Исследование и формирование количественных целей.
Это очень важно для управления организацией, так как количественные цели определяют выбор методов управления организацией, применение компьютерной техники в управлении. Количественные характеристики целей фиксируются в стратегических и годовых планах организации. Количественные цели ориентируют организацию на достижение определенных показателей и конкретизируют выбранные качественные цели.
Рис.1. Дерево целей организации
Таблица 2.
Примерные формулировки целей функциональных подсистем
Функциональная подсистема | Ключевая цель |
Маркетинг | Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на конкретном рынке |
Производство | Достичь наивысшего уровня производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции |
Научно-исследовательские разработки (инновации) | Завоевать лидирующие позиции по вводу новых видов продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации (продаж) |
Финансы | Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов |
Персонал | Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе |
Менеджмент | Определить критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов |
Подсистема «Маркетинг» направляет свою деятельность на формирование спроса, поэтому целями являются:
• определение потребности населения и производства в продукции и услугах предприятия;
• разработка и спецификация параметров новой продукции;
• освоение рынков;
• распределение и доставка продукции потребителям;
• контроль за изменением вкуса и спроса потребителей;
• сбор и обработка информации о товаре;
• рекламирование фирмы и ее продукции.
Подсистема «Производство» охватывает такие виды деятельности организации, как получение, хранение и распределение средств производства, превращение ресурсов в конечный продукт, его хранение и распределение, а также послепродажное обслуживание.
При установлении целей по этой подсистеме необходимо учитывать разнообразие видов выполняемых работ. Так, предпроизводственная подготовка связана с приемкой товаров, сырья, материалов, хранением на складах, управлением запасами. Само производство требует машинной обработки, сборки, контроля качества, упаковки, технического обслуживания оборудования. Работа с конечной продукцией (послепроизводственная логистика) связана с размещением готовых товаров на складе, с обработкой заказов и доставкой товара. Наконец, послепродажное обслуживание требует проведения установочных работ, ремонта, поставки запасных частей.
Цели этой сложнейшей подсистемы организации устанавливаются в виде системы показателей, отражающих объем, ассортимент продукции, качество, производительность, затраты и т.д.
Подсистема, связанная с исследованиями и разработками, реализует цели нововведений на предприятии. Ее направленность — это поиск новых видов продукции и услуг для замены устаревших, определение целей проведения научных исследований и разработок, введения новшеств и модернизации всех сфер деятельности предприятия.
Подсистема «Персонал» предназначена для работы с трудовым коллективом и формулирует свои цели по найму, расстановке, обучению, продвижению и оплате труда работников предприятия. Важнейшей ее целью является высокая заинтересованность сотрудников в решении общих задач предприятия и создание для этого благоприятного климата.
Подсистема «Финансы» нацеливает свою деятельность на организацию финансирования, кредитования, налоговых обязательств, составление бюджетов (по предприятию в целом, его подразделениям и программам).
Подсистема «Менеджмент» имеет в качестве ключевой задачи эффективное достижение целей организации, исключающее нерациональные затраты времени, ресурсов и талантов. В соответствии с нею подсистема устанавливает цели по активизации работников всех подразделений организации по контролю за движением и использование всех его ресурсов и т.п. Для этого производится глубокий анализ проблем во всех сферах и областях деятельности организации и выделяются те, которые требуют наибольшего внимания и усилий, так как являются главными факторами достижения желаемых результатов.
Пример дерева целей
Задачи:
1. Маркетинг
a) определение потребности компании в информационных системах управления: тип системы, количество лицензий;
b) установление критериев, которым должно соответствовать информационная система;
c) определение ключевых игроков российского рынка программного обеспечения соответствующего класса;
d) Оценка ПО в соответствии с установленными критериями, ранжирование, выбор оптимального варианта.
2. Производство
a) Оценка и регулирование технического уровня новых разработок;
b) Нормоконтроль конструкторской и технологической документации;
c) Входной контроль качества получаемого сырья и материалов;
d) Контроль соблюдения технологической дисциплины
3. НИОКР
a) Определение входных параметров для MRP. Система MRP имеет три основных источника информации: контрольный график, файл списка материалов и файл материальных ресурсов;
b) Установление ограничений в виде технологических карт и приоритетности выполнения заказов.
4. Финансы
a) Управление вложениями в производственные запасы;
b) Управление дебиторской задолженностью;
c) Управление денежными средствами и их эквивалентами;
d) Прогнозирование денежных потоков и определение их оптимального уровня
5. Персонал
a) Разработка и внедрение системы мотивации производственного персонала
6. Логистика
a) Планирование производственных процессов, обеспечивающее их непрерывность и синхронизацию;
b) Согласование графиков запуска-выпуска продукции со службами снабжения и сбыта;
c) Оперативное управление производственными процессами;
d) Контроль количества, качества и себестоимости готовой продукции.
Анализ функций управления
Специалисты выделяют общие и специфические функции управления.
К общим функциям управления относятся: планирование, организация, мотивация, контроль, т.е. те функции, которые характеризуют процесс управления.
К специфическим функциям управления относят управление:
• основными производственными процессами;
• вспомогательными и обслуживающими процессами;
• оперативное (производством);
• технической подготовкой производства;
• сбытом продукции и др.
В курсовой работе необходимо охарактеризовать функции руководителей всех уровней управления и функции отделов (служб, подразделений или сотрудников).
Анализ методов управления
Методы управления– это способы и приемы воздействия на коллективы людей в процессе управления.
Различают 3 группы методов:
1. Экономические – ориентированы на то, чтобы заинтересовать сотрудника с использованием экономических инструментов (рычагов):
1) Хозяйственный расчет
2) Материальное стимулирование
3) Ценные бумаги
2. Административно-правовые – направлены на обеспечение порядка в организации с использованием внутренних и внешних документов и законодательства:
1) Организационное воздействие
2) Распорядительное воздействие
3) Дисциплинарная ответственность
4) Материальная ответственность
5) Административная и уголовная ответственность
3. Социально-психологические – направлены на создание благоприятного климата в коллективе и определение места каждого сотрудника в коллективе:
1) Социальные
2) Психологические