Тема 4: Дивидендная политика организации
Цель лекции: дать характеристику существующим теориям дивидендов, раскрыть содержание дивидендной политики компании, научить студентов определять ее эффективность
Основные вопросы:
1. Механизм распределения прибыли. Реинвестиции и дивиденд.
2. Теории дивидендов.
3. Этапы дивидендной политики организации.
4. Источники и формы выплат дивидендов.
Механизм распределения прибыли. Реинвестиции и дивиденд
Дивидендная политика оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, на изменение благосостояния ее владельцев.
Дивидендная политика в рыночной экономике должна способствовать достижению главной цели финансового менеджмента - максимизации благосостояния собственника предприятия в текущем и перспективном периоде. Формой реализации дивидендной политики выступает механизм распределения прибыли по двум основным направлениям: реинвестирование прибыли и выплата доходов собственникам предприятия.
Упрощенная схема распределения прибыли отчетного периода: часть прибыли выплачивается в виде дивидендов, оставшаяся часть реинвестируется в активы компании.
Дивидендная политика - часть финансовой политики предприятия, заключающуюся в оптимизации соотношения между потребляемой и капитализируемой частями прибыли с целью максимизации рыночной стоимости акций.
Цель дивидендной политики – установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость организации и обеспечивающим стратегическое развитие.
Рыночная стоимость организации - это суммарная рыночная оценка собственного и заемного капитала.
Капитализированная чистая прибыль, являясь резервом собственных финансовых ресурсов предприятия для производственного развития в долгосрочном периоде, предназначена для реинвестирования в производство.
Реинвестирование прибыли - это поиск, изучение, экономическая оценка альтернативных инвестиционных проектов с точки зрения потенциальных доходов предприятия и реализация наиболее эффективных из них. Реинвестирование - дешевая форма финансирования деятельности по сравнению с выпуском акций, позволяет сохранять контроль за деятельностью организации.
Часть чистой прибыли предприятия с определенной периодичностью (ежегодно, ежеквартально, раз в полгода) распределяется между акционерами в соответствии с видами и количеством акций, находящихся в их владении.
Дивиденд - это доля прибыли, приходящаяся на одну акцию и представляющая текущий доход акционеров.
В Российской Федерации дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям). Выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или в натуральной форме; выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность дивидендами не признаются (Налоговый кодекс РФ, ч. 1, ст. 43).
Теории дивидендной политики
В теории важное значение имеет ответ на вопрос о влиянии изменений в дивидендной политики на рыночную стоимость предприятия. Существуют два подхода в решении ключевого вопроса дивидендной политики.
1) выбор дивидендной политики не влияет на цены акций предприятия и его рыночную стоимость.
Дивидендная политика рассматривается только как решение о финансировании, в результате которого величина дивидендного выхода изменяется от 0 до 100% в соответствии с колебаниями числа приемлемых для предприятия инвестиционных проектов. Пассивная роль дивидендной политики в механизме управления прибылью и собственным капиталом полностью снимает вопрос об оптимизации размера дивидендного выхода.
2) выбор дивидендной политики влияет на цены акций организации и ее рыночную стоимость:
а) Максимизирует рыночную стоимость при высоком значении показателя дивидендных выплат (традиционная теория).
б) Максимизирует рыночную стоимость при низком (или нулевом) значении показателя дивидендного выхода (радикальная теория).
I. В рамках первой концепции Ф.Модильян и М.Миллер разработали теорию иррелевантности дивидендов. При обосновании своей позиции авторы использовали допущения: отсутствие налогообложения, расходов по выпуску акций и трансакционных издержек; независимость инвестиционной политики от политики выплаты дивидендов, наличие асимметричной информации у инвесторов и менеджеров. В условиях совершенных рынков капитала инвесторам безразличен выбор между дивидендами и доходом от прироста капитала и они могут принимать решения по направлению полученного дохода на реинвестирование в активы, либо на потребление в зависимости от своих предпочтений.
С учетом принятых допущений была доказана независимость цены акция и рыночной стоимости предприятия от дивидендной политики. Ф. Модильян М. Миллер утверждали, что благосостояние собственников предприятия и рыночная стоимость предприятия определяются не пропорцией распределения прибыли, а размером формируемой прибыли.
Недостаток данной теории - это нереальность исходных условий, на которых она базируется.
II. а) Основные теоретические разработки в рамках традиционного направления были выполнены М. Гордоном и Дж. Линтнером. В своей теории предпочтительности дивидендов (теория «синицы в руках») они обратили внимание на необходимость учета фактора риска при принятии решений по поводу распределения прибыли, доступной владельцам обыкновенных акций. По их мнению, тип поведения инвесторов определяется тем, что они более заинтересованы в получении менее рискованных текущих дивидендных выплат по сравнению с доходом от прироста капитала в будущем. Инвесторы придерживаются принципа «лучше синица в руках, чем журавль в небе»:
В модели Гордона (Теоретическая стоимость акции = ожидаемый дивиденд/ (приемлемая доходность – ожидаемый темп прироста дивидендов) дивидендная доходность менее рискованная часть, чем капитализированная доходность в силу обстоятельств:
- прирост ожидаемой доходности вследствие увеличения курсовой стоимости акции менее прогнозируем, чем дивиденд;
- инвесторы менее информированы, чем менеджеры об инвестиционных возможностях и о доходности инвестиционных проектов;
- большее влияния инвесторов на определение размера дивиденда, чем на установление цены акции.
Инвесторов, предпочитающих дивидендные выплаты, удовлетворяет меньшая норма дохода на инвестированный капитал, что приводит к росту рыночной оценки акционерного капитала. В случае невыплаты дивидендов приемлемая для инвесторов норма дохода повышается, а рыночная оценка акционерного капитала снижается.
Так как ожидаемая общая доходность акций растет по мере снижения удельного веса дивидендов в прибыли и возрастания риска инвесторов, предприятия должны устанавливать высокий удельный вес дивидендных выплат в прибыли и предлагать высокую дивидендную доходность в целях максимизации своей стоимости.
По мнению оппонентов данной теории, большинство инвесторов полученные дивиденды вновь реинвестируют в акции своего или другого предприятия, т.е. для них рискованность денежных потоков предприятия в долгосрочном периоде определяется риском деятельности предприятия, а не типом его дивидендной политики. Таким образом, фактор риска нельзя использовать в пользу выбора той или иной дивидендной политики.
В рамках второго направления Р. Лиценбергером и К. Рамасвами разработана теория налоговой дифференциации. Они называют минимизацию налогообложения доходов инвесторов – главным фактором, влияющим на цену акции и рыночную стоимость организации. Они исходили из того, что всегда существуют различия в налогообложении доходов акционеров. Налоговые удержания с прироста капитала в результате налоговых льгот на реинвестируемую прибыль, действия фактора временной стоимости денег при отсрочке момента уплаты налогов на доход от прироста капитала, преимуществ по налоговым ставкам, практически всегда ниже, чем налоговые выплаты по текущим дивидендным доходам акционеров. Инвесторы отдадут предпочтение доходу от прироста капитала.
Таким образом, дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат для уменьшения налогообложения совокупного дохода собственника в целях максимизации рыночной стоимости организации. Данная теория не учитывает интересы мелких собственников. По их мнению, предпочтения этой группы акционеров снижают спрос на акции с низкой дивидендной доходностью и рыночная цена акций падает.
Рассмотренные теории предлагают противоречивые рекомендации по формированию дивидендной политики. В связи с этим на практике выбор оптимальной политики выплаты дивидендов затруднен.
Этапы дивидендной политики
Дивидендная политика акционерного общества формируется по этапам:
1. Оценка факторов, определяющих формирование дивидендной политики
2. Выбор типа дивидендной политики
3. Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики
4. Определение уровня дивидендных выплат на одну акцию
5. Оценка эффективности дивидендной политики
1. Оценка основных факторов, определяющих формирование дивидендной политики. Факторы подразделяют на группы:
Факторы, характеризующие инвестиционные возможности организации.
- стадия жизненного цикла компании (на ранних стадиях акционерная компания вынуждена больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая выплату дивидендов);
- необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ (в периоды активизации инвестиционной деятельности, направленной на расширенное воспроизводство основных фондов и нематериальных активов, потребность в капитализации прибыли возрастает);
- степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности (отдельные проекты требуют бысрой реализации в целях обеспечения эффективной их эксплуатации при благоприятной конъюнктуре рынка, что обусловливает необходимость концентрации собственных финансовых ресурсов в эти периоды).
Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников. В этой группе факторов основными являются:
- достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;
- стоимость привлечения акционерного капитала;
- стоимость привлечения заемного капитала;
- доступность кредитов на финансовом рынке;
- уровень кредитоспособности акционерного общества.
Факторы, связанные с объективными ограничениями.
- уровень налогообложения дивидендов;
- уровень налогообложения имущества предприятий;
- достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;
- фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.
Прочие факторы.
- конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает);
- уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;
- неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат);
2. Выбор типа дивидендной политики – с учетом финансовой стратегии общества, оценки отдельных факторов.
3. Механизм распределения прибыли акционерного общества в соответствии с избранным типом дивидендной политики предусматривает:
На 1 этапе из суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие фонды, предусмотренные уставом общества. „Очищенная" сумма чистой прибыли - „дивидендный коридор", в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.
На 2 этапе оставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части. Если акционерное общество придерживается остаточного типа дивидендной политики, то главная задача - формирование фонда производственного развития и наоборот.
На 3 этапе фонд потребления распределяется на фонд дивидендных выплат и фонд потребления персонала акционерного общества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их социальных нужд). Основа распределения - тип дивидендной политики и обязательства акционерного общества по коллективному трудовому договору.
4. Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию:
УДВпа = (ФДВ – ВП)/ Кпа,
где УДВпа — уровень дивидендных выплат на одну акцию;
ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;
ВП — фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций (по предусматриваемому их уровню);
Кпа — количество простых акций, эмитированных акционерным обществом.
5. Оценка эффектности дивидендной политики акционерного общества основывается на использовании следующих показателей:
а) коэффициент дивидендных выплат.
Кдв = ФДВ/ЧП или ДА/Чпа,
где Кдв - коэффициент дивидендных выплат;
ФДВ- фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;
ЧП — сумма чистой прибыли акционерного общества;
ДА — сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию;
ЧПа — сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию.
б) коэффициент соотношения цены и дохода по акции.
Кц/д = Рца/Да,
где Кц/д — коэффициент соотношения цены и дохода по акции;
РЦа — рыночная цена одной акции;
Да — сумма дивидендов, выплаченных на одну акцию.
При оценке эффективности дивидендной политики могут быть использованы также показатели динамики рыночной стоимости акций.