Вопрос 1. Понятие инвестиционной стратегии и этапы ее осуществления.
Стратегией финансового управления называют систему решений и намеченных направлений деятельности, рассчитанных на долгосрочную перспективу и предусматривающих достижение поставленных целей и финансовых задач по обеспечению оптимальной и стабильной работы хозяйственной структуры исходя из сложившейся действительности и планируемых результатов.
Для успешной реализации любой стратегии необходимо стратегическое управление - это вид деятельности по управлению, состоящий в реализации наиболее важных качественно определенных направлений развития через осуществление изменений в организации; обеспечение оптимального взаимодействия организации с ее окружением.
Выявление и обоснование решений, выбор альтернатив для определения и оценки стратегии проводят на основе стратегического анализа инвестиционной деятельности.
Стратегический анализ - направление анализа, основанное на реализации системного и ситуационного подходов при изучении различных факторов, влияющих на процесс стратегического управления.
Ситуационный подход в управлении - это моментное, разовое принятие решений, вызванное возникающими потребностями, изменениями внутренних или внешних условий, требующих адекватного реагирования со стороны руководства.
Системный подход в отличие от ситуационного предполагает управление организацией как единую совокупность взаимосвязанных взаимодействующих элементов. Систематизация элементов проводится на основе изучения их взаимосвязи и взаимообусловленности, т.е. рассмотрения отдельных подразделений организации, направлений анализа, показателей, факторов, комплексного выявления резервов по отдельным и общим показателям деятельности организации. Это позволяет построить приблизительную модель изучаемого объекта, определить его главные компоненты, функции, соподчиненность элементов системы; раскрыть логико-методологическую схему анализа, которая соответствует внутренним связям изучаемых показателей.
Стратегию реализуют выполнением тактических операций. Тактикой финансового управления называют совокупность приемов и форм предпринимательской деятельности, направленных на достижение того или иного этапа финансовой стратегии, употребляемых в соответствии с конкретными ситуациями, возникающими при реализации стратегии. Это определение способа для каждого этапа, предусмотренного общим планом стратегии. Общее требование, предъявляемое к тактике, - способствовать развитию стратегии, а не препятствовать ей, не дискредитировать ее. Иначе говоря, финансовая тактика - это текущие оперативные действия предпринимателя, подчиненные стратегическим целям и задачам финансового управления.
Для обоснования и оценки тактики проводят тактический анализ, т.е. анализ текущих, оперативных решений и процессов оценки предпринимательской тактики.
Главная особенность стратегии - качественная последовательность действий и состояний, которые используются для достижения целей организации. Инвестиционную стратегию можно определить как формирование долгосрочных целей инвестиционной деятельности предприятия и поиск путей их достижения. В инвестиционной стратегии должны быть определены:
- цели, которые намеревается достигнуть предприятие;
- сроки, в течение которых эти цели могут быть действительно достигнуты;
- способы, которые при этом будут использованы;
- затраты, требующиеся для осуществления программы;
- источники возмещения этих затрат.
Каждое предприятие функционирует в условиях некой внешней среды, изменения в которой носят в значительной степени случайный характер и не могут в полной мере контролироваться им. В связи с этим его инвестиционная стратегия должна предусматривать меры как активного противодействия предприятия, при неблагоприятных воздействиях на него внешней среды, которые могут проявиться на протяжении срока реализации стратегии, так и пассивного его приспособления к этим воздействиям, при наименьших потерях. Поэтому в составе инвестиционной стратегии предприятия должны содержаться блок мониторинга, предусматривающий методологию и организационные механизмы контроля, анализа и принятия решений, обеспечивающие либо полное достижение поставленных целей, либо их корректировку, либо полный отказ от их достижения. Взаимодействие отдельных этапов разработки и осуществления инвестиционной стратегии представлено на рис. 1.
1. Формирование цели инвестиционной стратегии (Определение параметров цели: 1.1. конечный результат; срок его получения; затраты связанные с осуществлением цели; способы обеспечения затрат) → 2. Поиск средств достижения целей → 3. Практическая деятельность по достижению результатов поставленной цели → 4. Мониторинг: контроль и анализ процесса достижения поставленной цели → 5. Корректировка отдельных параметров поставленной цели и самой цели.
В зависимости от того, как формулируется цель инвестиционной стратегии предприятия, определяется и набор способов, с помощью которых эта цель может быть достигнута. Например, целью Г. Форда было посадить всю Америку на автомобиль в течение ближайших 20 лет. Это определило как масштаб, так и технологию, и организацию производства этих автомобилей. Очевидно, что достижение данной цели потребовало массового производства, а продукция должна была быть достаточно дешевой, доступной миллионам потребителей. Это же в свою очередь, привело к необходимости организации поточного конвейерного производства с высокой производительностью труда и малой трудоемкостью готовых изделий, свойства которых (скорость, грузоподъемность, вес, расход топлива и т.д.) были максимально унифицированы.
Напротив когда фирма «Феррари» поставила целью создать престижный дорогой автомобиль с исключительными показателями скорости и маневренности для богатых, заботящихся о своем имидже потребителей, это определило штучных характер производства, ориентированного на индивидуальные требования. Автомобили выпускались малыми сериями, а иногда в единичных экземплярах. Продукция имела мощные двигатели с большим расходом топлива, что позволяло быстро разгоняться.