Организация и ведение бухгалтерского учета

Статья 7.Организация бухгалтерского учета экономическим субъектом

1. Бухгалтерский учет экономическим субъектом ведется непрерывно со дня регистрации экономического субъекта до его ликвидации или реорганизации.

2. Вопросы организации бухгалтерского учета экономического субъекта относятся к компетенции его руководителя или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством, учредительными документами и другими документами, предусмотренными для экономического субъекта.

3. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет руководитель и главный бухгалтер или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство экономическим субъектом в соответствии с законодательством и учредительными документами.

4. Для обеспечения ведения бухгалтерского учета экономический субъект самостоятельно избирает формы его организации:

- введение в штат экономического субъекта должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

- ведение на договорных началах бухгалтерского учета экономическим субъектом, оказывающим такие услуги;

- самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно руководителем экономического субъекта. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться экономическими субъектами, отчетность которых должна обнародоваться согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики в бюджетных учреждениях.

Задачи и функциональные обязанности бухгалтерских служб, полномочий руководителя бухгалтерской службы в бюджетных учреждениях определяются на основании внутренних Положений соответствующих Министерств.

5. Экономический субъект самостоятельно:

- определяет собственную учетную политику;

- избирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых принципов, установленных настоящим Законом, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;

- разрабатывает систему и формы внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подпись бухгалтерских документов;

- утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;

- может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим включением их показателей в финансовую отчетность экономического субъекта;

- определяет целесообразность применения международных стандартов (кроме случаев, когда обязательность применения международных стандартов определена законодательством).

6. Руководитель экономического субъекта обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неуклонное исполнение всеми подразделениями, службами и работниками, причастными к бухгалтерскому учету, правомерных требований бухгалтера по соблюдению порядка оформления и передачи для учета первичных документов.

7. Главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета экономического субъекта:

- обеспечивает соблюдение экономическим субъектом установленных единых методологических принципов бухгалтерского учета, составление и представление в установленные сроки финансовой отчетности;

- организует контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;

- принимает участие в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостачи, кражи и порчи активов экономического субъекта;

- обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях экономического субъекта;

- организует контроль за своевременным заключением договоров о полной индивидуальной (коллективной) материальной ответственности с соответствующими категориями сотрудников экономического субъекта.

8. Ответственность за бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с ликвидацией экономического субъекта, включая оценку имущества и обязательств экономического субъекта, и составление ликвидационного баланса, и финансовой отчетности, возлагается на ликвидационную комиссию, создаваемую в соответствии с законодательством.

9. В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

- данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

- объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета в бухгалтерской и/или финансовой отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность отражения финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Статья 8.Учетная политика

1. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь настоящим Законом, республиканскими стандартами.

2. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

3. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

- изменении требований, установленных законодательством о бухгалтерском учете, республиканскими стандартами;

- разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

- существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Статья 9.Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета

1. Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены при осуществлении хозяйственной операции, а если это невозможно – непосредственно после ее завершения. Для контроля и упорядочения обработки данных на основании первичных документов могут составляться сводные учетные документы.

2. Первичные учетные документы могут быть составлены на бумажных и/или электронных носителях (в электронном виде) и должны иметь следующие обязательные реквизиты:

- название документа (формы);

- дату и место составления;

- название экономического субъекта, от имени которого составлен документ;

- содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

- должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные данные и подпись, а также другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции;

- оттиск печати (штампа) в случаях, когда использование такой печати (штампа) является обязательным в соответствии с законодательством.

3. Информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, систематизируется на счетах бухгалтерского учета в регистрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи их на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Операции в иностранной валюте отражаются также в валюте расчетов и платежей по каждой иностранной валюте. Данные аналитических счетов должны быть тождественными соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца.

4. Регистры бухгалтерского учета должны иметь название, период регистрации хозяйственных операций, фамилии и подписи или другие данные, дающие возможность идентифицировать лиц, принимавших участие в их составлении.

5. Хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.

6. В случае составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях информации предприятие обязано за свой счет изготовить их копии на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов в пределах их полномочий, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.

7. Экономический субъект принимает все необходимые меры для предупреждения исправления записей в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета и обеспечивает их надлежащую сохранность в течение срока, определенного настоящим Законом.

8. Ответственность за несвоевременное составление первичных документов бухгалтерского учета и/или недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и/или подписавшие эти документы.

9. Копии первичных документов и регистров бухгалтерского учета экономического субъекта предоставляются только по решению соответствующих органов, принятому в рамках их полномочий, предусмотренных законодательством. Обязательным является составление реестра документов, которые предоставляются в порядке, установленном законодательством.

Изъятие оригиналов таких документов и регистров запрещается, кроме случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством.

Статья 10.Инвентаризация активов и обязательств

1. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности экономические субъекты обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

2. Объекты и периодичность проведения инвентаризации определяются руководителем экономического субъекта, один раз в год, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 11.Особенности бухгалтерской и/или финансовой отчетности при реорганизации юридического лица

1. Последним отчетным годом для реорганизуемого юридического лица, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации.

2. При реорганизации юридического лица в форме присоединения последним отчетным годом для юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу, является период с 1 января года, в котором внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения.

3. Реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую и/или финансовую отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

4. Последняя бухгалтерская и/или финансовая отчетность должна включать данные о хозяйственных операциях, имевших место в период с даты утверждения акта приема-передачи (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

5. Первым отчетным годом для возникшего в результате реорганизации юридического лица, за исключением организаций государственного сектора, является период с даты его государственной регистрации по 31 декабря года, в котором произошла реорганизация, включительно, если иное не установлено республиканскими стандартами.

6. Возникшее в результате реорганизации юридическое лицо, за исключением организаций государственного сектора, должно составить первую бухгалтерскую и финансовую отчетность по состоянию на дату его государственной регистрации, если иное не установлено республиканскими стандартами.

7. Первая бухгалтерская и/или финансовая отчетность составляется на основе утвержденного акта приема-передачи (разделительного баланса) и данных о хозяйственных операциях, имевших место в период с даты утверждения акта приема-передачи (разделительного баланса) до даты государственной регистрации возникших в результате реорганизации юридических лиц, за исключением организаций государственного сектора (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

Статья 12.Особенности бухгалтерской и/или финансовой отчетности при ликвидации юридического лица

1. Отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи.

2. Последняя бухгалтерская и/или финансовая отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом.

3. Последняя бухгалтерская и/или финансовая отчетность составляется на дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей записи о ликвидации юридического лица.

4. Последняя бухгалтерская и/или финансовая отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о хозяйственных операциях, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей записи о ликвидации юридического лица.

РАЗДЕЛ IV

ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Статья 13.Общие требования к финансовой отчетности

1. На основе данных бухгалтерского учета экономические субъекты обязаны составлять финансовую отчетность. Финансовую отчетность подписывают руководитель и бухгалтер экономического субъекта.

2. Финансовая отчетность экономического субъекта (кроме бюджетных учреждений, представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности и субъектов малого предпринимательства, признанных такими в соответствии с действующим законодательством) обязательно включает:

- баланс;

- отчет о финансовых результатах.

А также может включать:

- отчет о движении денежных средств;

- отчет о собственном капитале;

- примечания к отчетности.

3. Для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности республиканскими стандартами устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

4. Формы финансовой отчетности экономических субъектов (кроме банков) и порядок их заполнения устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики, по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере статистики.

5. Формы финансовой отчетности банков устанавливаются Центральным Республиканским Банком Донецкой Народной Республики.

6. Формы финансовой отчетности бюджетных учреждений и финансовой отчетности о выполнении бюджетов устанавливаются республиканским органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики.

7. Экономический субъект, отвечающий критериям субъектов малого предпринимательства, обязан составлять и подавать финансовую отчетность один раз в календарный год, следующий за отчетным, по состоянию на первое января, но не позднее срока, определенного органами государственной статистики и Министерством доходов и сборов.

Статья 14.Консолидированная и сводная финансовая отчетность

1. Экономические субъекты (дочерние предприятия, филиалы, обособленные структурные подразделения) кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, обязаны составлять и предоставлять консолидированную финансовую отчетность.

2. Министерства, другие республиканские органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся экономические субъекты, основанные на государственной собственности, и органы, осуществляющие управление имуществом предприятий, основанных на муниципальной собственности, кроме собственных отчетов, составляют и предоставляют сводную финансовую отчетность по всем экономическим субъектам, относящимся к сфере их управления.

Указанные также отдельно составляют сводную финансовую отчетность по хозяйственным обществам, акции (доли, паи) которых находятся соответственно в государственной и муниципальной собственности.

Статья 15.Применение международных стандартов

1. Для составления финансовой отчетности применяются международные стандарты, если они не противоречат настоящему Закону и официально обнародованы на веб-сайте республиканского органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики.

2. Публичные акционерные общества, банки, страховые компании, а также экономические субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность по видам, перечень которых определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики, составляют финансовую отчетность и консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам.

3. Экономический субъект, кроме указанных в части второй настоящей статьи, самостоятельно определяет целесообразность применения международных стандартов для составления финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности.

4. Экономический субъект информирует в порядке, установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики, республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере статистики, о составлении им финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам.

5. Финансовая отчетность и консолидированная финансовая отчетность, составленные по международным стандартам, подаются в соответствующие органы в порядке, определенном настоящим Законом.

Статья 16.Отчетный период

1.Отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Промежуточная финансовая отчетность составляется ежемесячно, ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

Годовой баланс экономического субъекта составляется по состоянию на конец последнего дня квартала (календарного года).

2. Первый отчетный период вновь созданного экономического субъекта может быть менее чем 12 месяцев, но не более чем 15 месяцев.

3. Отчетным периодом ликвидируемого экономического субъекта является период с начала года до даты его ликвидации.

Статья 17.Представление и обнародование финансовой отчетности

1. Экономический субъект (кроме субъектов малого предпринимательства, указанного в части 7 статьи 13 настоящего Закона) обязан подавать квартальную и годовую финансовую отчетность органам, к сфере управления которых он относится. Органам исполнительной власти финансовая отчетность подается в соответствии с законодательством. Срок подачи финансовой отчетности устанавливается соответствующим органом Донецкой Народной Республики.

2. Финансовая отчетность экономического субъекта является коммерческой тайной, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

3. Публичные акционерные общества, банки, страховые компании и другие финансовые учреждения обязаны не позднее, чем до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом, обнародовать годовую финансовую отчетность и годовую консолидированную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением путем опубликования в периодических или непериодических изданиях.

Статья 18.Контроль за соблюдением законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности

Контроль за соблюдением законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности осуществляется Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики и Министерством финансов Донецкой Народной Республики в пределах их полномочий.

РАЗДЕЛ V

Наши рекомендации