начальником цеха (или участка) либо его заместителем делается соответствующая запись в вахтенном журнале.

После окончания ремонта производится приемка оборудования, которая заключается в поузловой и общей приемке и окончательной оценке качества

выполненного ремонта. Поузловая. приемка выполняется для проверки пол­ноты и качества ремонта, состояния отдельных узлов и «скрытых» работ (башмаков колонн, подземных трубопроводов, барабанов котла при снятой изоляции и т. д.). При общей приемке производится подробный осмотр обо­рудования в холодном состоянии и проверка его при работе с полной на­грузкой в течение 24 ч. Окончательная оценка качества ремонтных работ производится после месячной эксплуатации оборудования.

Прием оборудования после капитального ремонта производится комис­сией под председательством главного энергетика (или механика) предприя­тия. Приемка из текущего ремонта производится начальником цеха (или участка), мастером и начальником одной из смен.

Все пусковые работы после ремонта (опробование вспомогательного оборудования, заполнение котла водой и его растопка, пуск трубопроводов, включение теплоиспользующих аппаратов и т. д.) выполняет вахтенный персонал в соответствии с письменным распоряжением начальника цеха (или участка) либо его заместителя. Результаты ремонта заносятся в тех­нический паспорт оборудования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каков порядок обучения и допуска к самостоятельной работе рабо­чих и инженерно-технических работников?

2. Каковы обязанности ответственного за тепловое хозяйство пред­приятия?

3. Как производятся обучение и проверка знаний обслуживающего пер­сонала?

4. Что такое противоаварийные тренировки и какова их цель?

5. Как должна быть организована вахтенная служба?

6. Какая документация должна находиться у начальника смены?

7. Каковы правила регистрации теплотехнического оборудования в ор­ганах Госгортехнадзора?

8. Какая должна иметься документация на оборудование теплового хо­зяйства?

9. Какие ремонты в течение года выполняются в котельном цехе?

10. Каковы правила вывода котельных агрегатов в ремонт?

11. Как должна производиться приемка оборудования после текущего и капитального ремонта?

ГЛАВА ВТОРАЯ

Наши рекомендации