Разница между субъектом финансового права и субъектом финансового правоотношения
- Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансово-правовых отношений.
- Субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений
14. Три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права + характеристика
- Государство и его территориальные подразделения
- Индивидуальные субъекты (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну);
- Коллективные субъекты (юр. лица различных организационно-правовых форм, в т.ч. объединения предприятий: союзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги).
15. Финансовое право (определения)
ФП – это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств
ФП может быть:
- Отраслью права (система норм, правил поведения);
- Наукой (система знаний, воззрений, представлений о финансовых явлениях и о правовой форме, их опосредующей);
- Учебным курсом (система изучения выработанных наукой представлений о финансовых явлениях и их правовой форме, правоприменительной практики в изучаемой сфере общественной жизни).
Финансово-правовая норма – структура
- Гипотеза (характеризует условия применения нормы);
- Диспозиция (указывает на содержание правила поведения, закрепляет права и обязанности участников финансового правоотношения; пример: обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговом органе в опр. срок, уплатить налог в опр. размере и опр. срок и проч.);
- Санкция (предусматривает юридическую ответственность за нарушение норм).
Виды финансово-правовых норм
a) По функциям
- Регулятивные
- охранительные
b) По юридическому содержанию
- Обязывающие (предписывают в категоричной форме совершать определенные действия, например, платить налоги);
- Запрещающие (предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину);
- Уполномачивающие (содержат дозволения распоряжаться субъективными правами);
c) По объему действия
- (общие и специальные)
d) По территории действия
- действующие на всей территории РФ
- на территории субъекта РФ, муниципального образования
e) По времени действия
- Постоянные
- Временные
f) В зависимости от содержания
- Материальные (закрепляют права и обязанности субъектов финансовых правоотношений, компетенцию и структуру органов управления финансами);
- Процессуальные (порядок деятельности субъектов финансовых правоотношений).
Источники финансового права
Конституция РФ
Международные договоры и соглашения по финансовым вопросам
Законодательные акты РФ и субъектов РФ
Указы Президента РФ
Постановления Правительства Ф
Нормативные акты федеральных исполнительных органов власти (субъектов специальной компетенции в области финансовой деятельности)
Нормативные акты Центрального банка РФ
Решения Конституционного Суда РФ и другие
Финансовый контроль (определение)
ФК - регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств (финансовых ресурсов), правильности и эффективности их использования.
Цель финансового контроля
-выявление отклонений от принятых стандартов, нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на относительно ранних стадиях, чтобы была возможность принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению подобных случаев.
Задачи финансового контроля
- Проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
- Установление правильности и эффективности использования выделенных государственных денежных средств,
- Проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
- Выявление внутренних резервов производства;
- Устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины и т.д.