Опыт банкротств в развитых странах
Существует две модели банкротства: Британская модель – возврат долгов кредиторам; Американская модель – восстановление платежеспособности должника и как следствие – возврат долгов.
Функции органов по банкротству в развитых странах:
1) разработка законодательства по банкротству;
2) выступление с законодательной инициативой;
3) сбор, анализ и предоставление правительству информации об антибанкротных мероприятиях;
4) разработки рекомендаций правительству относительно государственной политики в сфере несостоятельности;
5) подготовка специалистов по банкротству, аттестация;
6) разработка шкалы вознаграждения арбитражных управляющих;
7) организация контроля за деятельностью арбитражных управляющих, соблюдение профессионально-этического кодекса;
8) консультативная;
9) выполнение функций конкурсного управляющего при ликвидации фирм с малыми активами;
10) обеспечение выплаты задолженности по заработной плате работникам предприятия-должника в случае нехватки конкурсной массы;
11) контроль качества управления несостоятельными предприятиями;
12) защита интересов мелких инвесторов.
Особенность процедуры банкротства в развитых странах:
- широко применяются внесудебные процедуры банкротства осуществляемые по инициативы должника и кредитора;
- широко используются кредитные учреждения – банки.
Канада. Россия в лице своего органа – Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству – считает канадскую модель наиболее интересной и подходящей для российской экономики. Главной целью государственного регулирования сферы банкротства в Канаде является повышение инвестиционной привлекательности канадской экономики путем создания и обеспечения действенности системы восстановления производительных активов предприятий-банкротов, реабилитации должников, предотвращения мошенничества при банкротстве и ведения необходимой статистики и реестров. Функционирование системы обеспечивается совместными усилиями государственного органа Канады по банкротству, судов и частных лицензированных управляющих дел по несостоятельности.
Задачи и функции службы суперинтенданта по банкротству (ССБ). Эта служба создает и постоянно совершенствует нормативную базу процедур несостоятельности, своевременно отражающую перемены в экономической и финансовой жизни страны. Важная задача ССБ – обеспечивать активную работу всех частных участников процедур несостоятельности и банкротства (должника, кредиторов, лицензированного управляющего) в эффективном управлении и распоряжении имуществом должника.
Функции ССБ, перечисленные ниже, очерчивают круг компетенции этого государственного органа:
1. Осуществление программы мониторинга (надзора) действий всех участников дел о несостоятельности.
2. Осуществление программы интервенции (вмешательства) в дела банкротства и несостоятельности всякий раз, когда надзор выявляет отклонение процедуры от Закона.
3. Разработка изменений и дополнений в закон о банкротстве и несостоятельности. Причем делается это постоянно, поскольку согласно канадскому законодательству Закон о банкротстве должен пересматриваться каждые 5 лет (или чаще, если потребуют обстоятельства).
4. Разработка обязательных для исполнения лицензированными управляющими правил, инструкций, форм и прочих нормативных документов.
5. Сбор, анализ и публикация статистики дел о несостоятельности и банкротстве в стране и в разных провинциях.
6. Предоставление по запросам информации в отношении любого лица (физического или юридического) о том, подвергалось ли это лицо процедурам банкротства, когда и с каким результатом.
8. Регистрация заявлений участников процедур.
9. Исследование финансового состояния должника. Ведение в качестве председателя собрания кредиторов.
Все эти функции определены законом, каждая имеет свой статус.
Суперинтендант имеет двух заместителей, Штат ССБ – 250 человек. При суперинтенданте имеется исполнительный комитет, возглавляемый суперинтендантом и включающий в себя руководителей всех подразделений ССБ. При суперинтенданте также создан консультативный совет, членами которого являются представители промышленности, банков, университетов. Консультативный совет призван вырабатывать рекомендации относительно стратегических направлений и планов деятельности ССБ. ССБ финансируется из Федерального бюджета Канады, и размер бюджета ССБ каждый финансовый год определяется Правительством. Вместе с тем можно сказать, что источником финансирования СБ является деятельность самого этого учреждения.
Италия. Контролируемое управление заключается в управлении имуществом в интересах кредиторов, предполагающее введение моратория на период не более двух лет, в течение которого кредиторы не могут требовать от предприятия уплаты долгов. После принятия положительного решения в отношении процедуры контролируемого управления (которое не подлежит обжалованию) суд назначает судебного комиссара и внешнего управляющего. В течение восьми дней предприятие должно произвести оплату оценочных расходов, связанных с контролируемым управлением. Суд также созывает собрание кредиторов (в срок не позднее 30 дней со дня принятия решения). Контролируемое управление подлежит утверждению собранием кредиторов. Решение принимается простым большинством голосов всех кредиторов с точки зрения объема задолженности. Если комитет кредиторов сообщает уполномоченному судье о фактах, свидетельствующих о невозможности продолжения процедуры контролируемого управления, уполномоченный судья вправе ходатайствовать перед судом об объявлении должника несостоятельным. Вместе с тем должник может обратиться в суд с проектом компромиссного соглашения (мировой сделки). Признание должника несостоятельным осуществляется также и в случае, когда по истечении срока контролируемого управления он не в состоянии исполнить свои обязательства. По мнению специалистов, процедура контролируемого управления редко бывает успешной. Попытки спасти предприятие в рамках контролируемого управления могут нанести дальнейший вред предприятию, что не позволит воспользоваться процедурой компромиссного соглашения.
Франция. Французская концепция законодательства о несостоятельности известна своей «продолжниковской» направленностью. Приоритетными задачами законодательства являются сохранение предприятия и рабочих мест. Процедура банкротства начинается с введения наблюдения, назначения администратора, однако должник может продолжать самостоятельно управлять и распоряжаться имуществом. Кроме того, французское законодательство отличается своим жестким отношением к кредиторам. По обеспеченным обязательствам не начисляются никакие проценты (за исключением договоров займа, заключенных на срок более одного года, кредитов с отсрочкой по выплате более чем на один год). Если соглашение о выплате долгов между должником и кредиторами не достигается, то суд утверждает подготовленный администратором план восстановления предприятия. План должен содержать меры по поддержанию и финансированию должника, уровень занятости, размеры предстоящих увольнений, необходимые изменения в уставе.
В первую очередь удовлетворяются требования по заработной плате, затем требования по возмещению расходов по продолжению деятельности предприятия. Далее идут обеспеченные кредиторы, пособия руководителю должника и оставшиеся средства распределяются пропорционально среди необеспеченных кредиторов.
Таким образом, можно сделать вывод, что французское законодательство о несостоятельности, несмотря на поправки 1994 г., осталось на позиции максимальной защиты интересов должника, что ослабляет кредиторов и не позволяет процедурам банкротства оказывать положительное влияние на развитие экономической системы.
США. Особенностью судебной системы США является наличие специализированных судов по вопросам банкротства, которые в других судебных заседаниях участия не принимают.
Субъектами несостоятельности могут быть физические лица, корпорации и товарищества. Производство по делу о несостоятельности может начаться по ходатайству как кредиторов, так и должника. Большинство дел начинается по ходатайству кредиторов. Минимальная сумма долга, при которой возможна подача ходатайства, составляет 5 тыс. долл.
Должник может обратиться в суд с соответствующим ходатайством в предвидении своего банкротства, осознавая, что не в состоянии погасить свои долги. Кредиторы автоматически лишаются права предпринимать какие-либо индивидуальные действия против предприятия или его имущества, и все судебные производства в отношении должника автоматически приостанавливаются. На имущество предприятия не может быть наложен арест. Эта процедура имеет важное значение, так как не дает возможности одним кредиторам получить преимущества перед другими и позволяет руководству продолжить работу предприятия, не испытывая давления со стороны кредиторов, а также вести поиск путей решения финансовых проблем предприятия. Часто это приводит к затягиванию процедуры банкротства, особенно, когда должник ходатайствует о финансовом оздоровлении предприятия. Чаще всего это все равно приводит к ликвидации.