Сущность и значение управления прибылью
Прибыль – сложная экономическая категория. Она получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.
Основной целью управления формированием прибыли предприятия является выявление основных факторов, определяющих ее конечный размер, и изыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы.
В процессе управления формированием прибыли от реализации на основе системы «CVP» предприятие находит ответы на следующие
вопросы:
- какое влияние окажет на прибыль изменение цен на реализуемую продукцию, изменение переменных и постоянных затрат, объема реализации;
- какой объем реализации обеспечит достижение безубыточности;
- каковы оптимальные объем и структура выпуска;
- как изменение в структуре реализации повлияет на прибыль и
минимальный безубыточный объем;
- какой «запас прочности» есть у предприятия;
- какой объем продаж позволит достичь запланированного объ-
ема прибыли;
- какую прибыль можно ожидать при данном уровне реализации;
- какой минимальный уровень цен на продукцию предприятия
при заданном объеме выпуска позволит избежать убытков;
- как изменение в ассортименте реализуемой продукции повлия-
ет на прибыль и минимальный безубыточный объем;
- производить ли товары и услуги самостоятельно или заказы-
вать их на стороне;
- какова нижняя граница цены на реализуемую продукцию.
Ключевыми элементами анализа соотношения «затраты–объем–прибыль» выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.
Маржинальный доход – это разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.
Порог рентабельности (точка безубыточности) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т. е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка.
Производственный леверидж – это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг).
Маржинальный запас прочности – это процентное отклонение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности).
Эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.
Планирование прибыли
Важнейшая роль прибыли в деятельности организации определяет необходимость правильного ее исчисления. От того, насколько достоверно будет определена плановая прибыль, зависит успешная финансово-хозяйственная деятельность организации. Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планирование прибыли имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для народного хозяйства в целом.
Прибыль планируется отдельно по разделам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, от реализации основных фондов и другого имущества, от внереализационных доходов и расходов.
Основными методами планирования прибыли от реализации товарной продукции являются метод прямого счета и аналитический метод.
Метод прямого счета наиболее широко распространен в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило,
при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.
Расчет ведется по формуле:
П = (В × Ц) – (В × С),где П – плановая прибыль; В – выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении; Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С – полная себестоимость единицы продукции.
Расчету прибыли по методу прямого счета предшествует определение остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого года. Расчет прибыли данным методом достаточно прост, однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу планирования прибыли в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.
Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:
1. Определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период.
2. Исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности.
3. Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д.
Дивидендная политика
Дивидендная политика предприятия связана с определением порядка выплаты дивидендов акционерам. В основе проводимой на предприятии дивидендной политики лежит выбор между выплатой дивидендов держателям акций и реинвестированием полученной прибыли в производство.
На формирование дивидендной политики оказывают влияние следующие факторы: приоритеты развития предприятия; инвестиционные возможности предприятия; наличие альтернативных источников увеличения капитала; конъюнктура, складывающаяся на фондовом рынке; поведение акционеров при выборе между получением текущих доходов и возможностью получать их в будущем.
Содержание дивидендной политики и проблемы ее разработки требуют выявления природы дивидендов. Приобретая акцию предприятия и становясь таким образом его совладельцем, обладатель денежного капитала рассчитывает получить не только требуемую ставку доходности, но и премии, реализуя своеобразный предпринимательский доход. Его размер зависит от многих факторов: компетентности управляющих, рискованности выбранной для вложений сферы деятельности, экономической конъюнктуры и т. п. В отличие от процента (например, по депозиту в банке или облигациям с фиксированной ставкой дохода) размер дивиденда заранее неизвестен. Поэтому, вкладывая деньги в обыкновенные акции, акционер подвергается известному риску, но при нормальном ходе дел на предприятии вознаграждается за это повышенным доходом. Если ставка дивиденда не превышает уровень инфляции, он выполняет ту же функцию, что и процент в сберегательном банке. Вкладывая свои средства в акции, их собственник откладывает свое потребление, что является важным обстоятельством для балансирования потребительского рынка.
Дивидендная политика включает в себя принятие решения о выплате акционерам прибыли в форме дивидендов или удержании ее для инвестирования на предприятии. Решение о выплате дивидендов фактически является решением о финансировании, поскольку увеличение коэффициента дивидендных выплат (доля прибыли, выплачиваемой акционерам в форме дивидендов) уменьшает объем реинвестируемой прибыли. Если рассматривать дивидендную политику только как решение финансирования, то выплата дивидендов выступает в пассивной роли.
Оптимальная дивидендная политика – это субъективная политика каждого отдельного предприятия, выбираемая исходя из особенностей предприятия, его владельцев, инвестиционных возможностей и других факторов, влияющих на дивидендную политику. В числе таких факторов в научной литературе называются: темп роста компании, ее рентабельность, стабильность доходов, удержание контроля над деятельностью компании, степень финансирования за счет заемного капитала, возможность финансирования из внешних источников, стадия жизненного цикла и масштабы компании, налоговые ставки на дивиденды и доходы с прироста капитала, предпочтения акционеров, ограничения правового характера и др.
Из-за большого числа факторов, а также ввиду изменения относительной значимости этих факторов во времени и на отдельных предприятиях невозможны разработка и применение общей модели для формирования дивидендной политики. Поэтому осуществляется выбор коэффициента дивидендных выплат исходя из оценки финансовых потребностей предприятия и поддержания его ликвидности. Рациональная дивидендная политика позволяет максимизировать благосостояние акционеров предприятия и одновременно обеспечить финансирование его деятельности
Управление рентабельностью
Управление формированием рентабельности включает в себя управление повышением рентабельности, профилактику ее снижения, планирование (прогнозирование) рентабельности, учет факторов рентабельности и пр. Если управление рентабельностью представить как систему, то ее подсистемами будут управление прибылью, с одной стороны, и управление расходами предприятия - с другой стороны. В управлении рентабельностью важно соотношение доходности собственных операций и цены привлечения заемных средств. Если заемные средства приносят больше прибыли, чем сумма уплачиваемых процентов на заемный капитал, то разница будет «работать» на повышение рентабельности собственного капитала. Но если соотношение обратное, то привлечение заемных средств ухудшит показатель рентабельности, и потому допустимо только как экстренная мера.
Есть общие методы управления повышением рентабельности и специфические для данного предприятия, прямые и косвенные (когда рентабельность изменяется при проведении прямо не затрагивающих ее мероприятий).
В условиях рынка и конкуренции всемирное повышение рентабельности является одним из наиболее распространенных стратегических курсов предприятий. В то же время в белорусских условиях оно носит довольно формальный характер, так как основной задачей большинства предприятий становится достижение приемлемого уровня рентабельности. Каждое предприятие устанавливает свою «планку» в этой области. Достижение максимальной рентабельности менее распространено. Ему соответствует в той или иной мере лидерство на рынке, агрессивная политика финансирования, высокое качество менеджмента и т. п. Составными элементами максимизации рентабельности являются максимизация прибыли и (или) минимизация затрат и их сочетаний
Управление рентабельностью опирается на модель Дюпона, в соответствии с которой экономическая рентабельность, или рентабельность активов, - это результат умножения коэффициента рентабельности реализованной продукции (РпроД) на коэффициент оборачиваемости акти-вов (Коа) (по числу оборотов):
РЭ= РпроД* Коа
Изменения экономической рентабельности прямо пропорциональны изменениям каждого из этих сомножителей. Рентабельность активов будет максимальной при больших значениях обоих сомножителей. средней - при высоком уровне одного коэффициента и низком уровне другого и минимальной - при малых значениях обоих коэффициентов Управление экономической рентабельностью предполагает как минимум учет всех факторов, влияющих на рентабельность продукции и оборачиваемость активов.
Существует специфика управления процессом повышения отдельных видов рентабельности. Так, управление рентабельностью продукции предполагает в первую очередь снижение себестоимости единицы продукции. Управление процессом повышения рентабельности также предполагает установление минимальных уровней рентабельности от продажи различных групп товаров. Проблемой является одновременное обеспечение высокой рентабельности и приемлемых для покупателей (т. е. низких) цен. В процессе управления рентабельностью, прибылью предприятия используется леверидж (рычаг). Это элемент финансового менеджмента, позволяющий максимизировать рентабельность и прибыль, варьируя соотношение собственных и заемных частей капитала (финансовый леверидж) или соотношение постоянных и переменных издержек (операционный леверидж).