Для автоматизации процесса бюджетирования на предприятии.
Компания | Названия продуктов |
Adaytum | Adaytume. Planning |
Comshare | Comshare MPC |
Epicor Software | Active Planner |
Hyperion | Hyperion Pillar |
ИНЭК | Компьютерная технология бюджетирования |
Инталев | Инталев: Бюджетное управление |
Интерсофт Лаб | Контур Корпорация. Бюджет |
СофтПром | Business Builder Application |
Выбор в пользу той или иной программы обусловлен многими факторами. Самое главное - оценить готовность компании к автоматизации бюджетного процесса. Автоматизация же возможна только при формализации.
Программный продукт должен в первую очередь соответствовать требованиям к самой системе бюджетирования.
Необходимо предъявлять и некоторые другие требования к программе:
• пользователи должны работать с одной базой данных. Особенноэто важно для предприятий, где в процессе бюджетирования участвует много пользователей;
• она должна быть достаточно гибкой для внесения изменений,необходимо, чтобы она соответствовала хозяйственным процессам, а не наоборот;
• она должна быть максимально простой для пользователя; с про-граммой должны уметь работать сотрудники с максимально низкой квалификацией. Это требование обусловлено существующим дефицитом кадров;
• автоматизация должна удешевлять процесс различными путями;
• она должна обладать широкими возможностями ограничения до-ступа различных пользователей к информации и изменениям параметров самой программы.
Многие системы бюджетирования не учитывают тот факт, что составление бюджета - довольно сложный процесс. Для того чтобы обратить стратегию компании в оперативные планы, системы должны удовлетворять большому количеству требований.
1. Взаимозависимость подразделений.
Во-первых, система должна охватывать всю организацию в целом и обеспечивать поддержку информационной зависимости подразделений. Например, производственная фирма обычно начинает бюджетный цикл с составления бюджета продаж: какие товары будут проданы и по какой цене. Эта информация управляет планированием производства и маркетинга, что в свою очередь определяет бюджет прямых затрат на материалы и бюджет коммерческих расходов.
Процесс бюджетирования необходимо выполнять в логической последовательности. Одни составители бюджета, ответственные за определенные аспекты планирования, будут влиять на решения других и так далее по всей организации до тех пор, пока оперативный бюджет не будет составлен.
2. Различные варианты развития предприятия.
Во-вторых, возможно, каждому отделу потребуется производить планирование на разных уровнях компании и с учетом различных вариантов ее развития. Например, продажи могут быть представлены в бюджете с учетом территориальных особенностей и типа потребителя, финансовое планирование производства может осуществляться как по видам продукции, так и вплоть до каждого станка, в то время как издержки могут планироваться по подразделениям компании.
3. Различные временные рамки.
В-третьих, часто оказывается невозможным составление финансового плана для каждого департамента по одной и той же сетке времени. Например, бюджетирование объема продаж и издержек может производиться на ежемесячной основе, а отслеживание фактических результатов - один раз в неделю. Производственный процесс может планироваться на основе скользящих прогнозов, в то время как составление балансового отчета, возможно, будет необходимо не более чем раз в квартал.
4. Многообразие пользователей.
В процесс бюджетирования вовлечено много разных пользователей, и все они имеют свои требования к системе:
• составителям бюджета необходим доступ к стратегическому пла-ну компании и механизмам планирования заработной платы, активов, а также доходов и расходов организации;
• руководителям, непосредственно следящим за процессом разработ-ки бюджета, необходимо всегда быть в курсе того, не внес ли ктонибудь из исполнителей каких-либо изменений в предписанный ему бюджет. Кроме того, они должны задавать целевые параметры, выполнять сложнейшие распределения средств, вырабатывать и обеспечивать исполнение новых версий бюджета, а также производить многоуровневую, мультивалютную консолидацию;
• администраторам необходимы простые, интуитивно понятные ме-ханизмы для создания и поддержания сложных бизнес-моделей, отражающих работу организации; им нужны мощные средства защиты для обеспечения контроля доступа и работы пользователей с моделью. Кроме того, они должны иметь возможности интеграции данных с существующими информационными системами для последующего сбора фактических данных о выполнении плана;
• коммерческим директорам и руководителям компаний необходимыотчеты и возможности для анализа, сфокусированные на тех аспектах бюджетирования, которые идут вразрез с направлением стратегического развития организации, а также тех, где возникают недопустимые тенденции и значительные отклонения от плана. Кроме того, они должны иметь возможность анализа каждого конкретного случая для выяснения причин отклонений, а также возможность обратной связи с соответствующим исполнителем бюджета.
В рамках постановки системы бюджетного планирования необходимо решать задачу автоматизации в масштабе организации в целом, а не отдельных служб. Трудоемкость обработки детализированной информа-
ции по центрам затрат огромна, вручную такую информацию обработать сложно. Для экономистов цехов, филиалов, складов, магазинов работа в системе бюджетного планирования - большая дополнительная нагрузка даже в том случае, если сбор плановой и фактической информации происходит раз в месяц. Если же принять решение о сборе информации раз в неделю, то подразделения физически не успеют обработать и представить всю информацию в планово-экономическую службу, которая, в свою очередь, не успеет обобщить данные по предприятию. Поэтому работу в системе бюджетного планирования не менее целесообразно автоматизировать, чем бухгалтерскую.
Таким образом, основная цель бюджетирования состоит в повышении результативности работы предприятия. Бюджетирование помогает в условиях неопределенности принимать правильные управленческие решения.
Система бюджетирования представляет собой целостную систему и является эффективным инструментом управления, помогающим принимать эффективные решения.
Контрольные вопросы
1.Что понимают под бюджетированием?
2.Как связаны процессы финансового анализа и бюджетирования?Каким образом в процессе бюджетирования используются результаты анализа отчетности?
3.Как результаты анализа бухгалтерской отчетности могут повысить качество бюджетирования?
4.Что представляет собой система бюджетов? Дайте краткую характеристику основных бюджетов.
5.Как проводится анализ отклонений? Какие отклонения от бюджета могут считаться приемлемыми?
6.Какие основные причины могут повлиять на отклонение бюджетного объема продаж от фактического?
7.Как построить бюджет доходов и расходов? Использование результатов анализа доходов и расходов.
8.Как формируется бюджет движения денежных средств? Как используются результаты анализа денежных потоков?
9.Как построить прогнозный баланс? Как используются результаты анализа баланса, доходов и расходов и денежных потоков?
10.Каковы требования к программным продуктам по бюджетированию?
11.Какие основные компьютерные программы по бюджетированиювам известны?
Глава 11 Использование компьютерных программ для анализа финансовой отчетности
В главе показаны новые возможности анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности в условиях применения компьютерных аналитических программ; рассмотрены основные программные продукты, представленные на российском рынке, дана характеристика их аналитических возможностей.
На современном этапе развития рыночной экономики полноценная и оперативно выполняемая аналитическая обработка учетной и иной экономической информации немыслима без применения средств вычислительной техники.
Автоматизация учета создала достаточно прочный фундамент для ее последующего развития в практике аналитических исследований, поскольку любой вид аналитической работы опирается на информационную базу, основу которой составляют прежде всего данные бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Внедрение в практику управления интерактивных технологий и переход к распределенной обработке данных сделали возможным качественный скачок в организации автоматизированных систем управления (АСУ), в том числе и систем экономического анализа. Современный этап развития средств и программ автоматизированной обработки информации связан с внедрением в практику управления хозяйствующими субъектами персональных компьютеров (ПК). Отличительными особенностями ПК по сравнению с вычислительными машинами, использовавшимися ранее, являются их малые размеры, повышенная надежность, простота изменения конфигурации и особенно развитые диалоговые функции. Это позволило организовать проведение учетной и аналитической работы на индивидуальном рабочем месте без помощи программиста. Открывшиеся новые возможности обработки информации, связанные с внедрением и использованием в процессе управления деятельностью хозяйствующих субъектов компьютерной техники, стимулировали разработку и создание новых программных средств, что су-
щественно повысило интерес конечных пользователей, прежде всего работников бухгалтерии, к практическому применению ПК и соответствующих компьютерных программ.
Активное внедрение компьютерных технологий в практику бухгалтерской работы требовало разработки новых подходов и обоснований проектных решений по созданию соответствующих программных продуктов, создания целостной научно обоснованной концепции моделирования бухгалтерского учета при проектировании соответствующего программного обеспечения, основанной на обобщении накопленного опыта построения программных систем с позиций современных информационных технологий.
Исследование развития программного обеспечения АСУ (ПО АСУ), в том числе программных продуктов по бухгалтерскому учету и экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятия, позволяет осуществить периодизацию развития средств и программ автоматизированной обработки экономической информации. Система периодизации отражает последовательное расширение функциональных возможностей отечественного ПО АСУ, средств коммуникации и других компонентов информационных технологий. Так, можно выделить восемь основных этапов развития средств механизации и автоматизации управления деятельностью хозяйствующих субъектов, а именно:
• этап первоначальной механизации отдельных экономическихвычислений и расчетов, связанный с внедрением первых счетных машин в практику учетно-аналитической работы (конец XIX в. - начало 20-х гг. XX в.);
• этап внедрения клавишных и перфорационных вычислительныхмашин (КВМ и ПВМ) для ведения механизированного учета и простейших аналитических расчетов на промышленных предприятиях России (середина 20-х - довоенные и военные годы (середина 40-х гг.));
• этап внедрения и использования разнообразных вычислительныхустановок (бухгалтерских, фактурных, номенклатурно-адресовальных машин), в том числе машин с автоматическим вводом исходных данных или счетно-перфорационные машин, для механизации различных стадий учетного процесса, главным образом на крупных предприятиях (середина 40-х - конец 50-х гг.);
• этап производства и внедрения в целях механизации учетно-ста-тистических и вычислительных работ универсальных и специализированных электронных счетных (цифровых) машин - этап начала автоматизации учетной работы на предприятиях страны,
перехода от механизации учетной работы к ее автоматизированной обработке (конец 50-х - середина 70-х гг.);
• этап широкого внедрение и развития АСУ (середина 70-х -конец 80-х гг.);
• этап внедрения в практику управления хозяйствующими субъек-тами персональных ЭВМ (ПЭВМ) - персональных компьютеров, начало этапа компьютеризации процесса управления, появления первых компьютерных программ по бухгалтерскому учету
(конец 80-х - начало 90-х гг.);
• этап интеграции ПК на основе локальных вычислительных сетей(ЛВС), активного внедрения компьютерных технологий в практику, прежде всего, бухгалтерской работы, отказ от распределенной обработки данных в пользу их централизованной обработки (середина - конец 90-х гг.);
• этап появления и внедрения Интернета и Интернет-технологий,создания многопользовательской среды и на этой основе возврата к централизованным технологиям обработки данных (конец 90-х гг. по настоящее время).
Исследование вопросов развития методики экономического анализа и возможностей обработки экономической информации позволяет в качестве одной из основных характеристик современного этапа развития экономического анализа выделить все более широкое и активное внедрение и использование в практике аналитической работы средств и технологий ее автоматизации. Только теперь научно-технический прогресс позволяет разрабатывать программные продукты, обеспечивающие проведение экономического анализа в режиме реального времени с необходимой степенью детализации и комплексности.
Однако сложность решения проблем теоретического обоснования организации экономического анализа в компьютерной среде и разработки программного обеспечения автоматизированных систем экономического анализа (ПО АСЭА) предопределена не только широким спектром направлений хозяйственной деятельности предприятий различных отраслей экономики, их форм собственности, но также и многообразием видов и задач самой аналитической работы, необходимой для эффективного управления предприятием в сложных и динамичных условиях рыночной экономики. На сегодняшний день, в силу приоритетности анализа финансового состояния и доходности деятельности хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики по сравнению с другими направлениями экономического анализа, наибольшее развитие по-
лучили программы, позволяющие оценить и проанализировать финансовое состояние хозяйствующего субъекта, а также достигнутые финансовые результаты хозяйственной деятельности. Эти два направления аналитических исследований составляют предметную область изучения финансового анализа.
Среди программных продуктов финансового анализа наибольшее развитие получили программы итогового и прогнозного финансового анализа. Так, в группе программ итогового финансового анализа наибольшее развитие и практическое применение получили программные продукты фирм «Инэк», «Интеллект-Сервис», компании «Про-Инвест ИТ», Долгопрудненского исследовательского центра (ДИЦ). К группе прогнозного финансового анализа можно отнести программные комплексы «Инэк-Аналитик» и «Инвестор» (фирма «Инэк»), программы Project Expert (компания «Про-Инвест ИТ»), а также программы инвестиционного проектирования фирмы «Альт-Инвест».
Несмотря на существующие функциональные особенности, программы «Инэк-Аналитик», «Инвестор», Project Expert, а также разработки фирмы «Альт-Инвест» позволяют осуществить разработку бизнес-планов и инвестиционных проектов, а также провести их оценку. С помощью этих программных продуктов возможны формирование прогнозной финансовой отчетности (бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств), а также расчет важнейших показателей экономической эффективности, таких как NPV и IRR, при различных уровнях рисков и схемах погашения кредитов.
Однако изначально основное внимание фирм - разработчиков ПО АСЭА было направлено на создание программ ретроспективного (итогового) анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проводимого на основе данных финансовой отчетности организации за несколько предшествующих отчетных периодов. Это объясняется прежде всего наличием достаточно хорошо разработанной как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе методики расчета и анализа финансовых коэффициентов на основе данных финансовой отчетности, а также доступностью информационной базы проведения таких расчетов.
Вследствие этого именно данная группа компьютерных программ заняла на сегодняшний день главенствующее место на рынке ПО АСЭА. Среди них наибольшее развитие и распространение получили программы ретроспективного (итогового) анализа. К таким программным продуктам относятся программа Audit Expert компании «Про-Инвест ИТ», аналитические программы серии «Аналитик» - «Инэк-АФСП», «Инэк-
АДП», «Инэк-Аналитик»1 - фирмы «Инэк», программа «Финансовый анализ» Долгопрудненского исследовательского центра, программа «Экспресс-анализ финансового состояния предприятия» компании «АльтИнвест», программа «Экспресс-анализ» Центра информационных технологий «Телеком-Сервис».
Анализ финансового состояния деятельности хозяйствующего субъекта, проводимый на основе названных программных продуктов, включает в себя исследование широкого круга вопросов - в частности, ликвидности и платежеспособности предприятия, уровня его финансовой устойчивости, оборачиваемости и рентабельности, движения денежных средств и др. В ходе анализа для характеристики указанных аспектов финансового состояния применяются как абсолютные, так и относительные показатели. Относительные показатели, или финансовые коэффициенты, рассчитываются в виде отношений абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций. В качестве основного источника информации при расчете финансовых коэффициентов в аналитических компьютерных программах используются данные финансовой отчетности организации.
Так, разработчики программы Audit Expert определяют ее как аналитическую систему для диагностики, оценки и мониторинга финансового состояния предприятия. Действительно, эта программа позволяет менеджменту предприятия как осуществлять внутренний финансовый анализ, так и взглянуть на себя извне - с позиции бюджета, контролирующих ведомств, кредиторов и акционеров. Базовой информацией для проведения анализа служат финансовые отчеты предприятия: бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Для проведения углубленного анализа Audit Expert позволяет использовать дополнительную информацию: сведения о распределении прибыли, имуществе и задолженности, другие данные бухгалтерской и управленческой отчетности, содержание и формат таблиц ввода которых пользователь может определить самостоятельно.
В основу действия системы Audit Expert положено приведение бухгалтерской отчетности за ряд периодов к единому сопоставимому виду, соответствующему требованиям международных стандартов финансовой отчетности. Такой подход делает результаты работы системы понятными во всем мире и позволяет оценить на основании полученных данных финансовое состояние предприятия.
В части, касающейся ретроспективного производственно-финансового анализа деятельности организации.
Audit Expert преобразует полученные данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках в аналитические таблицы.
Система позволяет провести переоценку статей активов и пассивов и перевести данные в более устойчивую валюту.
Реализация имеющейся в программе Audit Expert возможности корректировки показателей бухгалтерского баланса на основе индивидуально задаваемых коэффициентов переоценки представляет собой проведение переоценки согласно модели (методу) переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую (рыночную) стоимость (Current Value Accounting - CVA или Current Cost Accounting - CCA). Однако в рамках рассматриваемой программы при применении общего индекса цен к пересчету активов и пассивов баланса с учетом изменения покупательной способности денежной единицы возможна корректировка показателей согласно модели (методу) оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной способности (General
Purchasing Power - GPP или General Price Level - GPL).
Диапазон задаваемых коэффициентов переоценки достаточно широк (от О до 1000), что дает возможность учесть практически любые инфляционные и дефляционные изменения стоимостных оценок показателей финансовой отчетности.
Кроме того, в программе Audit Expert возможно представление аналитических таблиц с учетом проведенной переоценки в долларах США, что выполняется программой автоматически на основе справочника курса валют.
Таким образом, программа Audit Expert позволяет проводить гибкую корректировку показателей бухгалтерской отчетности предприятия с дальнейшей аналитической обработкой информации в рамках ретроспективного и перспективного анализа. Следует отметить, что проведение переоценки данных бухгалтерского баланса не является обязательным этапом обработки исходной информации в рамках рассматриваемой программы, что дает пользователю право выбора и принятия решения относительно целесообразности осуществления такой корректировки.
По данным аналитических таблиц осуществляется расчет стандартных финансовых коэффициентов, проводится оценка рисков потери ликвидности, банкротства, оценивается стоимость чистых активов и структура баланса, проводится анализ безубыточности и факторный анализ рентабельности собственного капитала.
В общем виде логическую структуру аналитической обработки информации в программе Audit Expert можно представить в виде взаимосвязанных, последовательно реализуемых этапов (см. рис. 11.1).
Этапы аналитической обоаботки Выходные формы
информации в программе Audit Expert
Рис. 11.1. Схема аналитической обработки информации в программе Audit Expert
Помимо решений стандартных задач, Audit Expert одновременно предоставляет возможность реализации собственных методик пользователя для решения широкого круга задач анализа, диагностики и мо-
ниторинга финансового состояния. Базируясь на данных аналитических таблиц, можно реализовать дополнительные методики оценки анализа финансовой деятельности предприятия. Пользователь может ввести расчетные формулы (шаблоны) интересующих его дополнительных аналитических показателей- Расчетные формулы составляются в непосредственном диалоге с системой и записываются, как и в Excel, в таблицах. Этот инструментарий позволяет при создании собственной методики использовать для анализа исходные данные любой структуры. При этом возможность импорта данных исходных и аналитических таблиц в редактируемый сценарий позволяет избавиться от рутинной работы ввода данных и использовать при конструировании собственных сценариев ввода и обработки финансовых данных ранее созданные.
Однако следует подчеркнуть, что реализация описанных функций
Audit Expert предполагает высокий уровень подготовки пользователя в области финансового анализа.
Система Audit Expert позволяет на основании бухгалтерской отчетности построить прогноз финансовых показателей, т. е. рассчитать прогнозные данные финансовой отчетности, а также значения финансовых коэффициентов на ближайшие периоды. Используя функцию прогноза, можно оценить время, в течение которого финансовые показатели достигнут критических значений, если существующая тенденция сохранится.
С помощью специального приложения к профессиональной версии системы Audit Expert - Audit Integrator — возможно проведение сравнительного анализа. При этом можно воспользоваться базой данных финансовой отчетности крупнейших российских компаний в различных отраслях, представляемой на сайте компании «Про-Инвест ИТ». Компании, включенные в базу данных, отобраны на основании ежегодного рейтинга крупнейших компаний России «Эксперт-200», публикуемого журналом «Эксперт». Кроме того, включенный в систему Audit Expert специальный конвертор формата файла позволяет в целях сравнительного анализа воспользоваться содержащейся в открытом доступе на сайте ФКЦБ официальной бухгалтерской отчетностью большого числа организаций. Данные с указанного сайта объединяются с данными анализируемого предприятия, что дает возможность составить рейтинг организации в соответствии с выбранными пользователем критериями. На основе данных, представленных в таблицах Audit Expert, можно автоматически получить как стандартные встроенные графики или диаграммы, так и подготовить дополнительные, отражающие состояние и динамику аналитических показателей.
По результатам проведенного анализа система позволяет автоматически получить ряд экспертных заключений о финансовом состоянии. Система Audit Expert снабжена генератором отчетов, позволяющим подготовить необходимые отчеты произвольной структуры, а также включить в них таблицы, графики, текстовую информацию и иллюстрации. Данные аналитического баланса, полученного в Audit Expert, могут экспортироваться в программу Project Expert и использоваться для описания исходного финансового состояния предприятия.
В настоящее время к наиболее широко представленным на рынке аналитическим программам относятся также программы серии «Аналитик» фирмы «Инэк». Они различаются спектром решаемых задач. Так, исходная программа «Инэк-АФСП» содержит минимальный набор расчетов. Вместе с тем программа «Инэк-АФСП» дает возможность рассчи-
тать широкий круг аналитических показателей, характеризующих ликвидность, финансовую устойчивость, оборачиваемость, рентабельность. Программа предназначена для анализа финансового состояния, мониторинга и сравнения предприятий и организаций различных видов деятельности. Является неоднократным победителем международных конкурсов программного обеспечения в области финансов и бизнеса.
Каждая последующая программа серии «Аналитик» наряду с новыми функциями включает в себя возможности предыдущей. Так, программа «Инэк-АДП»[5], помимо анализа финансового состояния, позволяет сделать расчет дополнительных показателей и провести, например, анализ структуры финансовых результатов, структуры выручки от продажи продукции, факторный анализ финансовых результатов, дать характеристику движению материальных запасов и готовой продукции, определить уровень безубыточности предприятия, измерить объем продаж на один рубль затрат. Следует подчеркнуть, что пользователь при этом не имеет возможности внести изменения в алгоритмы расчета тех или иных аналитических показателей или методики проведения того или иного анализа. Так, например, в факторном анализе прибыли в рассматриваемой программе выделены только два фактора - эффективность использования ресурсов и изменение цен на продукцию и ресурсы2. Представляется, что такой подход как по количеству выделенных факторов, так и по их качественным характеристикам, допускающим, например, объединение в одном факторе цены двух разнонаправленных по действию на результативный показатель факторов, не дает должной глубины анализа.
Программный комплекс «Инэк-Аналитик», включая полностью возможности программ «Инэк-АФСП» и «Инэк-АДП», дополнительно позволяет выполнить комплекс работ по планированию деятельности предприятия. На сегодняшний день существуют два основных варианта программного комплекса «Инэк-Аналитик»: собственно «Инэк-Аналитик», предназначенный для анализа и планирования деятельности предприятий и организаций, основным видом деятельности которых является производство продукции или оказание услуг, и «Инэк-Аналитик (Т)», предназначенный для анализа и планирования деятельности организаций, основным видом деятельности которых является оптовая и розничная торговля.
В целом использование программного комплекса «Инэк-Аналитик» дает возможность решить многие задачи анализа финансово-экономи-
Так, программа Sales Expert предназначена для управления сбытовой деятельностью компании. В ее базе данных хранится вся необходимая информация о клиентах и проведенной с ними работе на всех этапах сделок - от первых переговоров до оплаты и поставки товара. С помощью этой программы возможно оперативное получение точных данных об объемах продаж, представленных в любом необходимом разрезе (по отделам, менеджерам, группам товаров, регионам, отраслям и другим аспектам). Программа позволяет определять результативность маркетинговых акций и проводить анализ причин отказа от покупки, осуществлять на этой основе контроль работы менеджеров по продажам и корректировку маркетинговой деятельности организации.
На основе использования программы Marketing Expert проводятся оценка положения компании на рынке, сравнительный анализ ее сбытовой деятельности, формируется оптимальная структура сбыта продукции. Система позволяет определить доходность и прибыльность различных сегментов рынка и товаров, долю рынка компании, темпы роста доли рынка. Применение общепринятых аналитических методик (GAPанализ, сегментный анализ, SWOT-анализ, Portfolio-анализ) оказывает помощь в разработке оптимальной стратегии и тактики работы компании на рынке, в оценке рисков и расчете основных плановых финансовых результатов. Разработанный с применением Marketing Expert план маркетинга может быть использован для прогнозирования объемов сбыта в программе Project Expert.
Программа Forecast Expert является инструментом прогнозирования экономических показателей и анализа тенденций рынка. С ее помощью возможно составление прогноза относительно будущего объема продаж и доходов компании, уровня спроса на услуги или изделия, курсов валют, акций или фьючерсов, остатков денежных средств на счетах.
В целом же абсолютное большинство программ по анализу финансового состояния предприятия, как уже отмечалось, представляет собой программы ретроспективного анализа данных финансовой отчетности. Совершенствование таких программ на протяжении многих лет проводилось главным образом путем количественного наращивания возможностей расчета как можно более широкого круга финансовых коэффициентов. При этом практически не затрагивалась качественная сторона вопроса. В итоге были созданы программы, позволяющие рассчитывать более сотни финансовых коэффициентов.
Однако такие программные продукты представляются слабо адаптированными к требованиям управления хозяйствующим субъектом. При их использовании создается ситуация, при которой становятся крайне
затруднительны формулирование выводов по результатам проведения анализа, выделение проблемных вопросов и областей в хозяйственной деятельности субъекта. Подобное положение усугубляется при недостаточно высоком уровне квалификации пользователей таких программных продуктов. Не случайно некоторые фирмы - разработчики программ по анализу финансового состояния предприятия ввели в свои программные продукты дополнительные функции, позволяющие в автоматическом режиме формулировать выводы по результатам проведенных расчетов финансовых коэффициентов (фирма «Интеллект-Сервис», Центр информационных технологий «Телеком-Сервис»), а также создавать достаточно объемные аналитические заключения (фирма «Инэк»). Подобное расширение функциональных возможностей программных продуктов, способствующее более широкому применению компьютерных технологий в практике аналитической работы, можно рассматривать как положительный опыт дальнейшего их совершенствования.
Определенную проблему в практическом применении аналитических компьютерных программ представляет используемая в них терминология. Исходя из этого направлением совершенствования программ по анализу финансового состояния предприятия можно назвать работу программистов, связанную с систематизацией терминологии и алгоритмов расчета финансовых показателей. Именно по этому пути совершенствования программных продуктов шло в последнее время большинство фирм - разработчиков программ по анализу финансового состояния.
В результате можно констатировать, что на сегодняшний день абсолютное большинство разработанных ведущими фирмами программных продуктов по анализу финансового состояния предприятия используют более корректные терминологию и алгоритмы расчета финансовых коэффициентов.
Вместе с тем, несмотря на достаточно глубокую проработку вопросов методологии и методики анализа финансового состояния предприятия в условиях рыночной экономики, существует потребность в дальнейшем совершенствовании уже известных методик анализа. Как показывает опыт, большинство зарубежных и российских публикаций последних лет были в основном посвящены анализу отдельных финансовых коэффициентов. Таким образом, сложилось представление о методологии финансового анализа как о совокупности некоторого набора финансовых коэффициентов, подчас не связанных друг с другом. Такое видение финансового анализа нашло отражение в постановке задач при разработке соответствующих аналитических программ, что в результате сказывалось на снижении действенности самого анализа как инструмента обоснования управленческих решений.
Таблица |
11.1 |
i
j
Если в рамках использования того или иного программного продукта имеется возможность реализации конкретной функции, то в таблице это отмечено знаком «плюс» («+»), если такая возможность отсутствует, то в соответствующей позиции таблицы стоит знак «минус» («-»). Если же рассматриваемая функция представлена в значительно меньшей степени, чем в других программах, по сути дела является лишь обозначенной, а не действительно реализованной, то в соответствующей позиции таблицы проставлен знак «плюс-минус» («±»).
Как видно из табл. 11.1, основные возможности наиболее распространенных аналитических программ связаны с проведением ретроспективного финансового анализа. К числу наименее разработанных аспектов построения таких программ следует отнести вопросы методики аналитической корректировки стоимостных показателей информационной базы анализа, расширение самой информационной базы за счет включения в нее данных счетов бухгалтерского учета, в том числе и аналитических счетов, а также внеучетной информации.
В заключение выделим основные особенности современного экономического анализа в компьютерной среде:
• обеспечение системности экономического анализа, что обусловле-но необходимостью четкой формализации аналитических задач при их решении в автоматизированном режиме. Формализация аналитических задач устраняет их дублирование, способствует более четкому определению объема и качественного состава информационной базы экономического анализа;
• повышение обоснованности управленческих решений, что связа-но с возможностью анализа воздействия достаточно широкого круга внутренних и внешних факторов, оказывающих существенное влияние на исследуемый объект;
• повышение достоверности и надежности полученных результатови выводов, поскольк