Насколько подробно следует описывать целевую аудиторию?
Составляя потрет целевой аудитории, следует описывать наиболее типичного ее представителя. В описании старайтесь использовать все группы параметров, описанных выше. Только так описание целевой аудитории будет действительно портретом. Прочитав ваше описание, в голове любого человека должна появиться яркая четкая картинка. Идеально, если в описание вы вставите коллаж из фотографий, дополняющих и визуализирующих портрет. Подготовьте 2 описания целевой аудитории: краткое (основанное на 3-4 критериях и позволяющие грубо отделить целевых потребителей от всего рынка) и полное (максимально подробно описывающее покупателя, его привычки и особенности потребления, характер и ключевые ценности).
Описание целевой аудитории будет максимально полным и подробным, если вы опишите вектор развития целевой аудитории в формате: как есть сейчас и как должно быть в идеале. Такое описание поможет понять ключевые изменения, которые должны быть сделаны в развитии и продвижении товара компании.
Существуют ли особенности в описание целевых групп для разных рынков?
Все рынки разные и универсальных рецептов не существует. Каждый рынок будет иметь свои особенности в описании целевых групп; и для каждого рынка вам потребуется найти свои критерии, по которым лучше всего составлять портрет потребителя. Но все же можно выделить несколько правил, которые облегчат эту задачу.
Тип рынка | Рекомендации |
Производственная компания потребительских товаров | Если ваша компания производит продукты для потребительского рынка, то для работы с рынком вам потребуется описание двух отдельных групп: описание клиентов — дилеров, которые покупают ваш товар для его дальнейшей продажи и описание конечных потребителей продукта. Описывать оптовый канал необходимо с точки зрения параметров B2B рынка, а описывать конечных потребителей с точки зрения социально-демографических, поведенческих и психографических характеристик. |
B2B рынок | При описании целевой аудитории b2b рынка особое внимание следует уделить пониманию размера и платежеспособности бизнеса; требованиям к качеству сервиса и к уровню обслуживания; описанию основным мотиваторов покупки и ожиданий от покупки; пониманию круга лиц, которые принимаю решение и влияют на выбор партнера. |
Рынок розничной торговли | При описании целевой аудитории магазина или торгового центра особое внимание следует уделить поведенческим параметрам целевой аудитории: в деталях описать основные причины и мотиваторы покупки, сезонность продаж, средний чек потребителя и потребительский набор товаров, который покупает потребитель. |
Три уровня описания целевого потребителя
Переходим непосредственно к модели описания целевой аудитории. Данная модель была предложена Джерритом Антонидесом и Фредом ван Раем (Gerrit Antonides and W.Fred van Raaij), которые разделили все группы параметров для описания целевой аудитории на три уровня:
· Общий уровень описания целевой аудитории
· Описание целевой аудитории на уровне товарной группы
· Описание целевой аудитории на уровне бренда
Общий уровень описания целевой аудитории
Общий уровень описания целевой аудитории — это составление портрета типичного покупателя компании по географическим, социально-демографическим и психографическим критериям. Данный уровень описания целевой аудитории помогает составить в голове четкую картинку человека по возрасту, характеру и стилю жизни.
Уровень товарной категории
На уровне товарной категории вы описываете особенности поведения типичного покупателя ваших продуктов при выборе, использовании и покупке продуктов на рынке. Другими словами, прочитав данное описание, любой должен понять, по каким параметрам поведения ваша целевая аудитория отличается от всех потребителей на рынке.
Особое внимание уделите следующим характеристикам:
Характеристика ЦА | пример описания ЦА по параметру |
частота использования категорией | используют ежедневно, раз в месяц, раз в полгода. |
частота покупки категории | покупают ежедневно, раз в месяц, раз в полгода. |
использование количества торговых марок | покупают несколько торговых марок или предпочитают 1 бренд |
предпочтения в объемах упаковки | 250 мл, 50мл, 1 л. |
где предпочитают покупать продукт | в продуктовых магазинах, через интернет, в аптеках, на рынках и т.д |
отношение к категории | считают что соки вредны для здоровья или считают что они важны и их необходимо пить ежедневно |
способа принятия решения в категории | выбирают товар непосредственно у полки магазина или предпочитают запланировать покупку заранее; выбирают из одного или нескольких брендов; сначала выбирают по цене, типу действия и т.п |
Уровень бренда
На уровне бренда авторы методики предлагают описывать целевого потребителя по следующим характеристикам: уровень знания о товаре, степень лояльности у бренду (высоко приверженные, относительно лояльные, переключающиеся, отказавшиеся), сформировавшееся мнение о бренде (бренд А лучше, чем бренд Б; бренд А более натуральный), намерение приобрести бренд.
Пример описания целевой аудитории потребительского рынка
Пример описания целевой аудитории типичной потребительницы крупной бытовой техники.
1. Общий уровень:
Демографические характеристики: женщина в возрасте 25-55 (ядро целевой аудитории 30-50), с доходом средний/ ниже среднего, жительница крупных городов и деловых центров численностью от 500 тыс. чел. Замужем, 1-2 ребенка в возрасте до 10 лет. Офисный сотрудник в небольшой фирме или продавец-консультант в крупном торговом центре.
Ключевые ценности: Семья — ключевая ценность для нее. Все свое свободное время предпочитает проводить в кругу семьи, любит семейных отдых на море. Ведет семейный бюджет и четко рассчитывает все семейные расходы. Ценит стабильность, комфорт, размеренность.
Психографические характеристики: Ведет размеренный, спланированный, спокойный образ жизни. По характеру совершения покупок — последователь. Покупает популярные трендовые вещи, но на пике популярности. Не совершает импульсных покупок. В покупках доверяет мнению друзей и близких родственников. В покупках стремится проявить следующие желания: покупки для семьи подтверждают ее статус хорошей заботливой мамы и хранительницы очага; покупки для себя подтверждают ее статус современной и активной женщины. Имеет хобби, но отводит им не много времени. Хобби подтверждают ее активность. Предпочитает отдых на природе, пикники за городом или на даче у родителей.
Уровень товарной категории
Покупку крупной бытовой техники предпочитает связывать с определенными жизненными событиями. Планирует покупку за 2-3 месяца до ее совершения. Для совершения выбора пользуется следующими источниками информации (по убыванию влияния на решение): опыт подруг, обзоры и отзывы в интернет, мнение мужа, опыт родителей, советы продавцов-консультантов. Покупает технику в магазинах крупных торговых центров города. Выбирает из 2-3 известных бренда. Не покупает неизвестные марки. Предпочитает покупать в кредит, если сумма покупки превышает половину месячной зарплаты. Из модельного ряда предпочитает вбирать средне-ценовые товары. Если настроилась на покупку — то совершает ее, даже если желаемого товара нет в наличии. (т.е. покупает ближайший заменитель).
Отношение к бренду
К бренду Х относится нейтрально. Он не входит в набор ее обычно покупаемых марок, но и не входит в набор брендов, которые она никогда не будет покупать. Опыт общения с брендом у нее строится на 1-2 случайных покупках или подарках от знакомых. Считает, что бренд недостаточно инновационный, обладает мужским жестким характером и холодным дизайном, поэтому не вписывается в ее привычный образ жизни и не совсем сочетается с интерьером квартиры.
Пример описания целевой аудитории делового рынка
Пример составления портрета целевой аудитории для рынка B2B товаров и услуг (на примере производителя женских платьев).
1. Общий уровень:
Оптовые компании и индивидуальные предприниматели, занимающиеся оптовой и розничной торговлей деловой и повседневной одеждой для женщин. А также интернет-магазины женской одежды. Компании небольшие по-размеру, оперирующие в рамках одного города / региона. Часто имеют собственные розничные торговые точки продаж. Расположены в крупных городах, областных центрах, но не в столице.
Уровень товарной категории
В основном работают с производителями низкого или средне-ценового сегмента. Предпочитают покупать разово, на сезон, коллекциями весь размерный ряд. Ищут эксклюзивного поставщика одежды, который обеспечит им интересное предложение и конкурентное преимущество в ассортименте. Предпочитают работать по отсрочке платежа. Важными критериями выбора поставщика одежды являются: возможность заказа небольшими партиями, приемлемые цены и выгодные условия скидок, эксклюзив, отсутствие подобного ассортимента у конкурентов, наличие полного размерного ряда, интересные модели, удобные условия возврата товара, скорость доставки. Решение о работе с производителем принимает непосредственно собственник бизнеса.
Отношение к бренду
Практически не знакомы с брендом компании. Наряду с нашими платьями, покупают такие марки, как А, В, С. Выбор в пользу того или иного производителя делают на основании цен, наличия товара, интересных модных моделей, удобства работы с поставщиком. Не воспринимают нашу торговую марку, как основную в их ассортименте, скорее «разбавляют» ей текущий ассортимент.
Пример описания целевой аудитории магазина
Пример описания целевой аудитории для розничного магазина детских товаров.
1. Общий уровень:
Женщины в возрасте 25-55 лет (ядро 35-45), низкий и средний доход. Живут в городе N и в близлежащих небольших поселках, прилегающих к городу. Имеют от 1 ребенка в возрасте от 0 до 7 лет. Рациональны в выборе, чаще всего не имеют возможности совершать импульсные покупки. Ценят практичность, удобство и стабильность. Очень зависимы от мнения окружающих, особенно подруг. Подвержены рекламе, отзывам, рекомендациям.
Уровень товарной категории
Идут в магазин только при возникновении четкой необходимости покупки: обновление гардероба ребенка, приобретение детской мебели, совершение подарка при наличии веского повода. Средняя частота посещения магазина: не более 1 раза в месяц. Предпочитают магазины «у дома», так как они не отнимают много времени и не требуют длительной поездки. Никогда не покупают сразу: обходят 1-2 магазина, смотрят отзывы, сравнивают цены прежде чем совершить выбор. Опасаются покупок через интернет, так как они несут определенный риск и неопределенность. Любят посмотреть или примерить товар. Если он не подходит, незамедлительно идут его менять. предпочитают покупать сразу все в одном месте. Очень подвержены влиянию скидок и акций. Средний чек на покупку одежды составляет 3000-5000 рублей, на покупку игрушек до 2000 рублей, на покупку крупногабаритных товаров до 8 000 рублей. Основные характеристики, который вызывают удовлетворение от магазина: приемлемые цены, удобный ассортимент (всегда есть то, что нужно), наличие известных брендов, близость к месту проживания, душевное отношение продавцов.
Уровень бренда
Не являются истинными приверженцами покупок в данном магазине. Покупают здесь, потому что удобно и можно всегда купить желаемый товар. Могут в любой момент переключиться на покупку в других розничных точках, если их не будут удовлетворять цены и ассортимент. Не рекомендуют покупки в магазине своим знакомым. Ценят то, что продавцы в магазине их узнают и знают их предпочтения и историю покупок, а значит могут порекомендовать именно нужные им товары, что снижает время на просмотр всего ассортимента в магазине и на выбор.
Структурный анализ СУ.
Стpyктypный aнaлиз пpoвoдитcя c цeлью иccлeдoвaния cтaтичecкиx xapaктepиcтик cиcтeмы пyтeм выдeлeния в нeй пoдcиcтeм и элeмeнтoв paзличнoгo ypoвня и oпpeдeлeния oтнoшeний и cвязeй мeждy ними. Объeктaми иccлeдoвaния cтpyктypнoгo aнaлизa являютcя paзличныe вapиaнты фopмиpyeмыx в пpoцecce дeкoмпoзиции cиcтeмы cтpyктyp, пoзвoляющиe вcecтopoннe oцeнить cвoйcтвa cиcтeмы.
Общaя пpoцeдypa cтpyктypнoгo aнaлизa включaeт cлeдyющиe ocнoвныe этaпы:
· дeкoмпoзиция cиcтeмы yпpaвлeния нa интepecyющиe иccлeдoвaтeля пoдcиcтeмы и элeмeнты, фopмиpoвaниe cтpyктyp и иx oпиcaниe;
· oпpeдeлeниe кaчecтвeнныx и кoличecтвeнныx xapaктepиcтик (пoкaзaтeлeй) выдeлeнныx cтpyктyp (oцeнивaниe cтpyктyp);
· фopмиpoвaниe кpитepиeв и oцeнкa эффeктивнocти выдeлeнныx cтpyктyp;
· пpинятиe peшeния o нeoбxoдимocти coвepшeнcтвoвaния cтpyктypныx xapaктepиcтик cиcтeмы yпpaвлeния.
Стpyктypный aнaлиз cиcтeм yпpaвлeния имeeт cвoи ocoбeннocти и включaeт peшeниe cлeдyющиx зaдaч:
· oпpeдeлeниe видa opгaнизaциoннoй cтpyктypы;
· oцeнкa и oпpeдeлeниe paциoнaльнoгo чиcлa ypoвнeй yпpaвлeния;
· oпpeдeлeниe пpeдeльнoгo чиcлa иcпoлнитeлeй, пoдчинeнныx opгaнaм yпpaвлeния и oтдeльным pyкoвoдитeлям;
· ycтaнoвлeниe paциoнaльнoй чиcлeннocти вceгo yпpaвлeнчecкoгo пepcoнaлa cиcтeмы пpи зaдaннoм кoличecтвe нeпocpeдcтвeнныx иcпoлнитeлeй;
· oцeнкa и oпpeдeлeниe мecт paзмeщeния opгaнoв yпpaвлeния для oбecпeчeния тpeбyeмoй ycтoйчивocти и oпepaтивнocти yпpaвлeния.
Стадия жизненного цикла
Для анализа рациональности организационной структуры необходимо определить стадию жизненного цикла по таблице:
Таблица 1
Стадии жизненного цикла организации
Восходящая стадия и ступень ЖЦО | Особенности управления | Характеристика системы управления (СУ) |
Эксплерентная (стадия детства) Зарождение | Фирма-эксплерент. Основатель организации ориентирован на продукцию, получение прибыли; слабо развит механизм «сверки» с реальностью | СУ не существует. Во главе фирмы стоит лидер — «фанат своего дела», «шоу одного человека» |
Выживание | Руководство ориентировано на результат, не имеет достаточного знания и опыта управления, реагирует на множество неотложных дел и проектов | СУ зарождается, иерархия отсутствует, управление определено личными отношениями; приоритет – «шоу одного человека» |
Патиентная (стадия роста) Накопление | Фирма-патиент. Реактивная ориентация руководства на максимизацию продажи; развитие методом проб и ошибок, подталкиваемое возможностями; переход, от «работы не покладая рук» к бесконечным возможностям | Построение СУ: частичное делегирование полномочий и разделение сферы ответственности |
Структурирование (второе рождение) | Изменен стиль руководства и культуры организации в целом; создана организация, формирующая возможности; получает развитие профессиональный менеджмент | Создана СУ, усилена специализация труда и происходит дальнейшее делегирование полномочий |
Становление | Изменен статус фирмы; она ориентирована на расширение рынка и стабильное положение на нем, смещены акценты в сторону маркетинга | Развитие СУ проявляется в повышении производительности труда и росте численности персонала, и, как следствие, возникает господство структуры над функциями |
Виолентная (стадия зрелости) Трансформация | Фирма-виолент. Новый статус и требования, переход на новые стандарты управления (высокое качество товара и обслуживания); монополия на рынке; развитие внутреннего и внешнего маркетинга | СУ отличается высоким профессиональным уровнем и высокой мерой ответственности; персональный подход к мотивации и контролю; развитие синдрома «штампованного профессионализма» |
Организационный синтез | Высокий ресурсный потенциал фирмы; создание операционной системы с синергетическим эффектом; тормоз для естественного синтеза — это подмена идеи управления целостной системой ее структурной перестройкой | Персонал СУ обладает огромными возможностями; приведены в соответствие культура и структура, стратегия и структура организации, найдено равновесие между категориями организации |
Обретение миссии | Положительный имидж и лидерство фирмы на рынке; фирма формирует систему ценностных ориентиров для будущего развития и обладает силой для конструирования внешней среды | СУ отличается высокой компетенцией высшего эшелона власти и готовностью руководства к новым реалиям; рефлексивный подход к управлению; выстраивается новая модель воззрения на управление компанией |
Размер организации
Далее следует определить размер организации. Критерии отнесения предприятий к МП зафиксированы:
1) в п. 1 ст. 3 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995.
2) в законе № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.07 (содержащем новые критерии для субъектов малого и среднего предпринимательства в пп.2 п. 1 ст. 4) вступил в силу с 1.01.2008[5].
3) в постановлении Правительства Российской Федерации № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»[6] от 22.07.2008.
Рациональность структуры исследуется и оценивается на основе четырех управляющих параметров:
1) разделения труда;
2) приема группирования;
3) нормы управляемости;
4) делегирования полномочий.
Разделение труда — это разложение работы на специализированные операции. В зависимости от количества заданий, включаемых в состав работы каждого сотрудника, Г. Минцбергом предложено различать горизонтально специализированную работу, содержащую малое количество «узких» заданий, и горизонтально укрупненную, содержащую большое количество широких заданий («мастер на все руки»). Работа, слабо контролируемая исполнителем, выполняемая без размышления о том, что и зачем делается, называется вертикально специализированной, тоща как работа, в значительной степени контролируемая самим исполнителем, называется вертикально укрупненной.
Группирование — объединение отдельных функциональных элементов в структурообразующие объекты системы управления в соответствии с некоторым принципом. Цель группирования — создание управленческой структуры, связывающей организацию в единое целое и обеспечивающей координацию работы. Выделяют функциональный и рыночный принципы группирования. Согласно первому принципу происходит объединение «однородных» функций, направленных на выполнение одного из видов управленческой деятельности, и группирование называется функциональным. По второму принципу группирование сводится к объединению «неоднородных» функций, обеспечивающих производство и реализацию продукции для конкретного рынка. Так различают группирование по территории, продукту, потребителям, проекту, и тогда организационная структура принимает дивизиональную форму. Следует подчеркнуть, что в любом варианте структурирования сохраняется взаимозависимость структурообразующих объектов системы. Функциональный принцип порождает проблемы взаимодействия объектов, рыночный принцип — взаимодействие специалистов одного профиля.
Норма управляемости — предельное число сотрудников, находящихся в подчинении одного менеджера. Традиционно утверждалось, что менеджер не может руководить работой более семи подчиненных, если их обязанности взаимосвязаны. Это положение относится к прямому руководству подчиненными при отсутствии различных форм стандартизации работы. Установлено, что чем больше используется стандартизация для координации в группах или департаментах, тем больше максимально допустимое количество подчиненных одному менеджеру и тем шире норма управляемости.
Делегирование полномочий—линейное (горизонтальное и вертикальное) распределение полномочий в организации. В зависимости от усиления того или иного направления в делегировании полномочий Г. Минцберг выделяет шесть основных их типов: полная централизация власти, ограниченная и развитая горизонтальная децентрализация, ограниченная вертикальная децентрализация, выборочная децентрализация и полная децентрализация.
Для оценки рациональности организационной структуры анализируемой организации необходимо воспользоваться таблицей:
№ | Структурная модель | Разделение труда | Группирование | Норма управляемости | Делегирование полномочий | Стадия ЖЦО, размер организации |
«Простая» структура | низкая специализация и формализация поведения | функциональное группирование | отсутствие стандартизации означает, что структура является органической, но за счет прямого руководства с широкой нормой управляемости | полная централизация власти | свойственна организации малых размеров и эксплерентной стадии развития | |
Машинная бюрократия | высокая горизонтальная и вертикальная специализация | функциональное группирование | стандартизация работ и значительная формализация поведения; при широкой норме управляемости на нижних уровнях управления | ограниченная горизонтальная децентрализация | обычно встречается в организациях крупных размеров на патиентной и виолентной стадиях развития | |
Профессиональная бюрократия | высокая горизонтальная специализация | по функциональному, и по рыночному признаку | стандартизация навыков и слабая формализацией поведения; широкая норма управляемости на нижних уровнях | развитая горизонтальная децентрализация | организации малых размеров на стадии выживания | |
Дивизиональная структура | горизонтальная и вертикальная (между отделениями и штаб-квартирой) специализация | по рыночному признаку | стандартизация результатов и сильная формализация поведения внутри подразделения; при широкой норме управляемости на верхнем уровне и узкой — на нижнем уровне | ограниченная вертикальная децентрализация | крупные организации на виолентной стадии развития. Здесь диверсификация порождает дивизионализацию. | |
Адхократия | высокая горизонтальная специализация (малые проектные команды) | по функциональному и по рыночному признаку | вместо стандартизации — взаимное приспособление и слабая формализация поведения; при узкой норме управляемости на всех уровнях организации | выборочная децентрализация | зачастую встречается в организациях малых и средних размеров на эксплерентной и патентной стадиях развития | |
Миссионерская организация | низкая специализация | по рыночному признаку | стандартизация (или согласование) норм и единая идеология; слабая формализации поведения | полная децентрализация | организация — бюрократическая, средние предприятия на стадии «организационный синтез» |
По таблице можно определить идеальную структурную модель для анализируемой организации и сопоставить идеальные характеристики рациональности с реальными.